?

Log in

No account? Create an account
Цивилизации Арды - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Цивилизации Арды [Sep. 16th, 2016|03:56 pm]
Григорий
[Tags|]

На самом деле, я хотел начать со следующего поста.

Ситуацию в Белерианде в начале Первой эпохи можно представить, как столкновение двух цивилизационных потоков.

1. Один из них пришёл с запада, из-за моря. Это сложившаяся в Валиноре цивилизация эльдаров-нолдоров, по отношению к которой "прогрессором" выступал Ауле: "нолдоры были милы Ауле, и он со своим народом часто приходил к ним; и знания и искусность нолдоров стали поистине велики — но тем больше была их жажда знания, и во многом они вскоре превзошли учителей".

Учениками Ауле был Румил (изобретатель письменности) и Махтан (легендарный нолдор-кузнец). У них, в свою очередь, учился Феанор, который усовершенствовал письменность Румила и превзошёл Махтана в кузнечном искусстве. 

[Помимо Ауле, в роли наставника ещё засветился Мелькор, хотя нолдоры, по понятным причинам, об этом вспоминать не любят: "Прекрасны казались в те дни все дела Мелькора, и валарам, и эльдарам помогал он трудом и советом, когда бы ни обратились к нему за помощью... нолдоры с радостью приняли тайное знание, которое он явил им; и кое–кто внимал речам, которых лучше бы никогда не слышать. Мелькор объявлял потом, что и Феанор многому тайно учился у него и что он наставлял его в величайшем из трудов".]

В Белерианде эта цивилизационная волна породила Гондолин - город нолдоров, созданный по образцу Тириона, сияющего города на хомле, эльфийской столицы в Валиноре. В Гондолине даже были свои искусственные "священные" деревья, по образцу тирионского Галатилиона (см.). 

2. Второй цивилизационный поток зародился на востоке, за Синими Горами (Эред-Луин). Я говорю о цивилизации гномов (народа казад, наугримов). В качестве прогрессора, опять же, выступал Ауле. Поэтому и специализация у гномов была похожа на нолдорскую: и те, и другие славились, как непревзойдённые мастера по работе с металлом и камнем.

Центром гномьей цивилизации был Кхазад-Дум, подземный город в восточных землях, столица рода Дурина. 

"Самые древние поселения наугримов были далеко на востоке, но они высекли для себя, как то было у них в обычае, величественные чертоги и твердыни в восточных склонах Эред–Луина; звались те города на их языке Габилгатхо́л и Тумунзаха́р: севернее, на большой горе Долмед, был Габилгатхол, который эльфы на своем языке звали Бе́легост, Велиград; а южнее был высечен Тумунзахар, называвшийся эльфами Но́грод, Пещеры Гномов. Величайшей из всех твердынь гномов было Подгорное Королевство, Кхазад–Дум, или, на языке эльфов, Ха́дходронд, что во дни своего затмения звалось Мо́рией; но оно было далеко, за просторами Эриадора, в Мглистом Хребте, и до эльфов доходили лишь слухи о нем от гномов Синих Гор".


Характерная особенность гномьей цивилизации - подземные (подгорные) города.

Эти самые гномы, перейдя Синие Горы, вступили в контакт дориатскими синдарами, которыми правили Тингол и Мелиан.

"[Тингол] задумался, как построить себе королевские чертоги и укрепить их, если вправду лихо проснётся в Средиземье, и обратился за помощью и советом к гномам Белегоста. Те отозвались охотно, ибо не устали еще и любили новые дела. И хотя гномы всегда требовали награды за свой труд, был он им в радость или нет, на сей раз они сочли себя вознаграждёнными сполна. Ибо Мелиан многому научила их, а Тингол одарил жемчугами. Жемчуг дал ему Кирдан, ибо его было великое множество на отмелях Балара; но наугримы не видели прежде ничего подобного и высоко оценили дар. Одна жемчужина была размером с голубиное яйцо и блистала, как звёздный свет на пене морской; звалась она Нимфелос, и царь гномов Белегоста ценил ее превыше горы сокровищ. Посему наугримы долго и радостно трудились для Тингола и строили для него подземные — по своему обычаю — чертоги. Там, где тек Эсгалдуин, разделяя Нелдорет и Дориат, возвышалась среди густых лесов гора, и река струилась у её подножия. Там и поставили гномы врата Тинголова дворца, а взойти туда можно было лишь по каменному мосту, что воздвигли гномы через реку. От ворот этих шли переходы в глубь горы, где выбили гномы в живом камне высокие палаты и обширные обители. Звались эти чертоги Менегрот — Тысяча Пещер".


