?

Log in

Commandos 3: Destination Berlin (2003), ч.3, первая сюжетная кампания - "Сталинград" - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Commandos 3: Destination Berlin (2003), ч.3, первая сюжетная кампания - "Сталинград" [Jan. 30th, 2017|03:45 am]
Григорий
[Tags|]

(...)

Я давно встречал упоминания первого уровня третьих "Коммандос", и знал, что это будет соло-миссия Снайпера, целый уровень, посвящённый поединку с немецким асом-снайпером посреди руин Сталинграда. Я думал - как же это круто! Соло в исполнении Снайпера, который обычно задвинут на вторые роли. Снайперская дуэль, реализованная на языке тактической стэлс-игры. Долгий путь к цели, короткие перебежки от укрытия к укрытию, ловушки и отвлекающие приёмы, наконец, последняя пуля, которая поставит окончательную точку в их споре.

Реальность, мягко говоря, разочаровала. Игроку сообщают, что важный американский генерал приехал в Сталинград, для переговоров с русскими союзниками. Ну естественно, куда же ещё, не в Москву же. Поэтому немцы послали в Сталинград "величайшего стрелка Третьего Рейха", снайпера восьмидесятого уровня, чтобы ликвидировать генерала. А союзники в ответ послали в Сталинград своего лучшего снайпера, то есть Снайпера.

Эта миссия - лютый трэш! Первый уровень, игрок ещё не разобрался с управлением, с камерой, со сменой ракурсов обзора, а его сразу кидают мордой в грязный снег. Ничего не понятно, но таймер тикает. В роли таймера выступают русские солдаты, число которых непрерывно сокращается под огнём вражеского стрелка. Всего их 17, когда они все умрут, миссия будет провалена. Немецкий снайпер может похвастаться огромным обзором, чудовищной дальнобойностью и приличной скорострельностью. Нас он тоже валит за милую душу, не раздумывая. Все эти ужасы, вроде ограничений по времени и постоянной опасности быть убитым из-за края экрана всевидящим противником, нужны лишь для того, чтобы игрок не обращал внимания на крохотные размеры площадки, в границах которой происходит всё сражение. (В центре этой площадки находится фонтан "Бармалей", что же ещё.)

В Commandos 2 был бонусный уровень, где нужно было убить вражеского снайпера. Тот снайпер сидел в тени, в жёлто-зелёном камуфляжном халате, который сливался с пикселями местности. Вот это был настоящий снайпер.

Но сталинградский стрелок бегает по улицам, мерцая тревожным красным светом, и над его головой висит в воздухе здоровенная крылатая эмблема, чтобы мы сразу поняли: перед нами элитный юнит. Это не Сталинград, это Вархаммер 40000.



Скрин с Ютуба, качество ужасное, но идея понятна.

Я проходил эту миссию так. Начал ползти в одну сторону, меня убили. Пополз в другую сторону, меня не убили. Собственно, к этому сводится прохождение. Потом я увидел немецкого солдата, снял его снайперским выстрелом. Увидел ещё одного немецкого солдата, убил и его тоже. Подполз к трупу и подобрал немецкую винтовку, чтобы сэкономить патроны для снайперской винтовки. Убил ещё пару немцев в ближнем бою, из трофейной винтовки. Пополз дальше, в ту сторону, где не убивали. Вижу: впереди, посреди улицы, спиной ко мне, сидит нацистский кудесник винтовки и смотрит куда-то в стенку. Я достал снайперскую винтовку и выстрелил ему в затылок. Конец уровня, и двух минут не прошло.

Это не похоже на снайперский поединок, это не похоже на Commandos и это лицо игры, её первый уровень. Да, я сейчас посмотрел на Ютубе - есть человек, который прошёл эту миссию за 16 секунд (!). Он не стал никуда ползти, он сразу побежал в ту сторону, где не убивают и пристрелил немецкого стрелка, пока тот пересекал улицу в неположенном месте.

Дальше показывают заставку про бомбардировку Сталинграда. Это даже исторично - процесс превращения Сталинграда в груду развалин запустили немецкие бомбардировки в августе 1942 года, и именно в августе была сделана та фотография с танцующими гипсовыми детьми. Нам показывают, как немецкие бомбы повредили фонтан и уничтожили сталинградский трамвай. (Ну исторично же! "Работа маршрута № 1, как и всех остальных городских маршрутов, была остановлена 23 августа 1942 года из-за массированной бомбардировки города немецкой авиацией".) Проблема в том, что в игре не август 42, а поздняя осень или даже зима, и эта заставка перебрасывает сюжетный мостик между первым и вторым уровнем. Трамвай, получается, ехал через ту площадь, где я дрался с немецким снайпером и где шёл бой между советскими и немецкими солдатами. В Сталинграде в зоне боевых действий ходил трамвай, потрясающе.

