?

Log in

No account? Create an account
Феномен чести на примере "Гусарской баллады" - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Феномен чести на примере "Гусарской баллады" [Dec. 26th, 2016|07:11 pm]
Григорий
[Tags|]

Это к вопросу о феномене чести, о том, что это такое и как она работает.

1.

Лично для меня самым интересным свойством "феномена чести", как я его понимаю, является следующее.

Не помню где, но когда-то я услышал фразу "честь - это убить человека, чтобы отомстить за бабочку". И это оно.

Честь - это то, что заставляет человека выбирать меньшее, при выборе между меньшим и большим. Потому что бабочка - это нечто совершенно незначительное, а человек - это что-то невероятно значимое.

И именно поэтому честь может проявляться в том, что человек жертвует своей жизнью за какой-то пустяк, или в том, что человек становится на сторону слабых и против сильных.

С технической, функциональной точки зрения, можно сказать о том, что честь учит человека ставить малое выше большего, потому что в критической ситуации может случиться так, что человеку потребуется отдать собственную жизнь за какие-то далёкие обязательства, ради чести. Тот, кто привык жертвовать малым ради большего, в конце концов может пожертвовать всем ради спасения собственной жизни, потому что когда собственная жизнь висит на волоске, она заслоняет человеку весь мир. О чести в этой ситуации говорить уже не приходится.


2.

Я считаю, что честь относится к "горизонтальным", а не к "вертикальным" понятиям.

Условно говоря, патриотизм - это "вертикальное" понятие, потому что оно связывает всех людей сверху до низу. А профессиональная солидарность - "горизонтальное", потому что она объединяет всех людей одной профессии, независимо от того, где они работают. Можно представить себе картину, когда элита, одновременно, транслирует вертикальные ценности для своих подчинённых - "ненавидь врага, люби начальство!" - и разделяет горизонтальные ценности, связывающие элитные группы разных стран между собой - "не мир тесный, прослойка тонкая, мы тут все приличные люди, граждане мира"...

Так вот, честь завязана на отношения между равными (ergo, это горизонтальное понятие). Люди чести могут занимать разные позиции в обществе и обладать разным достатком, но в той степени, в какой они признают друг друга людьми чести, они равны между собой.


3.

Если посмотреть на известные нам свойства чести, с точки зрения чисто технического описания этого феномена, то получается следующее.

Во-первых, честь повышает цену межличностного конфликта внутри воинской корпорации, так как человек чести обязан идти на принцип, независимо от условий...
Во-вторых, честь облегчает контакты с противником в рамках одной культуры, так как слово человека чести свято, а слово остаётся словом, даже когда оно дано врагу. (И поэтому стороны могут договариваться о перемириях, обмене пленными, уходе за раненными, да и вообще доверять друг другу.) Это уменьшает потери от военных конфликтов.
В-третьих, честь помогает воинской корпорации выступать как единое целое (как своего рода профсоюз) в ходе коллективного торга за привилегии с начальством - со всеми начальниками всех имеющихся иерархий.

***

В "Гусарской балладе" есть следующий эпизод - русские берут в плен испанца Сальгари, воюющего за французов, и пытаются убедить его перейти на сторону России.

Офицер

Хм. Спета французов песня.
Почему должны, я правно не пойму,
Вы сохранять присяге верность?

Сальгари

Иль сударь, вас я слышу скверно?
Иль вы советуете мне предать?

Офицер

Что в этой вам войне?
Ведь не француз вы.

Сальгари

Изменить я мог бы в славе им.
А нынче вы победили.
Наш обычай мне верность им велит хранить.


В дальнейшем главная героиня сама попадает в плен к французам, и после этого Сальгари переходит на её сторону - во-первых, потому что она (или, на тот момент, "он") ему нравится, а во-вторых, потому что теперь русские, в лице Шурочки, являются слабой и уязвимой стороной.

[В сторону - фильм "Илья Муромец" рассматривает честь изнутри, с точки зрения русской жизни и её обычной проблематики - деспотичное начальство, взаимные обиды, набегающая волнами азиатчина. "Гусарская баллада", напротив, показывает честь со стороны, как странную европейскую приблуду, чьи принципы функционирования остаются для русских людей загадкой. Есть "наши", есть "ненаши", а есть "человек чести", который как Прыгающая Каучуковая Бомба.]

Так вот, тот конкретный вид чести, о котором говорит Сальгари, соответствует общим свойствам чести (достойно жертвовать большим ради меньшего, но не наоборот) и при этом является механизмом консервации многостороннего конфликта.

Представим себе многосторонний конфликт между несколькими сторонами. Каждая сторона или коалиция сторон - это лагерь с определённым количеством независимых (обладающих свободой воли) агентов, проще говоря, человечков. Сила сторон подвержена колебаниям - время от времени один лагерь усиливается, другой ослабевает. С точки зрения рационального поведения ("вовремя предать - предусмотреть"), человечкам выгодно покидать слабый лагерь и переходить в сильный лагерь. Никто не любит лузеров, все любят победителей. В конечном счёте, это приведёт к разрушению баланса сил, одна сторона чрезмерно усилится за счёт других и сожрёт всех.

Теперь добавим туда честь в трактовке Сальгари: "можно изменять сильному - нельзя предавать сторону, терпящую поражение". Тогда получаем следующее: если сторона объективно слабеет, она получает бонус к морали своих высокоуровневых юнитов - "люди чести" будут оставаться в этом лагере до конца, чтобы никто не посмел обвинить их в трусости. И наоборот, если их сторона усиливается, "люди чести" получают моральное право припомнить ей все прошлые обиды и даже поменять лагерь, без ущерба для репутации. У слабой стороны устойчивость повышается, позволяя перетерпеть неудачный период, у сильной падает, пока она не начнёт объективно слабеть из-за внутренних склок и предательства союзников, в результате чего сохраняется общий баланс сил.

