?

Log in

No account? Create an account
Простые вещи - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Простые вещи [Jan. 18th, 2016|03:14 am]
Григорий
[Tags|]

Ладно, я обнаружил, что у меня проблемы со сложными текстами, потом я обнаружил, что у меня проблемы с простыми текстами, тогда займёмся самыми простыми.

***

И это я написал вчера. Или позавчера.

***

Но всё равно есть пара вещей, которая мне покоя не даёт. Как заноза.

Например, коммент emerhweid:

"Кстати, пришло в голову - как можно описать татибы в отрыве от конкретной политической ситуации. Каждая из них по своему отвечает на вопрос, что является источником власти, вроде вот этого:
http://gest.livejournal.com/1123443.html

Белые: Традиция (какая бы она ни была)
Синие: Народ (ну, в идеале)
Красные: Идея (что не соответствует Учению, должно исчезнуть)
Желтые: Великий Хан! (ну или Сила)
Черные: Деньги (или другая, принятая в обществе система отображения личных заслуг)"


Собственно, я об этом уже пытался писать:

"Ассиметричность" татиб, как и их способность к заключению союзов, вытекает из того, что у каждой из них есть своё представление о том, какая сфера в социуме является самой важной.

Например, синяя татиба делает упор на политику. Ей нужна демократическая политика и сменяемость властей. При наличии демократической политики с постоянными выборами, парламентской борьбой, агитацией, коалициями, публичными дискуссиями, любые другие проблемы является не более чем "временными трудностями" или "особенностями переходного периода на пути к демократии". А вот если демократии (или хотя бы движения в эту сторону) не обнаруживается, тогда вердикт однозначен: "гори в аду, страна-дьявол, отвергшая свет истины!"

Чёрная татиба делает упор на экономику. Опять же - должен быть свободный рынок, должен быть частный капитал, вмешательство государства должно быть минимальным, всё остальное некритично.

Белая татиба помешана на культуре, понимаемой в крайне консервативно-традиционном ключе. Окружающая реальность должна быть соразмерна, прилизанна, благообразна и благопристойна, а главное - соответствовать заветам предков.

Жёлтая татиба фанатеет от силовых структур, причём в большей степени от спецслужб, а не от армии. Спецслужбы стоят выше армии, потому что в армии слишком много "белого". (Лучше быть клериком Тетраграмматона, чем гусарским офицером.) Эстетика для "жёлтых" не так важна, как для "белых" - они способны спокойно переходить от имперской пышности, в случае союза с белой татибой, к аскетической строгости, в случае альянса с красной, и наоборот. (...)

Красная татиба, вроде как, концентрируется на производстве: промышленности и науке, производстве вещей и производстве знаний. И производстве средств производства вещей и знаний, естественно. Но со стороны они кажутся дикими фанатиками и схоластами, готовыми удавиться "за единый аз". Что для них всё-таки важнее - идеология или власть рабочих? Видимо, суть в том, что они эти вещи не разделяют - в центре их вселенной находится теория, но теория практическая, единственно истинная и научная. "Учение всесильно, потому что верно". Эта теория и позволяет научно перестраивать реальность с опорой на научно-преобразованную промышленность и науку. В общем, главное - это наука.


Вкупе с замечанием arishai: "Культура, наука, политика и проч. должны соответствовать [идеологии]. Да и кажется больше, что [красные] считают её не столько научной в смысле "научной", сколько научной в смысле "логичной" и "подкреплённой доказательствами".

Так вот, возвращаясь к комменту emerhweid'а.

Там есть два пункта, которые я хотел бы уточнить. Один практичный, а другой философский.

Практичный состоит в том, что для чёрной татибы утверждение вида "источником власти являются деньги" => "власть должна быть у того, у кого больше денег", фактически неверно.

Во-первых, потому что если у какого-нибудь человека вдруг окажутся все деньги на свете (всё золото мира), то у него не будет ничего, ни денег, ни власти. Потому что мировой экономике всё равно потребуется какой-то эквивалент стоимости для заключения сделок, и это значит, что в связи с утратой старых денег, переместившихся в тумбочку к одному единственному субъекту, Рынок создаст новые деньги. И люди будут менять на них товары и использовать их для взаиморасчётов. А старые деньги при этом не будут стоить ничего. А вот если человек производит нужные товары и полезные услуги, и при этом обладает запасом собственных денежных знаков, удобных для взаимных расчётов и трудных для подделки, то хотя бы он эти деньги штамповал из бумаги, а не из золота, люди всё равно будут их брать и использовать для сделок в между собой, пока этот человек будет сам их принимать, и пока его услуги будут чего-то стоить.