Так вот, важно понимать, что изначальный контакт состоялся между высокими, прекрасными, одухотворёнными, вечно юными волшебными эльфами - которые жили в каменном веке - и практичными, грубыми, низкорослыми и некрасивыми смертными гномами, которые по отношению к эльфам выступали учителями и носителями более высокой цивилизации. Характерно, что изначальные отношения строятся по принципу "эльфийские природные сокровища в обмен на труд гномьих мастеров". Развитая синдарская материальная культура - это, во многом, эльфийская версия гномьей культуры. Тут следует обратить внимание на историю оружия.

Изначальные эльфы мало что могли противопоставить оркам, помимо своей силы, ловкости и отваги; это был каменный век против железного: "Эльфы заплатили за победу дорогой ценой. Ибо вооружены были эльфы Оссирианда легко, не то что орки, обутые в железо, с железными щитами и длинными копьями". Но Дориат за счёт связей с гномами уже вышел на другой уровень:

"И Тингол задумался об оружии, которое прежде не было нужно его народу; сначала оружие это ковали ему наугримы, большие мастера в этом деле — и самыми искусными среди них были кузнецы Ногрода, первым из которых — и непревзойдённым — считался Телхар. Наугримы издревле были народом воинственным и могли яростно биться со всяким, кто обидит их, — будь то прислужники Мелькора, эльдары, авари и даже нередко их родичи, гномы других городов. Кузнечному делу синдары скоро выучились у них; лишь в закалке стали гномов не могли превзойти даже нолдоры, и в плетении кольчуг, придуманных кузнецами Белегоста, работа их не имела себе равных. И вот синдары хорошо вооружились и изгнали всех лиходейских тварей, и снова стали жить в мире; а в оружейнях Тингола хранились топоры, копья и мечи, высокие шлемы и длинные рубахи из сверкающей стали, ибо доспехи гномов не ржавели и всегда блестели, как новые. И в грядущие дни это оказалось весьма полезным Тинголу".


Первые комплекты синдарского оружия и доспехов были созданы гномами, то есть это было гномье вооружение, адаптированное под более крупных и высоких эльфов. Потом синдары частично переняли гномьи технологии, но всё равно сохранялось понятие "гномьего качества", так как в некоторых областях гномов не могли превзойти даже заморские нолдоры.

Дальше идёт история Нарготронда:

"А надо сказать, что время от времени Финрод и его сестра Галадриэль гостили у своего родича Тингола в Дориате. Финрод дивился мощи и величию Менегрота, его сокровищницам, оружейням и многоколонным залам из камня; и пришла ему мысль построить просторные подгорные чертоги за всегда охраняемыми вратами в каком–нибудь глубоком и никому не ведомом месте. Поэтому он открылся Тинголу, поведав ему о своих снах. И Тингол рассказал ему об узком ущелье Нарога и пещерах под Большим Фаросом в крутом западном берегу, а когда Финрод уходил — дал ему проводников, чтобы отвести его в то место, о котором ещё мало кто знал. Так пришёл Финрод в Гроты и стал строить там залы и оружейни по образу твердынь Менегрота; и крепость эта была названа Нарготронд. В этих трудах Финроду помогали гномы Синих Гор; и их хорошо одарили, ибо Финрод принес из Тириона больше, сокровищ, чем любой принц нолдоров. В те времена был сделан для него и Наугламир, Ожерелье Гномов, — самое прославленное гномье изделие Предначальной Эпохи. На его золотой основе сияли бессчётные самоцветы Валинора, сила же, заключённая в нем, делала его невесомым для того, кто его носил, и на любой шее лежало оно изящно и красиво.