После бомбардировки немцы сбрасывают парашютный десант, и нужно опять защищать американского генерала. К Снайперу присоединяется Зелёный Берет и Сапёр, а границы карты раздвигаются, захватывая кусок удерживаемой врагом территории, с мостом (через речку Царица, она же Пионерка?) и немецким полевым аэродромом. Но в конечном счёте, это всё та же карта, плюс подбитый трамвай.

На что я бы хотел обратить ваше внимание? Это уже вторая миссия игры, а игроку всё ещё не дают поиграть в нормальных диверсантов, участвующих в дерзких операциях за линией фронта. Вместо этого мы должны отбивать немецкую атаку (что надоело мне ещё в предыдущей игре) и охранять какого-то VIP'а. 

В начале этого уровня игроку объясняют, как переводить своих бойцов в режим автоматической стрельбы и как отдавать приказы союзным войскам. После этого выясняется, что командовать русскими союзниками нельзя. То есть либо я тупой, либо они не понимают по-английски.

Не выдержав, я от тоски полез в прохождение, чтобы посмотреть, что посоветуют знатоки. А потом разделался с этой миссией, осознав, что после прохождения второй части я уже играю лучше того человека, который писал прохождение для третьей. Он советовал окопаться, держать оборону, отстреливать набегающих немцев, потому что "рано или поздно вас перестанут атаковать, а если вас ранят, не беда, у вас есть аптечки... немцы будут убивать русских солдат, но тут уже ничего не поделаешь, вы им не поможете". И вот потом, когда прекращались атаки парашютистов, он шёл захватывать немецкий полевой аэродром.

Не мой метод. Как научили меня фильмы "Тринадцатый воин", Bravo Two Zero и игра C&C: Generals, диверсионный отряд не может позволить себе обороняться, он должен постоянно атаковать, чтобы вывести противника из равновесия и ослабить давление с его стороны. "You've got to move forward and take fight to them. It's the last thing they are expected. You're dead anyway, so everything you do is a bonus." "[Если на стороне противника численное превосходство], нужно идти вперёд и атаковать. Этого они точно не ждут. Тебе в любом случае конец, так что всё, что ты сумеешь сделать, идёт в плюс" (Bravo Two Zero (c) + видео).

Небольшая группа немецких диверсантов-парашютистов остановилась, чтобы получить последние инструкции от своего лидера перед атакой на удерживаемую советскими войсками площадь. Внезапно из руин прилетела бутылка с зажигательной смесью, все фашисты сгорели. Вторая группа шла сразу за первой, но увидев обгоревшие трупы, начала тупить. Сапёр метнул две гранаты, не очень удачно, двоим удалось выжить. Их добил Снайпер. Патроны к снайперской винтовке лежат в ящике на мосту, значит, идём вперёд. Снайпер с моста открыл огонь по противоположному берегу, расчищая путь для Зелёного Берета. Зелёный Берет просочился на вражескую территорию и начал истреблять немцев ножом и трофейным "штурмгевером". (Да, во вселенной Commandos штурмовые винтовки использовались немецкими десантниками в ходе Сталинградской битвы.) Я сходу захватил аэродром и получил возможность истреблять новые группы немцев по мере их поступления. Немцы решили усилить оборону аэродрома и перебросить туда пехотинцев с полевым орудием, а Сапёр уже заранее разложил с той стороны противопехотные мины. Немцы только подогнали на позицию броневик, а Сапёр уже ждёт его в кустах с базукой. И так далее. Ни один русский солдат у меня не погиб. По итогам, это оказалась самая весёлая и бодрая миссия первой кампании, кто бы мог подумать.

На взлётной полосе стоял транспортный самолёт со свастикой. Можно было даже залезть внутрь - внутри был пилот, я пытался его захватить в плен, но он оказался не интерактивным. Тем временем, парашютисты кончились. Поступает новое задание - американский генерал решил улететь из Сталинграда, и непременно на немецком самолёте. Я должен сопроводить его до аэродрома, захватить аэродром, а потом улететь на самолёте вместе с генералом. Ну ладно, аэродром уже в моих руках, живых немцев в окрестностях не осталось. Захожу в немецкий самолёт вместе с генералом. Тут генерал говорит: Ха-ха, на самом деле я работаю на немцев, и я только захватил вас в плен! Из воздуха появляется куча немцев, Зелёного Берета, Снайпера и Сапёра берут в плен, и все летят в Берлин.

