?

Log in

No account? Create an account
"Шабаш ведьм" и венгерский национальный миф - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Шабаш ведьм" и венгерский национальный миф [Jan. 31st, 2016|05:12 pm]
Григорий
[Tags|, , ]

  — Большая птица не выберется из темницы, а мелкую растерзает вороньё.
Мораль фильма.


Друзья мои, я в смятении. vasilisk_ написал длинный пост о венгерском фильме "Бал сказок" 1983 года (ссылка на Ютуб). Я решил не читать этот пост, пока не посмотрю фильм целиком, чтобы наиболее полным образом насладиться изгибами мысли автора.

Но теперь я посмотрел фильм, и мне хочется самому о нём написать. А пост Василиска пока не читать, чтобы не затуманить собственное восприятие.



Фильм относится к жанру, который moskovitza могла бы определить, как фэйрипанк (в духе советских "Сказок старого волшебника", американского "Десятого королевства", сериалов "Однажды в сказке", "Гримм" и комиксов "Fables" от Vertigo и "Grimm Fairy Tales" от Zenescope). В оригинале фильм называется "Шабаш ведьм", и это многое о нём говорит. [И да, он был снят в 1983 году, но в прокат вышел только весной 1984. Дата "1984" настолько символическая, что её даже можно считать частью художественного замысла.]

Сказочные герои собираются в волшебном замке Спящей Красавицы, чтобы лично присутствовать при её пробуждении. Спящая Красавица спала ровно сто лет, действие заклятия кончается, и если её не разбудит поцелуем правильный принц, она просто умрёт. Сказочный принц уже найден, и теперь он тоже спешит в замок.

Тонкость в том, что образ принца в фильме распадается на три части. Во-первых, это Светлый Принц в белоснежных одеждах, избранный, которому самой судьбой и братьями Гримм предначертано разбудить Спящую Красавицу.

Во-вторых, это Старый Принц, который любил Красавицу на предыдущем витке, сто лет назад. Потом он отправился на войну, потому что долг для него был превыше всего, а пока он воевал, его избранница уколола палец и заснула. И теперь Старый Принц, дряхлый старик, отказывается умирать, пока снова не увидит свою любовь живой и прекрасной. Он ждал этого сотню лет.

Наконец, это Тёмный Принц, темноволосый юноша в чёрном, который сопровождает в замок старого принца, своего дедушку, и который сам уже давно и безнадёжно влюблён в Спящую Красавицу, знакомую ему по дедушкиным рассказам. Тёмный Принц является самым таинственным персонажем фильма, потому что он явным образом не из этой сказки. Скажу больше - такое чувство, что в этом сюжете он единственный обладает свободой воли.

В этот самый момент, на исходе цикла, власть в сказочной стране решают захватить отрицательные персонажи, ведьмы и черти, во главе со Злой Мачехой, королевой ведьм. Тем более, что на праздник пробуждения приехали и сами братья Гримм, авторы половины из представленных сказок. ("Папы Гримм", как их ласково называют собравшиеся, выглядят умилительной гейской парой. "Но они же братья!" - скажите вы мне. Хех, покажите мне девочку-слэшерницу, которую остановили бы такие соображения.) Пока сказочники находятся в собственной истории, у них нет и десятой доли обычной силы, что делает их уязвимыми.

Светлый Принц схвачен на пути в замок и брошен в темницу. Уснувшие придворные заменены чертями-актёрами, а оригиналы отправлены в чулан. Спящую Красавицу отнесли на чердак, а на её место улеглась юная ведьма, судя по всему, дочь Мачехи, главной ведьмы. Один из чертей облачился в одежды захваченного принца и взял на себя его роль. Лже-Принц целует лже-Красавицу, она "просыпается", и вместе с ней "просыпается" весь её двор. Сказочные герои празднуют начало нового цикла, пока Волк, подручный Мачехи, обезвреживает их одного за другим и бросает в темницу, к настоящему принцу. Старый Принц страдает в уголке, потому что любовь всей его жизни его так и не узнала.

Ключевых моментов в дошедшей до нас версии сюжета два.