Там, в Нарготронде, и поселился со своим народом Финрод, и гномы дали ему прозвище Фелагунд, Властитель Пещер; имя это он носил до самой смерти".


Что мы здесь видим? Подгорные города Ногрод и Белегост воспроизводили Кхазад-Дум; Менегрот был создан по образцу Белегоста и Ногрода; Нарготронд копировал Менегрот. И строили его те же гномы, и по той же схеме - высококвалифицированный гномий труд в обмен на эльфийские богатства. Взять тот же Наугламир - камни валинорские, а оправа гномья. То есть Финрод, изначальный носитель нолдорской культуры, подпал под влияние гномьей культуры, сначала через Дориат, а потом и непосредственно. Дело даже не в том, что гномы дали Финроду гномье имя, а в том, что он сам начал это имя использовать. Финрод Фелагунд - это всё равно что Пьер Безухов.

["[Синдары] не могли понять ни слова на языке наугримов, казавшемся им неуклюжим и неприятным для слуха; и немногие из эльфов достигли в нем совершенства". Но кто-то из них всё-таки выучил кхуздул, и вполне логично, что Финрод относился к этому избранному меньшинству. Любопытство + общеизвестный талант к языкам + плотное и постоянное общение с гномами в ходе строительства Нарготронда + гномье имя.]

Вот тут наступает мой собственный момент ПРОФЕССОР БЫЛ НЕПРАВ! А именно:

"Говорят, что в те дни Да́эрон Песнопевец, самый учёный из мужей в королевстве Тингола, изобрёл Руны; и наугримы, приходившие к Тинголу; выучили их и радовались изобретению, оценив искусство Даэрона куда выше, чем сами синдары. Наугримы перенесли эти руны, Кирт, через горы и сделали достоянием многих народов; однако сами синдары до Войны мало пользовались ими и не вели летописей, а многое, что хранилось в памяти, погибло при разорении Дориата".


Не верю. Получается так: у нолдоров, избранников Ауле, появляется письменность. У гномов, детей Ауле, нет письменности. При этом, эльфам, с их бессмертием и идеальной памятью, письменность особо не нужна. Для них это забавный "гаджет" - оставил записку, а другой эльф посмотрит и "услышит" голос; написал строчку из песни, а у другого от этого вся песня в голове зазвучит. Поэтому для эльфийской письменности эстетическая составляющая была важнее утилитарной, и это, безусловно, можно сказать о "феанорской" вязи тенгвара, привезённого нолдорами из Валинора. Руны Кирта - практичны, их удобно вырезать на камне или дереве. Гномам они были необходимы, хотя бы для инвентаризации запасов, потому что у гномов была развитая технологическая цивилизация, и потому что они не были идеальными эльфами, и срок их жизни был ограничен. А развитая цивилизация у гномов возникает тогда, когда эльфы Средиземья, условно говоря, ещё жили в лесу и называли колесо Оком Манвэ. Но нам сообщают, что руны были изобретены эльфами Дориата, хотя в самом Дориате руны распространения не получили, и письменной культуры у синдаров в те дни не было; зато гномы эти руны активно использовали, и к востоку от гор руны встречались повсюду.

Очевидная версия. Рассказчик Сильмариллиона слегка предвзят и эльдароцентричен. Эльфы для него - высшая раса, которая изобрела всё, что имело смысл изобретать. Например, письменность вообще, и гномью письменность в частности. Но как мы видим, до контакта с гномами синдары не знали кузнечного дела, столица синдаров была построена гномами, а оружие и доспехи синдаров были созданы гномами или скопированы с гномьих образцов. В _моей_ Арде Кирт был изобретён гномами, гномы принесли рунический алфавит в Дориат, а Даэрон просто адаптировал руны под особенности синдарина. Поэтому они стали известны в Белерианде, как дориатские руны. Когда Белерианд затонул, а эльфы перебрались на восток, они стали плотно общаться с гномами. Увидев у них "дориатские" руны, эльфы пришли к тому самому неправильному выводу, который зафиксирован в "Сильмариллионе".   

...На этом пока всё, но это не конец.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: julia_monday
2016-09-16 03:55 pm (UTC)
Хм. Возражаю.