Вот не стоило им верить человеку, который летает на самолёте со свастикой.

Берлин, столица Третьего Рейха, конец 1942 года. Слава богу, в нормальной тюрьме мест не было, поэтому диверсантов посадили в берлинский вытрезвитель. Только так я смог объяснить себе происходящее. В камеру к Зелёному Берету заходит немецкий охранник и доверчиво поворачивается к захваченному головорезу спиной. Естественно, я тут же вырубил охранника и забрал у него пистолет. Нет, я понимаю, что бессмертный Wolfenstein именно так и начинался, но всё-таки. Дальше Зелёный Берет ходил по тюрьме, избивал охрану и отбирал у них оружие и сигареты. В соседней камере обнаружились Снайпер с Сапёром, их личные вещи заботливо хранились на том же этаже, очень удобно. Герои спускаются в канализацию и обнаруживают там Шпиона. Шпион говорит, что у него есть для них новое задание - убить американского генерала-перебежчика перед его встречей с нацистским руководством, пока он не разболтал все секреты союзников.

Мне не хватает слов, чтобы адекватно прокомментировать подобный сценарный идиотизм. По сравнению с этим "Штирлиц, или Как размножаются ёжики" - это суровый боевик о работе советской разведки в годы Великой отечественной. 

Несколько замечаний.

Героев похитили в Сталинграде и по воздуху перебросили в Берлин. Но в берлинской канализации их уже дожидается Шпион, который всё знает.

Игроку приказывают убить американского генерала - того самого, которого мы защищали от подосланного немецкого снайпера и парашютистов, хотя генерал всё это время был немецким агентом.

Третий уровень подряд игроку предлагают смотреть на грязный снег и серые здания. Сталинград состоит из руин, в Берлине все здания пока целые, вот и вся разница. Три монотонно-серых карты подряд, гениальный геймдизайн.

Берлин - это длинная и скучная миссия, попытка воспроизвести огромные уровни Commandos 2. Игрок жаловался, что ему не дают играть за настоящего диверсанта? Пожалуйста, теперь ты диверсант в Берлине, патрули, часовые, всё как ты любишь. (Заодно ослабили Шпиона, который безбожно рулил в предыдущих играх - берлинские улицы кишат офицерами и эсэсовцами, способными разоблачить диверсанта в немецкой форме, так что Шпион перестал быть универсальным решением любой проблемы.) И казалось бы, на карте много всего - канализация, многоэтажные дома, внутренние помещения, крыши. Только всё это как-то не особо интересно. Я после третьего уровня перестал жаловаться на нехватку классического игрового процесса, уж лучше никак, чем так.

Формально, тревогу поднимать нельзя, иначе генерал-предатель сбежит. Тревога поднимается, если взорвать, например, танк. Но убивать солдат можно, и это просто халява. В какой-то момент я ходил по крыше Зелёным Беретом и стрелял из пистолета в воздух. Окрестные немцы слышали выстрелы и бежали в дом, а за дверью их уже ждали в засаде (в режиме автоматической стрельбы) Снайпер с винтовкой и Сапёр со шмайсером. К концу я уже и на это забил - Шпион просто ходил по крыше с винтовкой и стрелял вниз, по немецким часовым. Потом убивал тех немцев, которые сбегались посмотреть на трупы. Это же Берлин, чего стесняться?

В первой игре (Commandos: Behind Enemy Lines) условно-пригодный к строевой службе салага, стороживший склад горюче-смазочных материалов в норвежской глуши, услышав вдали пистолетный выстрел, тут же начинал истошно вопить: "Alarm! Alarm!" В третьей игре в 1942 году английские диверсанты могут спокойно расстреливать немецких солдат и офицеров на берлинских улицах. Так, постепенно, я очистил центр Берлина от фашистов и превратил этот район в свободную партизанскую область. На Фридрихштрассе начал действовать подпольный обком.

"Что это там за выстрелы?"
"Это зверствуют вражеские диверсанты, мой фюрер".
"А вы не могли бы им передать, чтобы они вели себя потише?
"Пробовали. Они говорят, что если тревоги не было, то они ведут себя тихо".