Во-первых, юная ведьма влюбляется в Тёмного Принца, который ухаживает за ней, считая её проснувшийся Красавицей. Она хочет убежать вместе с ним и стать человеком, настоящей женщиной. ("Я хочу быть не колдуньей, а женщиной... Ради тебя я готова стать человеком, и больше никогда не вспоминать о том, что я умела летать на метле" - чёткий антифеминистический посыл.) Злая Мачеха убеждает ведьмочку, что люди умеют любить, но люди умеют и предавать. Человеческая судьба - это короткое счастье и долгие страдания. Тут Тёмный Принц как раз находит на чердаке настоящую Спящую Красавицу, и, естественно, сразу же влюбляется в оригинал и отрекается от подделки. Особый смак в том, что Красавицу и юную ведьму играет одна и та же актриса. Ведьмочка понимает, что Мачеха была права, но всё равно умоляет её сохранить Тёмному Принцу жизнь. "Лучше моли о том, чтобы я тебе сохранила жизнь", - журит её главная ведьма, мягко намекая лже-Красавице о почти что состоявшемся предательстве ведьминого дела. Мачеха ставит следующее условия: она не станет убивать Тёмного Принца, если юная ведьма сама, лично его проклянёт. Та собирает в кулак осколки своего разбитого сердца и произносит приговор: "Чтобы тебя никогда не любил никто, кого полюбишь ты". После этого Тёмный Принц считается обезвреженным. Он даже не решается поцеловать Спящую Красавицу, так как Мачеха напоминает ему, что с ним она всегда будет несчастна.

Во-вторых, уже после захвата власти Мачеха пытается убедить семейную парочку "пап"-Гриммов перейти на её сторону и переписать старые сказки в угоду новому режиму. (В том числе, напоминая им, что во власти Гриммов продлить сон Красавицы ещё на сто лет - иначе она просто умрёт в отсутствии Принца.) Это стоит процитировать.

  —  Вы, как ни странно, очень чувствительны, дорогие мои папы Гримм. А сколько несчастных злодеек и ведьм вы безжалостно обрекли на смерть? ...Должна восторжествовать справедливость! По крайней мере, сказочная справедливость... Милые папы, вы должны заново переписать ваши сказки. Во всяком случае, изменить концы сказок... Я предлагаю вам союз!
  —  Перейти на сторону творящих зло?!
  — Нет. На сторону тех, кто оказался достоин вашего пера. На сторону умных и талантливых. Папы, вы не можете отрицать, что мы всегда были вам симпатичны. Вы нам дали волшебную силу, способность летать, способность превращаться...
  — Мы создавали равновесие между добром и злом.
  — Так нарушьте это равновесие!
  — А что будет с добром? С положительными героям?
  — Они должны сами о себе позаботиться. Вы только посмотрите, кого вы защищаете! ...Что же, я хотела избежать кровопролития, я бы вам сохранила жизнь, но раз так...
  — А дети? Что скажут дети?
  — "Что скажут дети". Мы напишем для них новые сказки. Похожие на те, что были раньше. Я думаю, для начала мы изменим детали. А затем уже перепишем полностью все концы сказок. И дети уже очень скоро привыкнут к новым сказкам!
  — Нет. Уж лучше смерть.
  — А мы обойдёмся и без вас. Ведь это так просто. Вы пока посидите у нас в темнице, а мы переделаем каждую вашу сказку по своему вкусу, и скоро все забудут, что эти истории когда-то были другими!


(Там ещё звучит фраза о том, что Мачеха больше не хочет убивать Белоснежку. Она готова просто её изуродовать.)

Почему я использовал слова "в дошедшей до нас версии"? Потому что везде лежит часовая советская версия фильма, над которой прилично поработали ножницами. В оригинале и в международном прокате этот фильм был на 25 минут длиннее. После разговора Мачехи с Гриммами была ещё целая сцена с Великаном, рептилоидами (да, в фильме есть рептилоиды) и многоголовым драконом, которая, судя по всему, более подробно показывала последствия смены власти в сказочной страна. Это был целый отдельный сюжет, он шёл почти двадцать минут, и в СССР он сразу же отправился в корзину. Я знаю, что там вырезали, но я не могу достать полную версию фильма. Я даже не имею в виду, что я не могу достать полную версию на понятном мне языке, нет, она вообще недоступна. Можно сказать, что у нас практически никто не видел этот фильм в том виде, в каком его создали авторы.