Во-первых, неверно насчет того, что древа Гондолина были выкованы по "образцу Галатилиона". Вот что говорится об этом у самого Толкина:

"а во дворе Тургона стояли подобия Древ давно ушедших дней, которые с истинно эльфийской искусностью сработал сам Тургон; и Древо, сделанное из золота, назвали Глингал, и Древо, цветы коего он сделал из серебра, назвали Бельтиль, и свет, испускаемый ими, заливал все улицы города". "Поздняя Квэнта Сильмариллион".

Как весьма четко сказано, это подобия Двух Древ, а вовсе не тирионского Галатилиона.

Во-вторых, насчет "каменного века". Вы здесь приводите цитату об "эльфах Оссирианда", которые, действительно, "не знали металлов" и жили в "каменном веке". Это верно. Но тут же вы почему-то ставите синдар Тингола на одну доску с нандор Денетора. С какой стати? Синдар Тингола стояли гораздо выше в "цивилизационном" отношении, а их учителями были вовсе не гномы, а майя Мелиан, которая выступала по отношению к синдар в той же роли, что Аулэ по отношению к нолдор.

"до контакта с гномами синдары не знали кузнечного дела,"

Простите, вы это утверждение делаете на основе цитаты о нандор?

Мелиан также учила и гномов, как известно, за Менегрот было уплачено не только жемчугом, но и "технологиями".

"И хотя гномы всегда требовали плату за свой труд, будь он им в радость или в тягость, на этот раз они сочли вознаграждение достойным. Ибо Мэлиан научила их многим премудростям, что они хотели знать..." (с) "Серые Анналы"

Странно было бы, если бы Мелиан учила гномов, а своих подданных эльфов не учила бы. Стало быть, ни о каком "тотальном превосходстве" гномов над эльфами не может быть и речи.

Единственной вещью, которой гномы учили эльфов - это создание оружия и доспехов. Но здесь дело не в особом превосходстве гномов. А дело тут, имхо, в том, что мысль об оружии всегда приходит эльфам "извне". Их учит либо Мелькор (в Валиноре), либо гномы (в Средиземье). Мне кажется, автор таким образом проводит мысль о том, что сами эльфы никогда не помышляли об убийстве себе подобных и только кто-то извне мог подтолкнуть их на эту мысль.

То же самое насчет "крепостей". Эльфы не задумываются о "крепостях", это изначально мирный народ и только суровая жизненная необходимость заставляет их об этом думать. А гномы с самого начала не настолько мирны, да и жизнь на востоке опаснее, чем в Белерианде.

"Очевидная версия. Рассказчик Сильмариллиона слегка предвзят и эльдароцентричен. Эльфы для него - высшая раса, которая изобрела всё, что имело смысл изобретать."

Эльфы чересчур горды, чтобы приписывать себе чужие изобретения.

"Увидев у них "дориатские" руны, эльфы пришли к тому самому неправильному выводу,"

Угу. Синдар, которые вполне себе общались с самим Даэроном, не знали, кто изобрел руны. Да-да, конечно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-09-17 12:38 pm (UTC)
1. Про деревья. Я знаю, но это для простоты. Там поэтому стоит ссылка на предыдущий пост. Конечно, деревья Тириона и Гондолина в некотором роде "братья", но Гондолин - "потомок" Тириона. И все вместе они укладываются в архетип "города и древа".

Но спасибо за уточнение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-09-18 02:04 am (UTC)
2. Уровень развития.

Во-вторых, насчет "каменного века". Вы здесь приводите цитату об "эльфах Оссирианда", которые, действительно, "не знали металлов" и жили в "каменном веке". Это верно. Но тут же вы почему-то ставите синдар Тингола на одну доску с нандор Денетора. С какой стати?

Я не вижу здесь противоречия. В чём фундаментальная разница между нандорами и синдарами Тингола? Это один народ, который разделился на стадии Великого похода. Между эльдарами, которые ушли в поход, и авари, которые остались, тоже изначально не должно было быть никакой разницы.

"до контакта с гномами синдары не знали кузнечного дела,"

Простите, вы это утверждение делаете на основе цитаты о нандор?


