?

Log in

No account? Create an account
Типичный, типичный я, или возвращение кубика - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Типичный, типичный я, или возвращение кубика [May. 10th, 2016|08:19 pm]
Григорий
[Tags|, , ]

Практически по любой теме, заявленной в моём ЖЖ, я мог бы написать ещё и ещё.

Частично эти дополнения выслушивали мои друзья, а частично они так и оставались в голове.

Взять, например, "кубик", кубик Переслегина.

Мне тогда сильно хотелось провести мастер-класс "гестовости" ("Гест обожает перемножать сущности на сущности") и увязать "кубик" с курьерскими шахматами, в русле европейского цивилизационного мифа (и старого поста о символике шахматных фигур).

Да, у кубика 8 вершин, а в курьерских шахматах - девять типов фигур: король, королева, мудрец, шут, курьер, лучник (он же епископ), рыцарь, башня и солдат.

В тылу, в центре, у нас находится двор. Король, королева, мудрец, шут. Это спокойные, неторопливые, ограниченные в своих движениях фигуры, которые должны держаться вместе и прикрывать друг друга. (В первую очередь, конечно, защищая короля.)
На флангах и впереди у нас армия - воины-пешки, осадные башни, рыцари, лучники.
А между двором и армией находятся курьеры, которые должны молнией летать по доске, сшивая её в единое целое. Они - информация, они - мина, заложенная под древнюю восточную игру с её черепашьим темпом.
 

Но это сразу даёт ответ. Курьер находится в центре кубика, он осуществляет взаимодействие между фигурами, связывая между собой "двор" и "армию", "тонкое" и "плотное", "базовые" и "иллюзорное".



Я догадываюсь, что вы уже не очень помните, о чём идёт речь, а по тэгу написано много, очень много. ОК, в очередной раз повторим.

Переслегин учил, что каждой социосистеме присущи четыре базовых процесса - получение информации (познание), передача информации между элементами системы (образование-обучение), распределение информации (управление) и преобразование информации в иные ресурсы (производство). К этим четырём базовым процессам он добавил четыре иллюзорных, которые являются их отражением - войну, контроль-оценку, эстетизацию и трансценденцию. Так получился кубик из восьми вершин.

Я внёс в эту схему определённые поправки, поместив эстетизацию на одну ось с образованием, а контроль - на одну ось с производством. [У Переслегина контроль - это "иллюзорное образование", "оценки вместо знаний", а эстетизация - "иллюзорное производство", "гламур вместо вещей".] Да, у меня были свои причины так поступить.

Потом я натолкнулся на австралийскую концепцию AAAS, "армии как системы" (Army-As-A-System). Согласно этой концепции, армия, как система, состояла из семи элементов: атака, защита, подвижность, сбор информации, принятие решений, связь, обеспечение.



Я нарисовал такую картинку, распределив элементы по их стихийным соответствиям, поделив их на плотные (Атака, Защита, Движение) и тонкие (Принятие решений, Обеспечение, Связь, Сбор информации), и добавив для симметрии ещё один элемент на "воздушную" ось - Проекцию силы. Проекция силы стала самым "тонким" из плотных элементов, подобно тому, как Обеспечение является самым "плотным" из тонких элементов.

Очевидно, что эту схему можно наложить на кубик Переслегина, хотя бы по той простой причине, что армия как система соответствует признакам социосистемы по Переслегину. "Познание"-"Обучение"-"Управление" для социосистемы - это "Сбор информации"-"Связь"-"Принятие решений" для армии, речь об одних и тех же процессах. "Производство" для социосистемы - это "Обеспечение" для армии.

Но как лучше выразить мою мысль? Видимо, самый простой способ - рассказать, как есть. Это долгая история. Когда я прочёл книгу "Новые карты будущего", мне приснился жуткий сон, будто я сдаю экзамен по переслегинскому кубику. Кубик был нарисован мелом на доске, и из каждой его вершины рос свой маленький кубик. "Война", очевидно, породила восемь составляющих "армии-как-системы" и далее по списку. Во сне я никак не мог вспомнить названия всех вершин. А почему? Потому что я не видел логики в их распределении.


Ось "Управление" - "Война", это ось "Принятие решений" - "Атака". Тут всё очевидно.

Что сразу бросается глаза? Во-первых, ось Управление - Война, Война и Власть. Эта ось настолько "жёсткая", что в той или иной форме она проявляется почти во всех моих концепциях.

Вернёмся к курьерским шахматам.

1. "Огненная" ось, очевидно, связывает короля и солдата (пешку). Это и есть ось "Управление" - "Война" для социосистемы, "Принятие решений" - "Атака" для армии. Думаю, не надо обосновывать, почему король - это символ власти, или почему пешка символизирует Атаку. Итак, курьер возит приказы от короля к солдату, и донесения - от солдата к королю.

2. "Водная" ось свяжет королеву (архаичного прото-ферзя) и рыцаря (коня). Отношения между королевой и рыцарем - это типичный для европейского мифа сюжет (Ланселот и Гвиневра). Королева символизирует передачу Традиции, т.е. "Обучение", и она же поддерживает единство королевского двора ("Связь"). Рыцарь, как всадник, символизирует "Движение", манёвр, подвижность - и "Эстетизацию", так как перед нами благородный рыцарь, не чуждый изящным искусствам. А курьер возит письма от королевы к её рыцарю и обратно.

3. "Воздушная" ось свяжет шута и епископа/лучника (прото-слона). Тут забавно, потому что можно сохранить оба варианта названий второй фигуры. Или шут-учёный при дворе ("Познание") переписывается со священником в армии ("Трансценденция"); или шут-начальник разведки ("Сбор информации") поддерживает контакты со своим агентом в поле, лучником-снайпером-диверсантом-ликвидатором ("Проекция силы"). 

4. "Земная" ось свяжет мудреца и башню (ладью). Мудрец при дворе отвечает за экономику страны ("Производство") и за снабжение армии ("Обеспечение"). Понятно, что сам по себе мудрец мог бы символизировать и "Познание", но тогда на экономику пришлось бы сажать шута, а это явно не лучший вариант. Ну башня, соответственно, символизирует "Контроль" для общества, "Защиту" для армии. То есть от буквального смысла - цепь укреплений формирует оборонительные рубежи страны, до фигурального - единство страны держится на единой системе мер и весов, на общих законах и правилах, которые, в свою очередь, опираются на сеть башен-крепостей с их гарнизонами. А курьер возит отчёты от крепостей к мудрецу, и запросы от мудреца - к местным гарнизонам.

P.S. Можно было бы сказать, что за "Управление" отвечают король и королева, вместе, а "Связь" целиком отдать курьеру, так как это его очевидная функция. Но мне этот вариант показался менее привлекательным.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: vasilisk_
2016-05-10 05:47 pm (UTC)
По четвёрке связей у меня возникла ассоциация со следующими образами:

1. Наполен, без вариантов. Солдат-император.
2. Лилит. Запретная связь, Традиция выродившаяся в... гм... скажем мягко, Гламур.
3. ? Карты таро, возможно? Не, не то...
4. ВЦ (он же ЦОД). Башня и мудрец в одном флаконе.
(Reply) (Thread)