В советской версии сразу после разговора Мачехи с Гриммами начинается процесс переделки сказок. Золушка спешит домой с бала, а умная мачеха (другая злая мачеха, мачеха Золушки, а не Злая Мачеха Белоснежки, которая королева ведьм) подменяет потерянную Золушкой туфельку туфелькой своей дочери. "Я женюсь на девушке, которой подойдёт эта туфелька", - радостно объявляет принц-из-Золушки. "Но ведь ему нужна другая девушка", - вздыхает Тёмный Принц. "Ему нужна вторая туфелька", - припечатывает главная ведьма, проливая свет на истинную мотивацию принца-фетишиста. 

И раз уж я почти всё рассказал, то осталась только концовка. Все положительные герои оказываются в темнице. Светлый Принц совсем ослабел от жажды и издевательств - он полуобнажён, закован в цепи и вообще слегка напоминает Христа. Близится полдень, после которого Спящую Красавицу уже невозможно будет разбудить. Тёмный Принц пытается уговорить Гриммов изменить сказку или сотворить чудо, но сказки они менять не могут, а "у чуда есть цена, и немалая". Тогда герои сказок приносят в жертву свои главные свойства - Белоснежка отдаёт свою красоту, Гензель и Гретель - свою любовь друг к другу, Простак - свою храбрость, Красная Шапочка - свой весёлый нрав, а Поросёнок - свой аппетит. Нужен посланник, который сможет донести эти качества до адресата. Но замок сторожат чёрные вороны, которые в фильме служат зримым олицетворением ведьмовской силы и власти. Тогда Тёмный Принц достаёт из воздуха свой символ, чёрного голубя - птицу, которая достаточно мала, чтобы улететь из темницы, и при этом способна остаться незамеченной на фоне кружащегося воронья.

Голубь прорывает информационную блокаду. Дети по всему миру узнают, что сказочные герои попали в беду, и начинают штурм замка. Зло повержено, добро торжествует, дети великодушно прощают отрицательных персонажей, потому что "без них сказка не сказка". Тёмный Принц буквально тащит на себе Светлого Принца, чтобы успеть к Спящей Красавице до того, как часы пробьют полдень - Старого Принца они оставляют внизу. Наконец, на последних секундах Светлый Принц целует Спящую Красавицу, и она просыпается. К Светлому Принцу возвращается его сила, к сказочным героям возвращаются их качества, которые они отдали для того, чтобы вызвать подмогу. (Надо сказать, что в конечном счёте чудо им обошлось довольно дешёво.) Спящая Красавица узнаёт Старого Принца, со вздохом произносит "как же ты постарел", и идёт праздновать свою свадьбу со Светлым Принцем. Хэппи-энд.

[Это вам не "Сказки старого волшебника", ага.]

Сказочные герои расходятся по своим сказкам, и на развилке дорог Тёмный Принц встречает юную ведьму. "Ты прокляла меня", - говорит он. "Ты обманул меня", - отвечает она и исчезает, чтобы присоединиться к остальным ведьмам. Фильм заканчивается тем же, чем он начинался - ведьмы с хохотом несутся по небу, невидимые для простых людей.

Для меня у фильма два очевидных смысла - мистический-метафизический и политический-антисоветский. (Это если не считать оболочки, под которой этот фильм "продавали" социалистической цензуре - ну там "сказки - это хорошо", "плохо быть плохим", "дети - цветы жизни".)

Метафизический слой, очевидно, завязан на рептилоидов, на уже упомянутых мной ворон, символизирующих потоки колдовской энергии, на замок Спящей Красавицы, который представляет собой полноценного персонажа - он огромный, механический, вращающийся и поднимающийся над землёй на вытянутой ноге-подставке, запутанный, сложный, постоянно меняющийся внутри, невозможный и полный иллюзий. Характерно, что на стороне зла сплошь хтонические персонажи: рептилоиды, черти-фавны, ведьмы и хищные антропоморфные звери, типа Волка. Всё это предаёт происходящему оттенок бунта морлоков против элоев, асуров против дэвов. Не зря Злая Мачеха говорит, что они прежде всего требуют справедливости.

Я недавно увидел в ЖЖ ссылку на одного психа, и да, он законченный псих, там на первом слое погружения псевдоистория в духе Фоменко, а ещё глубже идёт какой-то непереносимый поток информационного хаоса, и всё это полито щедрым слоем шизофазии. Но как бы то ни было, этот человек писал про тот самый миф:

"Попробуем заняться сугубо реконструкцией.  Представим себе, взяв за основу легенды и сказания, что в некоем отдалённом прошлом, были некие существа, которые отразилась как боги, герои и тп, что в условиях особого цикла, названного золотой век, могли обладать способностями выходящими за пределы обычного, земного человека и стоящие выше над животным началом. (...)