Причём здесь нандор? Давайте посмотрим ещё раз:

"Кузнечному делу синдары скоро выучились у них (Their smithcraft indeed the Sindar soon learned of them); лишь в закалке стали гномов не могли превзойти даже нолдоры, и в плетении кольчуг, придуманных кузнецами Белегоста, работа их не имела себе равных. И вот синдары хорошо вооружились и изгнали всех лиходейских тварей, и снова стали жить в мире; а в оружейнях Тингола хранились топоры, копья и мечи, высокие шлемы и длинные рубахи из сверкающей стали, ибо доспехи гномов не ржавели и всегда блестели, как новые".


Речь именно о синдарах Тингола. Кузнечному делу они выучились у гномов. (Но гномы оставались непревзойдёнными в закалке стали и плетении кольчуг - тут их не могли превзойти не то что синдары, но даже валинорские нолдоры.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-09-18 02:04 am (UTC)
Вопрос - владели ли синдары кузнечным делом до контакта с гномами? Мне кажется, из цитаты очевидным образом следует, что нет, не владели.

То есть, да, у нас есть эльфийский король Белерианда Элу Тингол, исполин среди Детей Эру, могучий полубог, чьи глаза светились неземным светом Амана; есть его жена, волшебница Мелиан, которая вообще представляла собой нечто вроде младшего божества и была старше самой Арды. Но жили они в лесу, и их трон был вырезан из какой-нибудь коряги каменным инструментом. Дружина Тингола была вооружена луками, и у их стрел были каменные или костяные наконечники. Одежды прекрасных эльфов были украшены костяными бусинами, и гордые эльфийские мужи рыхлили землю своих заповедных полян деревянными мотыгами, а эльфийские девы срезали созревшие колосья каменными серпами. А если шёл сильный дождь, тронную корягу вносили в какую-нибудь естественную пещеру. Жили эльдары в пещерах и в хижинах.

Вот чем являются народы, которые не умеют обрабатывать металл. И так должен был выглядеть будущй Дориат, пока его не озарил свет гномьей цивилизации. Я просто говорю о смене "оптики" - мы судим о владениях Тингола по тому, чем они стали благодаря гномам, и какими их застала Первая эпоха; а я предлагаю взглянуть на то, чем они были до гномов, в эпоху звёзд. Дориат минус Менегрот (и минус кузнечное дело).

То есть вот, хроника войн Белерианда. В Белерианд начинают просачиваться первые банды орков и стаи разумных волков. Гномы изготовляют для Тингола и его дружины комплекты оружия и доспехов, синдары изгоняют "лиходейских тварей", а заодно учатся у гномов кузнечному делу и начинают производить ухудшенные копии гномьих образцов. Затем Мелькор возвращается, и на Белерианд обрушивается новая волна орков, на сей раз хорошо организованных и с железным оружием. Они разоряют владения Кирдана Корабела. Тингол зовёт на помощь эльфов Оссирианда, нандоров. Но они несут серьёзные потери, потому что легко вооружены - в отличие от дружины Тингола с её топорами, кольчугами и шлемами.

"Но эльфы заплатили за победу дорогой ценой. Ибо вооружены были эльфы Оссирианда легко, не то что орки, обутые в железо, с железными щитами и длинными копьями. Они отсекли Денетора от войска и окружили на холме Эмон–Эреб. Там пали он и все его близкие родичи — прежде чем войско Тингола подоспело им на помощь. И, хотя Тингол отомстил оркам, напав на них с тыла и уложив их всех, нандоры горько оплакивали смерть Денетора и никогда больше не избирали себе короля. После битвы кое–кто вернулся в Оссирианд, и рассказы их наполнили оставшихся нандоров таким страхом, что впредь они никогда не вступали в сражение, но держались осторожно и скрытно; и они стали зваться ла́йквенди, Зелеными Эльфами — по одежде цвета весенней листвы. Многие из них ушли на север, в огражденные владения Тингола, и смешались с его народом".


Нандоры не пользовались плодами гномьей цивилизации, нандоры понесли большие потери, нандоры лишились своего вождя Денетора и его клана. После этого они либо смешиваются с синдарами Тингола, либо переходят к "гипертрадиционализму", о котором рассказывает Финрод.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-09-18 02:07 am (UTC)
3. Мелиан.

