?

Log in

No account? Create an account
Состояние - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Состояние [Aug. 28th, 2016|01:38 am]
Григорий
[Tags|]

Постараемся коснуться хотя бы одной грани проблемы.

Я всего-навсего хотел набросать прогон о том, как Ивил был Мелькором. Да, это стратегическая задача; политически она относится к одной из моих любимых тем, преломление известных сюжетов через призму человеческого сознания, реального или моделируемого.

Тактически для этого надо было набросать пару очерков о "моей Арде", потому что пушка в голове (head cannon, который headcanon) у каждого своя.

В общем, на этой стадии уже начались проблемы.

Но я должен был вырулить на Первую эпоху и Белерианд, по очевидным причина (Мелькор, напоминаю). А вместо этого стал читать дополнительные тексты, относящиеся к совсем другим местам событиям. И меня вштырило, потому что, ну, Толкиен.

---------------------------------

Это, конечно, требует ещё одной горсти слов.

Мне никогда особо не нравился "Хоббит", хотя мне его в позднесоветском детстве читали родители.

Я не фанат "Властелина колец", хотя прочёл его где-то в старших классах школы, для галочки. Возможно, в этом была и вина перевода - мне как пить дать попался тот, где был здравур, древни и Мустангрим, то есть вообще мимо. "Властелин колец" - это та книга, на которой сломалась "советская школа перевода". И да, я бы скорее предпочёл, чтобы "Властелин колец" переводили сухо и по существу, как переводили Ле Карре или Флеминга.

[Я даже знаю, почему я так думаю. Был такой бессмысленный советский телефильм по "Хоббиту", с божественным Зиновием Гердтом в роли автора. Он комментировал происходящее этаким тоном, знаете, как у английского разведчика на пенсии, который рассказывает о блестящей спецоперации, которую он однажды курировал. "Гриф секретности снят". То есть когда-то, где-то там, к инженеру Бэггинсу завалились, как к себе на конспиративную квартиру, боевики революционного подполья во главе с зарубежным товарищем. И они за полчаса развели несчастного Бильбо, как последнего кролика: дескать, он, как интеллигентный человек, не имеет морального права уклоняться от борьбы с драконом русского самодержавия, а для начала стоило бы помочь новым друзьям провести одну небольшую экспроприацию... Дальше они там бегали от царских жандармов-гоблинов, всё ясно.

А на фоне всего этого Гердт расставлял точки над гномами:

"Что правда, то правда, гномы не герои, а вполне расчётливый народец, превыше всего ставящий сокровища. Попадаются гномы хитрые, и коварные, и вообще дрянные; но есть и порядочные, вроде [тех, которые на нас работали]. Только не надо ждать от них слишком многого".

И это был голос настоящего англичанина, описывающего "малые народы", на которые приходится делать ставку, чтобы не дать России подобраться к Индии. Один в один.]

Если не считать (возможно) неудачного перевода, "Властелин колец" начал мне нравится где-то так к тому третьему, когда пошло эпическое чукалово. Но, в общем, я не был впечатлён, у меня остались вопросы к сюжету и композиции этой книги. Меньше всего я был готов на неё молиться.

При этом, был "Сильм" 92 года в переводе Эстель, который стоял у меня на полке с детства, и откуда я, в общем и в целом, содрал свой личный пантеон, слегка его доработав. "Сильм" я любил, и чем дальше, тем больше я его любил.

Я искренне люблю "Звирьмариллион", но там в конце стоит следующее:

"Господа! Я циник, пошляк, издеватель и извратитель. Я обо.... (глагол опущен) и светлых и темных, и буду заслужено бит и теми и другими. Благородные рыцари с деревяными мечами при встрече уже сейчас не подают мне руки, а что будет после того, как "Звирьмарилион" увидит свет, я даже и не знаю -- возможно, меня насильно запакуют в жестяные латы и устроят поединок чести на боевых вениках. Но: при всем при этом я очень люблю трилогию "Властелин колец", в которой гораздо меньше сволочного политиканства, унылого летописания и с понтом благородной горделивости, чем в любой из глав "Сильмарилиона". И поэтому я не буду дотрагиваться до истории колец своими грязными руками (хотя по мелочам там есть до чего дотронуться). Благодарю вас".


И я такой: Что?! Вот такие настроения в лихие девяностые царили в рядах рыцарей занавески? ...До сих пор не выношу, когда кто-то плохо отзывается о "Сильмариллионе".

Но на самом деле, всё изменили письма Толкиена, когда у нас их издали в начале двухтысячных и я купил этот томик. Письма во многом открыли мне глаза.

И черновики, да.

