?

Log in

Commandos 3: Destination Berlin (2003), ч.1 - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Commandos 3: Destination Berlin (2003), ч.1 [Jan. 27th, 2017|04:09 pm]
Григорий
[Tags|]

Паршивая овца серии. Если предыдущие игры имели оценки в районе 9/10, то у этой - 6/10, "смешанная" зона на Стиме.

Сразу хочу сказать две вещи.

С одной стороны, эта игра действительно производит впечатление сырой и недоделанной. Например, мне показалось, что внутриигровое руководство содержит инструкции для предметов и способностей, которых в игре нет. Игроку предлагают 12 миссий (не считая двух учебных), и среди них есть небольшие и короткие, сравнимые с отдельными бонусными миссиями предыдущей игры. Чтобы небольшой размер карт не так бросался в глаза, камеру приблизили к персонажам; камеру можно приподнять, но лучше не станет. Обзор сократился, масштаб стал заметно более "тактическим". В четырёх миссиях из 12 игрок управляет только одним персонажем, ещё в четырёх - двумя, и ещё в одной под его руководством тоже будет де факто два персонажа, хотя формально по ходу уровня можно получить ещё трёх бойцов. (В двух миссиях под командованием игрока будет три персонажа, и ещё в одной - целых четыре.) На некоторых уровнях, чтобы оправдать их небольшой размер, добавили таймер - раньше это было немыслимо, так как предыдущие игры серии делали упор на тщательное планирование и аккуратное исполнение. Теперь игра стала больше смахивать на action с видом сверху, элементами тактики и "стратегическим" управлением, чем на real-time tactics/stealth. Игроку сразу дают понять, что моменты, которые были самыми слабыми в предыдущей игре, а именно, бои с немцами и отражение их атак, разработчики посчитали своей удачей и решили именно на них сделать упор. /*в сторону*/ И они оказались правы!

[А представляете, если бы серия дожила до наших дней? Они бы сейчас делали MOBA по мотивам Commandos. Хотя, блин, это звучит круто.]

С другой стороны, игра мне понравилась. Она подарила мне тот самый неуловимый fun. В ней хватало отличных моментов, и когда я закончил играть, меня переполняли положительные эмоции. Это зеркальный пример ситуации со второй игрой. Я писал:

Я сформулировал для себя следующий простой принцип, обратный принципу Штирлица ("запоминается последнее"). Так как до конца игры всё равно дойдут не все игроки, начало игры непропорционально влияет на её дальнейшее восприятие. Во вторых Commandos потрясающее начало, а хрень начинается только с уровня третьего и набирает обороты уже к концу. Поэтому игра воспринимается, как гениальная, несмотря на все недостатки. Но когда я прошёл эту игру, я плевался.


Commandos 3 начинается с трёх худших уровней подряд. Вся первая кампания ("Сталинград") - это провал в плане игрового процесса, сюжета и визуальной составляющей. Это кривые, некрасивые, тупые уровни. Первый и главный вопрос, возникающий у игрока - что это за дерьмо? Многие после такого просто прекращали играть. Я, пережив шок от первого уровня, полез на Стим, читать обзоры. Моё внимание привлекла одна рецензия, где человек написал, что третьи "Коммандос" не настолько ужасны, как кажутся на первый взгляд, и если постараться разобраться, то под уродливой оболочкой скрывается вполне достойная игра. Мне было сложно в это поверить, но в итоге я вынужден согласиться с этим мнением. Всё, что происходило в игре потом, было лучше, чем её начало. 

Теперь об игре, как таковой.

Игроку оставили всего пять основных персонажей - теперь это Зелёный Берет, Снайпер, Сапёр, Шпион и Вор. Водителя убрали, а вместе с ним и возможность захватывать вражескую боевую технику. Пловец появляется в одной миссии в качестве "приглашённой звезды",  и он произносит то самое "оки-доки!", которое было визитной карточкой Водителя. Я даже не знаю, является ли это "водителехульством", или Пловец таким образом символически отдавал дань отсутствующему товарищу. "За тебя, чёртов ты псих! Оки-доки!" - и граната полетела в толпу немцев. 

