?

Log in

No account? Create an account
д'Артаньян и три мушкетёра - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

д'Артаньян и три мушкетёра [May. 4th, 2016|10:59 pm]
Григорий
[Tags|]

Почему я люблю советских "Мушкетёров"? Потому что это фильм моего детства. В принципе, других причин и не нужно.

Но если говорить серьёзно, то при всех своих недостатках, этот фильм мастерски вписан в тогдашний культурный контекст. Все типажи узнаваемы.

Есть усатый юноша из дикого аула, который едет в Москву поступать в Престижный Вуз, потому что его отец - старый друг Большого Человека в Москве, и юноше полагается блат. Но из-за своего раздолбайства юноша умудрился свой блат пролюбить, и поэтому Большому Человеку, со всем уважением к сыну своего старого друга и т.д., пришлось временно устроить юношу в другой, менее престижный столичный ВУЗ, с возможностью последующего перевода куда надо.

Буквально в тот же час юноша успевает капитально поцапаться с тремя студентами Престижного ВУЗа, случайно испортив день каждому из них. И все они забили ему стрелку на одном и том же пустыре (это их любимое место), пообещав набить наглецу морду. В общем, они вчетвером собрались на пустыре, но тут на них набросились дружинники (или милиция), и героям пришлось долго убегать по какими-то глухими дворами. Потом они засели в ближайшей пивной, где события в их собственных глазах предстали таким образом, что это они героически раскидали численно превосходящего противника и обратили его в позорное бегство. Недолго думая, студенты признали юношу своим в доску парнем, и поклялись друг другу в вечной дружбе.

Студенты такие:

Атос, который мрачно молчит и бухает по чёрному, в связи с чем пользуется всеобщим уважением и является призанным лидером компании. Очевидно, что человек, который всё время ходит с таким бледным и мрачным лицом, и который умеет так пить - это человек твёрдых моральных принципов, с непоколебимым внутренним стрежнем и с трагической тайной на душе. Пьёт, потому что среда заела, потому что честный и благородный человек в этом подлом обществе не может не пить.

Арамис, хитрожопый и остроумный студент, угорающий по всякой эзотерике, йоге, гипнозу и бабам. А возможно, и по католицизму, у него это легко сочетается. Всегда готов затеять разговор "о Блаженном Августине", потому что никто не знает, кто это такой. (Да, я не могу не отметить, что тема "Арамис-гипнотизёр" родилась именно в советском фильме - он там с лёгкостью погружает в транс целый отряд гвардейцев. Просто потому, что советский Арамис, как типаж, не мог не увлекаться гипнозом.)

Портос, простодушный силач, любящий поесть, выпить и посмеяться над шутками друзей. На спор гнёт монеты пальцами. Ещё он любит носить "фирму", которую покупает у фарцовщиков, но только то, что ему по средствам - это далеко не всегда "фирма". О чём ему лучше не говорить. Портос - это душа компании, без него и гулянка не гулянка.

Потом, есть кардинал Ришелье. Ришелье - это гэбня. "У нас в стране на каждый лье по сто шпионов Ришелье, мигнет француз - известно кардиналу". Кульминация этой сюжетной линии - сцена, когда Ришелье приглашает д'Артаньяна к себе в кабинет, чтобы склонить его к сотрудничеству, типа, "вы же любите Францию?" А д'Артаньян такой: "Как-то так получилось, что на вас работают одни подонки, а все порядочные люди вас презирают". (Это как разговор дона Руматы с Рэбой, когда Рэба попытался с ним договориться. Приглашает тебя некий сверх-особист в кабинет, а ты ему - "с высоты моего высокого интеллигентского статуса я не вижу разницы между вами и Гиммлером". В своём воображении, ага.)

Глава тайной полиции ("не то кардинал, а не то скорпион") втёрся в доверие к простодушному королю-маразматику и находится в шаге от верховной чести, но не всё пропало, пока жива честь.

В итоге, наши идейные друзья-студенты помогают симпатичному интуристу Бекингэму оторваться от гэбешного "хвоста", а за этим уже последует важное правительственное задание, неофициальная иностранная командировка, погони и перестрелки с агентами гэбни - всё-то, чего не могло быть в реальной жизни, но что присутствовало в мечтах у подобных людей, и именно в такой форме. Я об этом сужу по творчеству недавно умершего Василия Звягинцева, который подчёркивал, что свой бесконечный цикл он начал писать ещё в СССР в конце семидесятых-начале восьмидесятых, для себя.

Короче, это было попадание в десятку.

***

И именно в этом для меня заключался провал недавних российских мушкетёров. Кто эти люди? Зачем они? В чём смысл их деятельности? Как они соотносятся с текущим моментом?

Я писал про "чекистский период" российского кино, и ещё писал, что главная проблема нового отечественного сериала "Приключения Шерлока Холмса" [заключается в том, что] режиссёр не может понять, кто у него по сценарию чекист, и в чём, таким образом, заключается смысл всего действия.

В "Мушкетёрах" 2013 года чекист, очевидным образом, Ришелье, но в чём тогда смысл? Что он единственный положительный герой, который, хотя бы, работает? (Что подчёркивается тем, что его играет старый Лановой, который, действительно, работает в кадре - привык в молодости вкалывать и строить роль, а переучиваться уже поздно.) Все остальные персонажи - одно большое и частично усатое говорящее ничто. У них нет образов и характеров. Драматургия разваливается. Чекист есть, а сюжета нет. 
linkReply