?

Log in

No account? Create an account
Пауза и минутка классики - всё ещё про кубик - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Пауза и минутка классики - всё ещё про кубик [May. 11th, 2016|01:12 am]
Григорий
[Tags|, ]

Раз уж я вспомнил о кубике, мне снова захотелось процитировать Фуллера. Из книги "The Conduct of War, 1789-1961" (1961):

"Клаузевиц [в работе"Важнейшие принципы войны" - Г.Н.] сформулировал три главные задачи войны:

"а) победить и уничтожить вооруженные силы неприятеля;
б) овладеть материальными средствами борьбы и другими источниками существования неприятельской армии;
в) склонить на свою сторону общественное мнение
".


(...) Затем, Клаузевиц сформулировал принципы, которых надо придерживаться при достижении этих целей:

1) "Напрягать полностью все силы, находящиеся в нашем распоряжении..."

2) "Возможно больше сосредоточивать свои силы там, где должны быть нанесены главные удары..."

3) "Не терять времени... Быстротой можно пресечь многие мероприятия противника в самом зародыше и привлечь на свою сторону общественное мнение... Внезапность... является наиболее действительным началом победы".

4) "Наконец... с величайшей энергией использовать достигнутые нами успехи. Только преследование разбитого врага даст нам плоды победы".

"Первый из этих принципов является основой трёх остальных...  При соблюдении этих принципов форма операций в конечном счёте не имеет особого значения".


Поскольку принципы войны столь часто упоминаются и столь редко формулируются военными писателями, и поскольку Клаузевиц начал свой труд с утверждения, что "война есть не что иное, как расширенное единоборство", то представляется странным, что он не попытался вывести свои принципы из этого определения. Если бы он проиллюстрировал самую базовую форму войны поединком двух фехтовальщиков, а не схваткой двух борцов ["Если мы захотим охватить мыслью как одно целое все бесчисленное множество отдельных единоборств, из которых состоит война, то лучше всего вообразить себе схватку 2 борцов. Каждый из них стремится при помощи физического насилия принудить другого выполнить его волю; его ближайшая цель — сокрушить противника и тем самым сделать его неспособным ко всякому дальнейшему сопротивлению". Клаузевиц, "О войне" - Г.Н.], он мог бы разглядеть, что в ходе боя каждый из фехтовальщиков вынужден делать четыре вещи - думать, защищаться, двигаться и наносить удар.

Перед тем, как начнётся поединок, каждый из них должен решить, каким способом ему будет проще сразить противника, и хотя, в ходе боя, человек может быть вынужден поменять свою тактику, он никогда не должен забывать о своей главной цели. В начале он должен действовать от обороны, пока ему не удастся изучить противника. Затем он должен начать наступать на него под прикрытием своей защиты, и наконец, работая ногами, и всё ещё под прикрытием своей защиты, он должен перейти к атаке и попытаться сразить противника. Это подводит нас к четырём базовым принципам: 1) принципу следования поставленной цели или задаче; 2) принципу обеспечения безопасности действия; 3) принципу подвижности в действии; 4) принципу реализации атакующей силы.

Если оба фехтовальщика оказались искусными, они оценят важность трёх дополнительных принципов. Они будут экономно расходовать свои силы, чтобы не выдохнуться раньше времени; они сосредоточат свои выпады на выбранной решающей точке, будь то левая или правая скула противника, и т.д., и в то же время попытаются застать противника врасплох - иначе говоря, попытаются вывести его из равновесия, или сделать что-то, чего он не ожидает или не сможет предотвратить. Это подводит нас к следующему: 5) принципу экономии сил; 6) принципу концентрации сил; 7) принципу внезапности.

Легко заметить, что эти семь принципов войны сходны с теми, которые выводятся из эпохи наполеоновских войн".

------------------------------------

Легко отсюда перебросить мостик к AAAS, правда?

Австралийцы будто вернулись к классическому образу двух поединщиков. "Думать, защищаться, двигаться и наносить удар" - "Принятие решений", "Защита", "Движение", "Атака". И если сражающиеся равны в своём искусстве, на первый план выходит выносливость, их внутренние ресурсы - "Обеспечение".

А затем они взяли принципы "концентрации" и "внезапности" и переформулировали их в качестве элементов своей системы.

Что такое внезапность? Оба фехтовальщика пытаются прочесть друг друга, предугадать действия противника. Одному из них это не удалось, он пал жертвой внезапной атаки. Значит, это был провал сбора и анализа информации с его стороны, так? А успех внезапности - это успех разведки, правильно установившей, какие именно действия застанут противника врасплох. Отсюда выводится важность элемента "Сбор информации".

Разложив "концентрацию сил" на составляющие элементы ("Принятие решений", "Движение", "Обеспечение" и тот же "Сбор информации") они выделили ещё один элемент, "Связь". При всех прочих равных побеждает тот фехтовальщик, у которого лучше с реакцией и координацией движений, который может быстрее поменять точку приложения своих усилий, быстрее среагировать на действия противника.

Я же, в свою очередь, добавил к их списку "Проекцию силы", чтобы достроить симметричный "кубик" из восьми вершин. Потому что взаимодействие между двумя фехтовальщиками не исчерпывается ударами, которые они наносят друг другу, защитой, которой они эти удары парируются, и манёврами, которые они производят по отношению к друг другу. Есть ещё угрозы, "тень", которую они отбрасывают друг на друга, ложные выпады и психологическое давление.
linkReply