При этом, при нисходящем цикле (условно - опускании их чаши\меры\мира весов), способности этой расы богов опускались на нет, выражаясь в деградации и полном бессилии. Они утрачивали свои способности и ничем не отличались от тех, кого они называли смертными. Это и есть павшие боги и темный век. При этом, темный он исключительно для богов. Иным же, другой чаше весов, тем, кто был смертным и земным,  напротив, даны «свобода воли» - те свобода от воли богов, которых более нет. Ибо если боги утратили свои способности к божьему суду, то нет и активного проявления божьей воли как результата прямого знания. Следовательно, обычному земному человеку, привыкшему жить по воле богов, остается только «свобода воли».  Которая, в свою очередь, сменится новым циклом божьей воли – пришествием богов, которые «все знают». (...)

Только в терминах линейной истории (думаю те, кто воспринял картинку, уже поняли, почему нужна линейная история – если хочешь что то сохранить неизменным, поменяй все) эти боги как бы плохие и хорошие. Нижние и верхние. Но если посмотреть на это со стороны цикличной системы и правила смен (или скажем так, договорённости о сменах властвующих), то очевидным становится факт – в определенный момент «верхние» боги (в терминах не добра или неба, но сугубо чаш баланса), отказались уступать «нижним» (в том же смысле) богам власть.  При этом предприняли массовую дискредитацию последних. Породив множество легенд о «демонах»  и «дьяволе». (...)

При этом если в определённый момент данное было истинным – высшие боги были более развиты и более сильны, а простые земные, примитивны и убоги, то теперь разница в образовании, манерах и культуре не так заметна. Я говорю о человеческом сообществе имитирующим золотой век богов-над-смертными. Восстание обездоленных – это попытка свергнуть узурпаторов и вернуть власть богам земных.  Потому что земные, бесправные, это их сторонники.  Отсюда религиозный пыл любой революции и ее стихийная мания впадения в оккультизм.  Любая революция всегда исходит из той же концепции противостояния узурпаторов и неправедно обделенных.

При этом сами боги, помнили цикличность своей природы, в то время как их «племена и народы», имели лишь ограниченный доступ к этим знаниям – жрецы и высшие посвященные (священные короли или их заместители).

Представим себе, что знающие правду о цикличности, подходят к концу цикла и ощущают свой упадок. Они пытаются его компенсировать, ищут способов удержания своего состояния. Рождаются ритуалы, верования, артефакты, все имеющие роль в терминах активной энергии, но абсолютно бесполезные когда энергия исчезнет. Это как смартфон без электричества попавший в каменный век. Знающий, скажет что через время наступит век электричества и смартфон заработает вновь. Но по сути, долгое время, это бесполезный артефакт. Так, игрушка жрецов для простаков. Разница лишь в том, что вместо смартфона были сами боги (или их мозг\кровь\тело и тд), а вместо электричества – особое состояние геомагнитного поля земли, которое однако, воздействовало не на всех. При этом, знающие знают, что их ждет бессилие. Их «поданные» не в курсе, но вот они сами… Более того, их много и они разные. Как и нынешние богачи и правители – ведь капитал это точно такой же суррогат божественной энергии, только выраженный в земном эквиваленте. Своего рода божественность земных, где последние стали первыми. Вся та же чаша весов – ведь Земля следует балансу. Те, кто был рабом, теперь получил «свое время». И как нынешние «боги» всеми силами пытаются удержаться в борьбе за вершину власти, так и прежние боги делали тоже, только их власть была куда иного рода и сами они мыслили циклами. Грубо говоря, их задача «день простоять да ночь продержаться» - дотянуть до нового цикла, где они вновь станут "богами".

Добавим еще одну идею. В момент окончания цикла, когда силы богов были в упадке, наступил период, когда партия «дьяволов», земных богов или как вернее, богов для земных, должна была получить свою очередь на правление.  Свой золотой век, который бы завершил Цикл Богов. Нет нужды говорить, что будучи земными богами на грани перехода к земным энергиям и возвышению «земных» (смертных), они получили бы особое преимущество. Но им не дали. Их свергли. Это и есть битва богов.