Во-вторых, чёрная татиба вообще не считает власть чем-то сакральным. Это тоже нужно понимать. Власть не у тех, кто смог её купить, а у тех, кто смог свою власть кому-то продать. Если власть нужна, значит, есть кто-то, кто готов за неё платить. Люди сами наймут того, кто готов поддерживать порядок, того, кто станет осуществлять арбитраж и того, кто способен написать или отредактировать свод правил и служебных инструкций для данной территории. А люди и организации, оказывающие такие услуги, конкурируют на свободном Рынке по соотношению цена-качество-бренд. Представьте себе коммерческую ролевую игру для серьёзных господ. Люди скинулись и заплатили организаторам взносы, организаторы наняли Главмастера и выдали ему бюджет на проведение игры. Кто главный на полигоне? Главмастер. Потому что у него больше всего денег? Нет, потому что люди были готовы купить у него эту услугу. Богач слушается личного врача не потому, что врач - богач, а потому что богач платит личному врачу приличные деньги как раз для того, чтобы его слушаться.

Да, в следующей части я хотел бы разобрать вопрос о том, почему не совсем правильно говорить, что для синей татибы источником власти является народ: дело в том, что на народ, при необходимости, могут ссылаться четыре татибы из пяти (кроме чёрных, которые иногда любят бравировать своей "антинародностью"). Просто в каждом случае это будет разный народ.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: emerhweid
2016-01-18 02:51 am (UTC)
Окей, я, похоже был не совсем правильно понят (оно и неудивительно, очень уж сжато я выразил мысль). Власть, которую дают деньги для Черного общества - власть не политическая, а реальная. Аkа возможность влиять на жизнь общества. В том числе право нанимать менеджеров для политического управления государством.
Может показаться, что любое общество, где пользуются деньгами, дает их обладателю некую власть, но из истории мы знаем, что это далеко не так. В феодальном обществе купец может быть сколь угодно богат, но к управлению страной его не допустят никогда, поскольку он не аристократ (если за деньги можно купить титул, то это совсем другое дело). В демократическом обществе также нельзя напрямую купить себе должность - нужно вначале устроить предвыборную кампанию и убедить людей отдать свои голоса за тебя. В раннем СССР, как мы можем видеть в произведениях того времени, много денег было иметь просто опасно (если ты не принадлежишь к партийной верхушке, разумеется).
Таким образом, в моем понимании, общество черной татибы - мир, где на самом деле все продается и покупается. И все считают это нормальным. Потому что "если ты такой умный, то почему такой бедный".

Про власть народа у тебя хорошо написано в тексте о трех источниках власти. Соответственно, выражение "источником власти для синей татибы является народ" нужно понимать именно так, как написано там.

Edited at 2016-01-18 03:07 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-01-18 02:50 pm (UTC)
А я о том, что если говорить об источнике власти, то деньги не могут быть источником власти. Деньги, как эквивалент стоимости товаров и услуг ("идеальные деньги"), являются кровью Рынка, не более того. Я поэтому и привёл пример с человеком, у которого будут все деньги. Все деньги = ни денег, ни власти.

Более того, если говорить о реальных деньгах, то реальные деньги эмитируются сюзереном и взимаются им в качестве налогов, как замена трудовой или продовольственной повинности поданных.

А чёрные всё это в гробу видели, как и государство в целом.

Как говорил Христос, на деньгах портрет кесаря, и налоги собирает кесарь. Как такие деньги могут быть источником чего-либо хорошего, с точки зрения "чёрной татибы"?

Короче, в той степени, в какой источником власти у жёлтых является Хан, в такой же степени источником власти в чёрной татибе будет сама Невидимая Рука. А деньги - всего лишь свидетельство её милости, оказанной верными. (По схеме ветхозаветно-протестантского монотеизма.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_horse
2016-01-19 09:31 am (UTC)
Да, но, к примеру, половина всех существующих денег у одного человека = власть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-01-19 10:28 am (UTC)
Только если эта половина защищена монополией сюзерена.

Но в целом, тогда уже придётся говорить о сложной формуле, описывающей отношения денег и власти :).

(А на самом деле, как говорил граф Монте-Кристо, собственность важнее денег.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_horse
2016-01-19 10:29 am (UTC)
Но начинал тот же граф все-таки с денег.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-01-19 11:05 am (UTC)
И поэтому в книге лакуна на несколько лет, охватывающая события, превратившие чемодан денег в бесконечные ресурсы :).

Но и опять же - это был не чемодан денег, как таковых; это был чемодан драгоценностей, которые люди хотели купить.

Я всё пытаюсь свести к этому. Продавать важнее, чем покупать. При феодализме, да, есть феодал, который владеет землёй и получает с этой земли ренту, за счёт чего обладает значительными средствами и может покупать разные вещи. Его богатство (выраженное в земле и драгоценных металлах) даёт ему власть. Но тут-то (в идеальном мире чёрной татибы) ситуация совершенно другая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-01-18 02:51 pm (UTC)
Это, кстати, частично к тому, почему даже Север МКЦ - это ещё не чёрная :).
(Reply) (Parent) (Thread)