Игроку предлагают на выбор три варианта выполнения задания: 1) найти взрывчатку и взорвать машину перебежчика Сапёром; 2) найти снайперскую винтовку для Снайпера и пристрелить перебежчика, когда он будет выходить из машины, чтобы встретиться с нацистским руководством; 3) найти форму рядового эсэсовца, пристроится Шпионом к охране перебежчика и незаметно сделать ему смертельную инъекцию.

Можно изобретать свои способы. Так как я уже контролировал всю карту, я ликвидировал генерала-предателя руками Зелёного Берета. Зашёл в его дом и запустил скрипт появления перебежчика. Тот появляется у себя в гостиной (чтобы выйти из дома, сесть в машину и поехать на встречу с нацистским руководством). Прямо в гостиной его и перехватил Зелёный Берет в трофейной немецкой форме. "Помнишь меня?" - и сразу ножом по горлу. Присланный за генералом автомобиль напрасно ждал его на улице.

А потом я из принципа взорвал танк - просто потому, что у меня была взрывчатка, а тревога уже не играла никакой роли, задание было выполнено. (Эвакуировались диверсанты из Берлина на обычной штабной машине.)

Казалось бы, образцовая ликвидация проклятого предателя, который обманом захватил бойцов в плен и собирался слить все секреты врагу, должна была стать для меня катарсисом. Конец первой сюжетной кампании, как никак. Но никакого облегчения или радости я не испытывал.

Во-первых, я всё-таки сам добровольно сел к нему в самолёт. В самолёт со свастикой.

Во-вторых, создаётся полное впечатление, что диверсанты стали брать халтурку на стороне - на немецкой стороне. Поэтому они свободно действуют в Берлине, поэтому на месте их уже ждёт Шпион. Просто в рамках верхушечной борьбы за власть в Третьем Рейхе кто-то решил не использовать собственных людей, а задействовать английских профессионалов. Особенно умиляет, что генерал-перебежчик в итоге выступил в роли перевозчика для собственных палачей, которые должны были убрать его в Берлине. Выглядит это так, как если бы босс мафии пригласил на встречу своего подручного, а заодно попросил бы того подбросить пару ребят, "тебе же всё равно по пути". А когда ребята прибыли, босс им сказал: "Срисовали того фраера, который вас вёз? Я вас вызвал, чтобы вы этого козла вальнули".

В-третьих, это было тупо. Невероятно тупо.

(продолжение следует...)
linkReply

Comments:
[User Picture]From: sam_newberry
2017-01-30 01:49 am (UTC)
Геймдизайн восьмидесятого уровня, сцегнарная работа - девяностого. И как я подобное пропустил в своё время?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ser_gl
2017-01-30 03:53 am (UTC)
"А потом я из принципа взорвал танк - просто потому, что у меня была взрывчатка." (с)
В гранит!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bisey
2017-01-30 05:56 am (UTC)
*** В первой игре (Commandos: Behind Enemy Lines) условно-пригодный к строевой службе салага, стороживший склад горюче-смазочных материалов в норвежской глуши, услышав вдали пистолетный выстрел, тут же начинал истошно вопить: "Alarm! Alarm!" В третьей игре в 1942 году английские диверсанты могут спокойно расстреливать немецких солдат и офицеров на берлинских улицах. Так, постепенно, я очистил центр Берлина от фашистов и превратил этот район в свободную партизанскую область. На Фридрихштрассе начал действовать подпольный обком.

Справедливости ради: в первой игре тоже были локации, где удобнее было не заморачиваться, а просто расстреливать немецкий патруль всей группой из пистолетов. Правда, я так проходил лишь пару раз: немецкие автоматчики стреляют слишком ловко, кого-то из коммандос всегда успевали тяжело ранить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-01-30 10:56 am (UTC)
Да, там были тихие зоны, вдалеке от вражеской базы, где-нибудь в лесу, где никто не услышит выстрелов.

И там были ситуации, когда проще было взорвать барак с патрульными или просто перебить всех солдат.

Но тут: 1) столица Рейха 2) нельзя поднимать тревогу, а то предатель уйдёт 3) можно расстреливать немцев.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-01-30 08:53 am (UTC)
>Это не Сталинград, это Вархаммер 40000.
Протестую. В сорокатоннике элитные снайпера ходят в специально подогнанных стелс-костюмах, (естественно) имеют весь набор стелс-правил и искренне полагают, что если для ликвидации цели понадобилось больше одного выстрела (в смысле, не только по цели, но вообще), то работа грязная.
Так что это даже не сорокатонник.
(Reply) (Thread)