Это и есть причина культа «дьявола» и «языческих богов». Почитавшие их тайно, почитали их исходя из убеждения, что сейчас законные боги другие, а правящие боги – узурпаторы. В противовес им были те, кто считал иначе и называл старых богов истинными, победившими хаос и нашествие демонов. Сохранивших мировой порядок. Что было абсолютной истиной. В момент падения чаши\меры\мира небесного доминирования  в минимум, власть осталась у них. Соответственно миф о битве бога и дьявола, на деле ожидание нового цикла, где сойдутся «обиженные» и «обидчики», обретшие вновь свои силы. (...)

При этом, как кажется, новый божественный цикл, должен начаться с очереди богов-узурпаторов. Но так как они узурпировлаи власть, то возможно, земные боги, чья власть была утрачена, верят, что при обретении сил, общая божественная воля будет на их стороне и они должны взять власть в свои «руки», так как вынужденно пропустили свою очередь в последнем цикле активности «божьей силы».  Но сил особо нет ни у той, ни у другой стороны. Все что они могут - пользоваться энергиями нынешнего цикла, копить капитал и внушать земным с капиталом, что они и есть истинные и право имеющие боги нового цикла. (...)

Ведь на деле, в новый цикл, земные  должны были войти с иными богами. Веселыми сатирами и любвеобильными нимфами, а вошли с мрачным христианством и реликтами в виде сословий и каст. Освобождение крепостных, возвышение простонародья, есть на деле именно это – естественный процесс смен энергий в цикле, упадок одних и возвышение других. С той лишь разницей, что наследники прежнего цикла совершили проступок (вновь таки не в терминах морали, но в терминах собственного круга участников) – они отказались уходить и решили пережить новый цикл новых энергий путем консервации своего статуса и своей линейности – так называемая  линия крови. Именно в этом свете следует читать все привелегии и все истории упадка и обнищания... А борьба "низших" - есть не прогресс, но требование своего статуса от тех, кто не хочет уходить, поправ правила игры. (...)

Тут самое время коснуться темы термина «бог». Как уже понятно, в контексте циклического мифа, это существо, которое проявляет определенные качества (и мыслит категориями качества) под воздействием внешнего – как думается, особых проявлений земного поля\энергий и тд. Его внешность вполне могла быть и скорее всего была не отличима от человека земного, хотя вполне допустимо, что иная семья богов\группа богов, как раз имела совсем иную внешность. Думается это было не такое уж аномальное проявление – типа рог и копыт, но отчасти некоторые черты могли быть таковыми – отсюда мифы о «великанах», «гномах», «уродливых существах» и тп. При этом, говорить о благости богов не стоит. В терминах человеческой морали, пылать праведным гневом к «узурпаторам» и любовью к «земным богам», не стоит. Есть подозрения, что «земные боги», будучи расово отличны, не брезговали в отношении человека-земного гастрономическим интересом. Поршнев как то намекал, что вся суть современного человека (кроманьонца), есть суть рожденная из загона для скота (где он сидел как корм для неандертальца). Поэтому в терминах современной политкоректности, где скажем лоббируются попытки доказать смешанные браки между кроманьонцами и неандертальцами на научной основе, чтобы оправдать межрасовые (читай белых с неграми), это может быть и благо, но в терминах «мифа», все несколько сложнее.  Это отличный пример, как историю прошлого подгоняют под веяния настоящего. Скорее, Боги-узурпаторы, куда ближе по природе к современному человеку, чем «земные боги». Они же, земные боги, выступают в современном коллективном бессознательном – как «древние боги». При этом никто толком не может понять, ни в чем их древность, ни в чем их кровожадность, ни  в чем их суть. Просто это исходит из генетической памяти, но обретает собственные черты ввиду отсутствия знания.  Суммируя – картина божественного мира, это фракции богов-узурпаторов и богов-людоедов, с весьма условным миром «людей»".


Если вам это понравилось, то там, откуда я это взял, ещё есть.