Как бы это сказать, на основе его собственных писем Профессора легко изобразить довольно скучным и ограниченным человеком. Педант и ханжа, который крестится на телеграфные столбы, а при виде подъезжающего к станции поезда пафосно заявляет, что вот, были времена, когда англичане сражались с драконами, а не катались у них на спине! И да, конечно же, английский католик, из тех, кто готов повторять вслед за Честертоном, что пока неграмотные чумазые крестьяне вкалывали на монастырских полях, то это и было самое справедливое, доброе и мудрое общественное устройство в истории. А потом пришли атеисты с их борьбой с детской смертностью и похерили Старую Добрую Англию.

При всём при том, этому человеку достался дар воображения, который даже трудно с чем-то сравнить. И всё это было помножено на дисциплину, закалённую годами лингвистических и филологических штудий. Письма позволили мне понять, как тщательно он прорабатывал свой мир, как глубоко, насколько осмысленно было всё, что он делал.

А черновики - это концентрат идей и образов. Толкиену приходилось выкидывать и отвергать гениальные находки, просто потому, что они никуда уже не лезли - вещи, за которые другой, менее талантливый автор удавился бы.

Так что зря я опять полез в черновики. Я теперь думаю совсем не о том.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: prostak_1982
2016-08-28 06:19 am (UTC)
Кстати, да. ИМХО, советский телеспектакль по Хоббиту получился намного лучше американского блокбастера.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: taabat
2016-08-28 10:59 am (UTC)
Да, верно подмечено. Я люблю ВК за его "пейзажную" часть (находясь в той же климатической зоне, очень легко погрузиться в неё), за некоторые диалоги, за общую такую "англосказочность", которая в фильме не поддержана ничем. И в очень большой степени, конечно, за связанные с ним воспоминания о школьных годах и первых играх.
Но влиться в компанию фанатов, чувствующих этот мир родным, мне всегда что-то мешало. Потом, как раз почитав письма Толкина, а также прочитав "Нарнию" его друга Льюиса, я поняла что: да, вот эта самая ностальгичность и вера в "золотой век" и "раньше было лучше". Толкину, в отличие от Льюиса, удаётся не скатываться при этом в откровенное старческое брюзжание. Но сам подход, когда движение вперёд равноценно регрессу, мне не близок.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: i_ddragon
2016-08-29 08:34 pm (UTC)
Толкин довольно идеалистический человек, который вдохновлялся "выдуманным средневековьем" - где были богатые и знатные, и были средние и незнатные - но не было бедняков.

Вот кстати интересно - http://livasprava.info/content/view/4987
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nik_pog
2016-09-24 07:33 pm (UTC)
"принятие традиционной и унаследованной власти неизменно является признаком «хорошего» персонажа, сопротивление ей – признак сторонника или потенциального сторонника врага"

А как же Берегонд? А как же Эомер? Эовин? Персонажи "Властелина Колец" настолько регулярно нарушают приказы начальников, что некоторые даже считают это одной из генеральных идей произведения. Власть развращает. Рано или поздно твой начальник отдаст неправильный приказ, и ты должен понять, когда это произошло. Даже верный Сэм, в конечном счете, нарушил приказ Фродо, и тем самым всех спас.

Если захватывать прошлые эпохи, в Нуменоре выжили только те, кто шел против короля. Лютиэн ослушалась своего отца, когда пошла за Береном. И, хотя от мятежа Феанора было много бед, если бы не он, Моргот не был бы повержен, и все люди пребывали бы под его властью. Кстати, показательно, что сам Эру говорит взбунтовавшемуся Мелькору:
"Я покажу вам то, что сотворило ваше пение, дабы вы могли взглянуть на свои творения. И ты, Мелькор, увидишь, что нет темы, которая не исходила бы от меня, потому что тот, кто пытается сделать это, окажется не более, чем моим орудием в соответствии вещей более удивительных, чем он сам может представить себе... И ты, Мелькор, обнаружишь там все тайные мысли твоего разума и ощутишь, что они - не более чем часть целого и помогают его славе"

Так что, утверждение, будто у Толкиена "все зло от непослушания", ложно. Более того, идет вразрез с одной из основных идей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_ddragon
2016-09-24 07:59 pm (UTC)
Одно дело - например крестьянину нарушить приказ своего барина. А другое дело - если крестьянин вообще захочет перестать быть крестьянином.

Причём умный барин наверняка даже решит, что хороший крестьянин должен быть в принципе готов ослушаться его (барина) в экстремальной ситуации - причём на благо самого же барина.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nik_pog
2016-09-24 10:39 pm (UTC)
Так это вполне естественно. Толкиен пишет об условном средневековье. А какие есть варианты в условиях средневековья у крестьянина, который захочет перестать быть крестьянином?

Часто и зря забывают советские марксисты, что для своего времени, для того состояния средств производства, которое имело место тогда, феодализм был прогрессивным строем. Как и капитализм чуть позже. Как и рабовладельческий строй чуть раньше.
(Reply) (Parent) (Thread)