Кто такая Мелиан?

Трезвый взгляд на Мелиан:

"Мелиан звали майю, что служила и Ване, и Эсте; она долго жила в Лориэне и ухаживала за деревьями, что цветут в садах Ирмо, прежде чем пришла в Средиземье. Куда бы она ни шла, соловьи пели вокруг неё".

Восторженный взгляд на Мелиан:

"Мелиан была майа из народа валаров. Она жила в садах Лориэна, и не было там никого прекраснее, мудрее и искуснее в Заклинательных Песнях, чем Мелиан. Говорят, валары оставляли свои труды, а птицы Валинора — щебет, что колокола Валмара стихали и источники переставали струиться, когда в час смешения света пела Мелиан. Ее повсюду сопровождали соловьи, и она научила их петь; она любила глубокую тень больших деревьев. Еще до создания Мира она была подобна самой Йаванне; и когда квенди пробудились у вод Куйвиэнена, она оставила Валинор и пришла в Покинутые Земли, и безмолвие Предрассветного Средиземья наполнилось ее голосом и пением птиц".

Итак, она майа, скорее всего, из свиты Йаванны (как прямым текстом сказано в ранних вариантах). Соответствующая специализация - волшебство, целительство (стажировалась у Эсте), работа с природой и сельское хозяйство. В общем, можно посмотреть способности её дочери, Лютиэн, и на способности Галадриэли, которая тоже училась у Мелиан.

Чему она могла научить синдаров? Отводить взгляд, наводить морок, навевать сон, надевать личину, заговаривать кровь, заставлять вещи расти (заклинание, которое Лютиэн потом использовала на своих волосах, но которое имело очевидное сельскохозяйственное применение).

Это к вопросу о:

"Синдар Тингола стояли гораздо выше в "цивилизационном" отношении, а их учителями были вовсе не гномы, а майя Мелиан, которая выступала по отношению к синдар в той же роли, что Аулэ по отношению к нолдор".

Специализация Ауле: "кузнец и знаток всех ремесел, и искусен во всем — как малом, так и великом". И это совсем другой масштаб по сравнению с той же Мелиан, а гномы - его любимые дети (к вопросу о гномьем превосходстве). Ауле = цивилизация. [В ранних черновиках Ауле также является покровителем письменности, потому что письменность = цивилизация.] Но, например, в кораблестроении и мореходном искусстве Ауле не разбирается, потому что это не его сфера. Для этого нужна любовь Ульмо и дружба с Оссе. Так с чего это Мелиан (младший дух) должна разбираться в сфере ответственности Ауле?

Она, безусловно, подняла сельское хозяйство синдаров на новый уровень. (Хотя сельское хозяйство у народов Арды - это отдельная и больная тема.) Она, возможно, подарила им лембас. [Тут всё неоднозначно. Вроде как, эльдары питались лембасом ещё во время Великого Похода. Либо Йаванна уже тогда поделилась с ними семенами и рецептурой, либо она просто посылала эльфам готовую продукцию, а рецептуру и семена в Средиземье внедрила Мелиан после замужества.]

Да, при ней синдары превзошли других эльфов, оставшихся в Средиземье ("they became the fairest and the most wise and skilful of all the Elves of Middle-earth" - "Серые Анналы"). Но они соревновались с теми самыми "эльфами палки-копалки", в рамках всё того же эльфийского каменного века. Они могли превзойти остальные племена серых и тёмных эльфов в чарах, в песнях, в целительстве, в способности разговаривать с деревьями и птицами, и это всё попадало бы под категорию "мудрые и искусные", wise and skillfull. Но это не вывело бы их за рамки деревянных мотыг и каменных серпов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-09-18 02:07 am (UTC)
Теперь о:

"Ибо Мэлиан научила их многим премудростям, что они хотели знать..." (For Melian taught them much wisdom, which they were eager to get.)