Сохранилась тенденция к универсализации бойцов - теперь все они могут кидать гранаты, хотя раньше это умел делать только Сапёр. Действительно, странно было бы, если диверсантов не учили обращаться с гранатами. В качестве компенсации Сапёр получил от отсутствующего Водителя бутылки с зажигательной смесью и газовые гранаты. Теперь усыпляющим газом можно случайно вырубить собственного бойца, поэтому в игру добавили противогазы; в противогазе можно заходить в газовое облако, но нельзя бегать. Вор наконец-то научился связывать потерявших сознание немцев и вдобавок получил собственное оружие бесшумного убийства, проволочную удавку-гарроту. (Пропала его чистая и светлая душа!) Зелёный Берет сохранил свою приманку-"пищалку", которая теперь совершенно бесполезна и просто занимает место в инвентаре. Зато нож в руках Зелёного Берета снова стал быстрым, эффективным и бесшумным оружием. Ещё Зелёный Берет научился снимать стационарный пулемёт с треноги и использовать его в качестве ручного пулемёта. 

Из игры исчезли уровни сложности и рейтинги-звания. Если уровень пройден, он по умолчанию пройден на отлично. Поэтому немцев теперь можно не щадить, никто не будет ставить игроку в вину убитого Ганса, использованную аптечку или лишнюю автоматную очередь. 

Игра начинается с двух учебных миссий. В первой игрока знакомят с Зелёными Беретом, Снайпером и Сапёром. Сразу же возникает чувство подставы. Как только Зелёный Берет находит Снайпера, у игрока отбирают управление Зелёным Беретом. Зелёный Берет говорит, что он пойдёт вперёд и будет "указывать цели", и после этого, верный своему слову, он идёт в сторону немцев. А Снайпер, под управлением игрока, должен отстреливать вражеских солдат раньше, чем они пристрелят Зелёного Берета. Какого черта? Диверсанты так не работают, в Commandos такого быть не должно. Так как учебные миссии, по определению, должны подготовить игрока к прохождению основной кампании, возникает опасение, что в игре Снайперу придётся конвоировать и прикрывать огнём тупого и неуправляемого персонажа, бегущего в сторону немецких позиций. Слава богу, что таких заданий в игре нет. Но тогда зачем...?

Вторая учебная миссия намного лучше. Она не абстрактная, а сюжетная, с заставкой, диалогами и исторической привязкой. Сначала игроку показывают сурового немецкого часового. Затем мимо проезжает двухэтажный автобус и появляется титр: германское посольство в Лондоне, 21 февраля 1939 года. Последние мирные месяцы перед началом Второй мировой. [Ну как мирные? Идёт война в Китае, ещё продолжается, но уже подходит к концу Гражданская война в Испании, Германия слопала Судеты и вот-вот оккупирует всю Чехословакию.] Шпион и Вор должны ограбить посольство и вынести из сейфа секретные документы. При этом, Шпион на тот момент - офицер французской разведки, а Вор - честный французский вор, но лучший из всех: кличку "Люпен" кому попало не дают. Будущий Шпион нанял его, как профессионального взломщика. Именно так они и познакомились, ещё до войны. Естественно, операция французской разведки в Лондоне проводится с ведома английской военной разведки, и простой лондонский бобби на углу, по сюжету, тоже агент, который курирует действия французов.

Игрок добывает немецкую форму, отвлекает охрану переодетым Шпионом, проникает в посольство и взламывает сейф. Это ещё одна потрясающая деталь - во всей игре больше не будет заданий, где Вору потребуется взломать сейф. Я вообще не помню, чтобы я где-то ещё использовал отмычки, которыми меня учили пользоваться в учебной миссии. Ай да студия Pyro, ай да испанцы! Забавная деталь: автор прохождения, которое лежит в сети, настолько изголодался по нормальному геймплею в духе Commandos 2 (которого в игре кот наплакал), что из принципа зачистил всё посольство, вырубив и связав всех сотрудников во всех доступных помещениях. Я же просто забрал документы и ушёл.

(продолжение следует...)
linkReply