[В довесок - мой пост о смысле подлости, как механизма:

Наличие подлецов уменьшает потери во внутривидовых конфликтах, а, следовательно, выгодно человечеству с эволюционной точки зрения...
  Если бы человеческие общества состояли бы только из героев и святых древней этики, каждая война велась бы до полного истребления проигравших, потому что смерть лучше бесчестья или измены идеалам. Для популяции в целом последствия были бы скорее негативными...
Раз в каждом социуме есть люди, готовые сразу же перебежать на сторону, которая в данный момент побеждает, войны быстрее кончаются, сильные быстрее одерживают верх, слабые быстрее проигрывают. Нет необходимости доигрывать партию до конца, до полного уничтожения противника. Отсюда меньшее число потерь с обеих сторон...
Если буржуинство побеждает, дело Плохиша - всех сдать (и этим спасти жизни безыдейных обывателей!), дело Кибальчиша - красиво сложиться (и оставить будущим поколениям образец правильного поведения)
.]
linkReply

Comments:
[User Picture]From: monster_igstab
2016-12-27 08:31 am (UTC)
С "честью" имеется маленькая проблемка, ровно как с терминами вообще. Дело в том, что расовые переводчики упорно переводят "честь" как "гонор", упорно сливая понятия воедино. А "честь" и "гонор", это совершенно разные понятия, и в итоге итоговое понятие "гуляет" от и до. Так что понятие чести очень сильно видоизменяется от места и времени, и нужно бы делать заякоривание вопроса за пространство-время.

Для расовых переводчиков "честь" понимается только в ветхозаветном смысле, т.е. как "понты". "Не-влезай-убью". А для христиан честь идёт не на публику, а в первую очередь _вовнутрь,_ христианин пытается стать более качественным человеком, чтобы получить Спасение. Так что тут целая роза направлений, которую рассматривать "в общем" просто бессмысленно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: taabat
2016-12-27 10:39 pm (UTC)
Хм, интересно узнать ваше мнение о системе "шифгретора" (честь, она же тень, что-то вроде репутации) в "Левой руке тьмы". Там один из персонажей руководствуется этими принципами чуть менее чем полностью - и фактически губит себя за то, что не способен жить по ним полностью.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: corvinus_quint
2016-12-27 11:12 pm (UTC)

Отвязный субъективизм.

Человека за бабочку - это что-то такое японское, красивое, но малоразумное.

Далее поддержу комментатора сверху. Поменять лагерь из-за обидок и уйти к слабым, потому что "ну вот такой я крутой Дартаньян!" - это гонор, нарезка понтов. Топить за слабую и уязвимую сторону исключительно из-за её слабости - тоже не честь. Это rooting for the underdog, такая специфическая западноевропейская (или может даже иудохристианская) реакция, к которой родственно восхищение noble savages.

Оставаться на стороне тех, кому присягал, вне зависимости от их силы или слабости, это уже поближе к чести. Настоящая честь - всегда быть на правой стороне. И настоящая честь не вертикальна и не горизонтальна; это точка, это индивидуальность. Группы - это репутация, а не честь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sts_52
2017-01-01 09:43 pm (UTC)
Галковский тут рассматривает честь как защиту от произвола:

"Ну, а уж дворяне. Боевая каста. Честь - это всё. Тяжело честь соблюдать? Довольно неудобно. Как бронежилет носить. Но в броне с другой стороны ох как уютно и ЛЕГКО жить. Ничего-то вы с таким человеком не поделаете. Даже абсолютный монарх. Наорёт на флигель-адьютанта, тот "руки по швам" выслушает, со следом сапога монаршьего на заднице пойдёт домой. А дома застрелится. Покраснеет тут монарх, ручки у него затрясутся. Пойдёт шёпот придворных за спиной. А у монарха, самого что ни на есть законного, шея по закону тоже одна, и росточка он не в 35 метров, а 2.05 максимум. Ударят табакерочкой в висок - упадёт, где стоял. И царь-батюшка понимает, на кого можно орать, а с кем говорить вежливо, а то и комплиментец отвесить. Перед ним не амёба в лаптях, а боевой ящер, со шпорами, шипами и бронёй".

И дальше:

"Но "честь" совсем другое.

Вот сидит очередь в онкологическом диспансере. Всех сюда уже НАПРАВИЛИ, то есть жизнь присутствующих под большим вопросом. Настоение у сидящих близкое к обмороку. Кто полуплачет, кто глотает успокоительное, кто ёрзает, как на иголках. А один человек сидит, читает газетку. Нельзя сказать, чтобы он шибко радовался, немножко бледноват. Но газетку читает серьёзно, с интересом. И вот людям оглашают приговор. Предположим, всем один и тот же. Кто рыдает, кто бьётся в истерическом припадке, кто целует руки врачам и умоляет помочь. А наш герой спокойно газетку складывает, идёт в коридор и стреляется.

Вот человек, у которого ЕСТЬ ЧЕСТЬ. У него в кармане - выключатель. С таким человеком вы не сделаете ничего. И конечно с собой он покончит не по-дурацки. Напишет справедливое завещание, спокойно выяснит, есть ли шанс на излечение. Потом - примет решение. Чтобы не было ПОЗОРА. Разорения семьи на бессмысленные операции, позорного гниения заживо. Попробуйте такого человека оскорбите. Ничего не получится. С равным - будет дуэль. Подонка - застрелит как собаку. Нападёт толпа в подворотне - положит пять человек, последнюю пулю себе. У человека - БРОНЯ. РЫЦАРЬ".

Edited at 2017-01-01 09:50 pm (UTC)
(Reply) (Thread)