Какой мудростью Мелиан могла поделиться с гномами? Не искусством обработки железа, драгоценных металлов или камня, это уж точно. И не секретом лембаса, потому что технология его изготовления всегда оставалась эльфийской тайной. А от эльфийской магии гномам, надо полагать, было мало проку. Но вот это вот было настоящим:

"Но эльфы тоже трудились там и вместе с гномами — каждый по–своему ("each with their own skill") — запечатлели видения Мелиан, дивные и прекрасные образы Валинора Заморского. Колонны Менегрота были подобны букам Оромэ — крона, ветви и ствол — и освещались золотыми светильниками. Соловьи пели там, как в садах Лориэна; фонтаны были из серебра, бассейны из мрамора, а полы — из многоцветного камня. Высеченные фигуры зверей и птиц бежали по стенам, карабкались на колонны или смотрели с усыпанных цветами ветвей. И с течением лет Мелиан и ее девы заполнили залы ткаными коврами, где изображены были деяния валаров и многое, что случилось в Арде с ее основания, и — смутно — то, что грядет. То было прекраснейшее из королевских жилищ к востоку от моря".


Мелиан могла рассказать гномам об Эру, айнурах, Валиноре, обо всех валарах, о Мелькоре и о самом творце гномов, Ауле. Им неоткуда было брать эту информацию, кроме как от неё, а потому и ценность этой информации была велика. И это, безусловно, относилось бы к категории "wisdom"; так сказать, "lore", а не "craft". В то время как в обратном направлении шёл именно craft, а конкретно, smithcraft. Как написано в тексте. Я не вижу оснований понимать это иначе, чем написано - гномы научили синдаров кузнечному делу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-09-18 02:09 am (UTC)
4. Руны Даэрона.

Тут ответ распадается на две части.

1) Внешний по отношению к миру Толкиена.

Я знаю, что там написано. Но там написана глупость. Допустим, Толкиен придумал бы такой сюжет: "Римляне пришли на земли германских племён и принесли туда традиции каменного строительства, а германцы за это научили римлян своим рунам, благодаря чему и римлян появилась собственная письменность, хотя сами германцы свои руны использовали мало и книг не писали. Зато римляне разнесли унаследованный от германцев алфавит по всем своим землям". Я бы сказал, что тут написана бессмыслица, хотя бумага всё стерпит. Право Толкиена - писать всё, что ему вздумается, моё право - оценивать это согласно моим субъективным представлениям о прекрасном.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-09-18 02:10 am (UTC)
2) Внутренний по отношению к миру Толкиена ("тексты реально существуют в рамках мира и в той или иной степени описывают этот непротиворечивый мир").

Это уже к пункту:

"Угу. Синдар, которые вполне себе общались с самим Даэроном, не знали, кто изобрел руны. Да-да, конечно".

Рассказчик живёт сильно позже всех этих событий. От него мы узнаём, что историческая память Дориата прервалась, потому что письменная культура в Дориате не сложилась:

"Сами синдары до Войны мало пользовались [рунами] и не вели летописей, а многое, что хранилось в памяти, погибло при разорении Дориата. Мало рассказывали о блаженстве и радости жизни в Дориате, покуда он не погиб; так творения прекрасные и дивные, пока они существуют и радуют взор, говорят сами о себе, и лишь когда они в опасности или гибнут, о них слагают песни".


Проще говоря, показаний непосредственных очевидцев у нас нет, и о многих вещах, которые происходили в Дориате, мы так никогда и не узнаем. Сама история вводится оборотами "говорят", "рассказывают", то есть рассказчик не уверен в этом на все сто процентов. Он не общался с Даэроном, и он не общался с эльфами, которые помнили бы Даэрона.

При этом нам сообщают, что сами синдары изобретением Даэрона не особо интересовались, это была для них какая-то мимолётная придумка, забава. Мало пользовались, не оценили и всё такое. Это не было для них событием в масштабах цивилизации, и, соответственно, круг эльфов, которые могли бы нас просветить по этим вопросам, был невелик. И все они давно умерли, не зафиксировав свои свидетельства и не передав их дальше.

Важный пункт: если бы Даэрон просто доработал существующие руны и адаптировал их для записи синдарина, этого бы хватило, чтобы называть их "рунами Даэрона". Эльфийскую письменность изобрёл Румил, а Феанор её усовершенствовал; но этого достаточно, чтобы он мог считаться изобретателем тенгвара, "феанорова письма".