И тут можно разглядеть практически все темы, которые заявлены в фильме. "Весёлые сатиры и любвеобильные нимфы", черти и ведьмы, которые должны были стать новыми богами, но не стали, потому что их обманули. И они же - древние, "нечеловеческие" боги, испытывающие к людям гастрономический интерес, как Волк в фильме. Вековой сон Спящей Красавицы символизирует период упадка магии. Её пробуждение - начало нового цикла. В прошлый раз власть должна была перейти к "тёмным", земным-подземным богам, но они её не получили, потому что у руля остались "светлые", небесные боги со всей их красотой, благородным происхождением и "человечностью". Теперь Спящая Красавица просыпается, и к "светлым" должна вернуться их былая сила. А "тёмные" организуют заговор с целью придти к власти на новом цикле, потому что их вынудили пропустить предыдущий, когда была их очередь. "Должна восторжествовать справедливость!"

Но в целом, эту проблематику стоит оставить людям, которые более подкованы в теме рептилоидов и всего такого прочего. И потом, я чувствую, что вырезанный кусок не позволяет до конца восстановить мистический смысл фильма.

С политическим подтекстом всё гораздо проще. Символика традиционная, в русле метаисторических концепций Даниила Андреева: Спящая Красавица - это соборная душа народа, Светлый Принц - народный дух-гений (Прекрасная Дева - душа нации или страны. Герой - стремление к реализации божественного замысла, главный направляющий принцип. Зло - демонический принцип). Естественно, речь о Венгрии и о венграх. Народный дух томится в цепях, народная душа спит, а взамен людям предлагают её двойника, юную ведьму. Которая служит главной ведьме, Злой Мачехе. Это про СССР и советское господство под флагом "Венгерской народной республики". Кто о чём, а страны соцлагеря - о борьбе с советской оккупацией. (Хотя метафизический контекст это не отменяет, а, скорее, дополняет.)

Когда я об этом задумался? В сцене с разоружением сказочных героев. На балу "злые" заявляют о вечном мире между светлыми и тёмными персонажами, и хорошие герои начинают сдавать оружие. И когда они все разоружены, Волк, по имеющемуся у него списку, начинает аккуратно изымать из толпы потенциальных лидеров сопротивления, которые отправляются за решётку. Всё это время играет музыка и продолжается праздник. Это и в самом деле выглядит, как метафора установления режима "народной демократии". Таким образом, события фильма, уложившиеся в сутки, охватывают как зарождение режима, так и его грядущий неизбежный крах.

Ещё один ключ - образ Старого Принца. Строго говоря, для сюжета фильма он не нужен, Тёмный Принц мог бы отыграть свою роль и в одиночку. Достаточно было сказать, что он потомок того самого, первого принца, и вырос на историях о Спящей Красавице. Но Старый Принц - это символ старого мира. Он человек, который помнит живую Красавицу, живую Венгрию. Он помнит мир до войны. "А мы думали, вас убили на войне... а мы о вас просто забыли", - говорят ему братья Гримм. Советская власть хотела бы, чтобы все те герои погибли на войне. Но кто-то остался жив. Кто-то сохранил в себе память и ненависть. Кто-то всё ещё отказывается умирать, пока не увидит свою Венгрию возрождённой и свободной. Старый Принц - классический недобиток, и пока он жив, новым поколениям есть на кого равняться.

Сцена, в которой сказочные герои отдают свои главные качества, посвящена национальной интеллигенции. Национальная интеллигенция сидит за решёткой, в прямом и переносном смысле. Напоминаю слова Злой Мачехи (которая символизирует СССР): "Мы напишем для них новые сказки. Похожие на те, что были раньше. Я думаю, для начала мы изменим детали... Вы пока посидите у нас в темнице, а мы переделаем каждую вашу сказку по своему вкусу, и скоро все забудут, что эти истории когда-то были другими". Скоро все забудут, что их история когда-то была другой, что сама их культура когда-то была другой.

Чтобы выжить, национальной интеллигенции пришлось стать уродливой, трусливой, подлой. Другая интеллигенция советской системе не нужна, Мачеха готова терпеть только изуродованную Белоснежку. Но они пошли на эту жертву, чтобы сохранить самое важное. Перед нами национальный миф (сравните его с отечественным антинациональным мифом, как сказал бы Галковский, с "новиопским" - интеллигенция уродлива и гордится этим, а народ её презирает за её убожество и бесполезность). Национальная интеллигенция вложила утраченные качества в чёрного голубя, как в ковчег, а голубя внедрила в стаю воронья, чьё бесконечное роение символизирует информационный метаболизм советской империи. Чёрный голубь - тайный яд для системы, живая вода для народа. Это второе дно произведений искусства. Это переданное детям знание о том, как всё было на самом деле. Это напоминание о том, что эти качества - красота, бесстрашие, братская любовь другу к другу, весёлый нрав, вкус к жизни - обязательно воскреснут в потомках, если венгры не забудут о том, что они венгры.