Промежуточный итог. Руны пришли в Белерианд из Дориата, предание связывает их с именем легендарного певца Даэрона. Мы могли бы сказать точно, если бы в Дориате догадались эту информацию записать, но чего нет, того нет. Затем, уже во Вторую эпоху, эльфы перебрались за Синие Горы, стали плотно общаться с гномами, увидели, что они активно используют руны, и пришли к логичному для них выводу, что гномы тоже позаимствовали руны у дориатских синдаров. Эту историю, условно говоря, Элронд рассказал Бильбо, но Элронд многого мог просто не знать.

[Как мы, например, не знаем, что по этому поводу думали гномы, и какими были самые древние рунические надписи, которые сохранились к востоку от Синих Гор.]
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-09-18 02:12 am (UTC)
Смотрим "Серые Анналы" в 11 томе "Истории Средиземья".

Сначала гномы строят Менегрот - затем Даэрон изобретает свои руны. Звучит, как злой советский анекдот: "Профессор Опрыскин изобрёл электробритву, роясь в помойке за американским посольством". Очевидно, автор сам это понимал, поэтому появляется следующее примечание: "Говорят, что он изобрёл их еще до возведения Менегрота и после [только] улучшил". То есть, Даэрон заранее придумал руны, но никому об этом не сказал, затем, после контактов с гномами, он усовершенствовал руны и явил их миру. Но синдары не оценили трудов Даэрона, а гномы, видимо, так и продолжали пользоваться "неусовершенствованной" версией.

Ср. с Приложением E к "Властелину колец", II. "Об алфавитах":

"Все алфавиты, которые использовались в Третью Эпоху, изобретены Эльдар... Первый кирт был создан Синдар Белерианда, и поначалу ими писали лишь имена и краткие памятные надписи на дереве и на камне. Поэтому они угловатые... Древнейший, самый простой вариант кирта в течение Второй Эпохи распространился на восток и стал известен многим народам: его употребляли люди, гномы, и даже орки - все эти народы приспосабливали кирт к своему языку по мере своего разумения - или отсутствия такового. Один из простых вариантов кирта все еще был в ходу в Доле, похожие руны использовали и рохиррим. Hо в самом Белерианде, в Первую Эпоху, кирт перестроился и усложнился (не без влияния нолдорского тенгвара). Hаиболее развитый и упорядоченный вариант кирта известен под названием Даэроновых рун: в эльфийских преданиях говорится, что его придумал Даэрон, ученый менестрель короля Тингола Дориатского".


Итак, в эльфийских преданиях с именем Даэрона связывается именно "усовершенствованная", эльфийская версия рун; к востоку от Синих Гор ходила другая, "неусовершенствованная" версия. Поэтому гномы, люди и орки заимствовали кирт из Дориата. Логично? Логично.

Нельзя даже сказать, что авторство Даэрона (или хотя бы дориатских синдаров) бесспорно во всех версиях легендариума.

В седьмом томе "Истории Средиземья" приводятся альтернативные варианты текста об алфавитах. Там рассказчик относится к авторству Даэрона с явным скепсисом. Он говорит, что Даэрона называют автором рун просто потому, что на сохранившихся дориатских артефактах рунами нанесены строчки из песен Даэрона, отсюда и "руны Даэрона". Также рассказчик считает, что руны в Дориате были только усовершенствованы, и что изначально в Белерианд руническое письмо принесли эльфы с востока. (Что подтверждается сообщениями о том, что на востоке была распространена иная версия рун, более базовая, в то время как "дориатская" является от неё производной.) Когда люди пришли с востока, они уже обладали определёнными знаниями о рунах (примитивных, а не дориатских), так что они, очевидно, почерпнули эти знания у восточных эльфов. Гномы, продолжает рассказчик, получили свои руны либо сразу от восточных эльфов, либо позже, уже от людей.

Я лично могу построить из всех этих обрывков непротиворечивую версию происхождения рунического алфавита :-D.
(Reply) (Parent) (Thread)