И поэтому власть Мачехи рушится в результате восстания детей, которые символизируют будущие поколения, молодёжь, народ, как таковой. Дети берут замок штурмом и разрушают его механизмы. Трёхголовый дракон, охраняющий замок, поворачивает к Мачехе все свои три головы и говорит: "Я не буду воевать с детьми" ("я не буду стрелять в народ"). Режим складывается, как карточный домик, а ведьмы, черти и рептилоиды возвращаются к себе на Родину, в СССР. Как писал Лев Гумилёв, "Бог сотворил Землю, но дьявол - князь мира сего; на Земле дьявол сильнее Бога, но именно поэтому благородный рыцарь и монах-подвижник должны встать на защиту слабого и бороться с сильным врагом до последней капли крови. Ведь не в силе Бог, а в правде; и творение его - Земля - прекрасна; а Зло приходит извне, от врат Ада, и самое простое и достойное - загнать его обратно. Эта концепция была непротиворечива, проста для восприятия и соответствовала если не нравам того времени, то его идеалам. А поскольку идеал - это далёкий прогноз, воспринимаемый интуитивно, то он и оправдался". Всё могущество Мачехи, весь её ум, таланты, колдовская сила и стремление к "справедливости" обречены была разбиться об этот идеал. Так и случилось.

...На дворе стоял 1984 год.

И вот теперь я могу наконец-то вернуться к посту vasilisk_'а, прочесть его и сравнить со своим :).
linkReply

Comments:
[User Picture]From: vasilisk_
2016-01-31 04:40 pm (UTC)
Я когда-то очень давно, лет десять назад, анализировал образный ряд фильма. Подробностей того анализа не вспомню и вряд ли найду, но там были несколько ключевых моментов, таких как:

1) Барельефы ведьм во дворце - оживающие в какие-то моменты.

2) Мальчик-поросёнок. Тот эпизод, в котором он жарит на костерке поросёнка настоящего. И смена им масок, выражающих разные эмоции, когда он увидел Волка.


Сейчас уже не вспомню, что я в связи с этим тогда писал, но мне кажется, культурные аллюзии тут вполне очевидны. Плюс к этому, полёты ведьм в начале фильма очень похожи, вплоть до техники съёмки, на культовый датский фильм "Ведьмы" 1922 года.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-01-31 06:28 pm (UTC)
http://m.diary.ru/~bulat-mh/p180050687.htm

"Шабаш ведьм" оно означает :).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasilisk_
2016-01-31 07:08 pm (UTC)
Угу, оно. Мне почему-то казалось, что я писал подробнее и пост был давним. Наверное, спутал со временем моего первого просмотра этого фильма.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-01-31 07:42 pm (UTC)
При этом, у меня сильное чувство, что по итогам того поста я то ли скачал этот фильм, то ли хотел его скачать. Но руки тогда так и не дошли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arishai
2016-01-31 06:59 pm (UTC)
>>Старый Принц страдает в уголке, потому что любовь всей его жизни его так и не узнала.

А он почему подмену не признал?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vasilisk_
2016-01-31 07:09 pm (UTC)
Старенький, в маразме слепенький...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-01-31 07:37 pm (UTC)
Так ведь актриса одна и та же играет.

А в остальном он старый, да. И не верящий в собственные воспоминания.

"Дедушка, ты ведь говорил, что у Спящей Красавицы были светлые волосы?"
"Тёмные они были".

(У настоящей Спящей Красавицы они действительно светлые.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arishai
2016-01-31 07:52 pm (UTC)
Ты так говоришь, будто он в титрах прочёл, что "одна и та же играет", и решил, что он неразличимы. :)
Про воспоминания понятно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-01-31 07:55 pm (UTC)
Это я к тому, что они визуально одинаковы :).

Вдобавок, та Красавица, которая ведьма, на самом деле короткостриженная блондинка, а длинные тёмные волосы - это её ведьмовской парик, который она в паре сцен снимает. Для пущего сюра.
(Reply) (Parent) (Thread)