?

Log in

No account? Create an account
"Тартюф", культурный аспект - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Тартюф", культурный аспект [Feb. 19th, 2017|09:17 pm]
Григорий
[Tags|]

Чтобы закончить с "Тартюфом".

И всё-таки, почему эта вещь в своё время казалась настолько крамольной? Мне кажется, дело не только в том, что шарлатан-одиночка Тартюф бросает тень на религию, как таковую ("а если вы такой праведник, батюшка, то зачем вам столько денег?").

Мольер изобразил добро, которое совершенно беспомощно перед злом, потому что навязываемые культурой идеалы делают искренне воспринявших их людей жертвами циничных проходимцев.

Взять те же комедии Шекспира. Хотя в комедиях никого не убивают, всё равно перед нами достаточно мрачный мир предельного социального неравенства, насилия и дискриминации; происходящее на сцене вписано в контекст постоянных дуэлей, пыток, смертных приговоров и войн. Зато герои, как правило, ведут себя адекватно своим обстоятельствам, они способны анализировать угрозы и вырабатывать рациональную стратегию достижения цели. Успех или неуспех - это уже вопрос везения и личных качеств, но они хотя бы стараются.

Мольер в "Тартюфе" рисует ситуацию, когда люди пытаются прожить жизнь, опираясь только на книги, на высокую культуру, которая, печальным образом, неадекватна существующей реальности. Проблема настолько тотальна, что она охватывает все возрастные группы.

1. Старшее поколение, хранители памяти о прошлом, способные поделиться с потомками богатым жизненным опытом и приобретённой мудростью. В "Тартюфе" это госпожа Пернель, мать Оргона - старая вдова, клинический случай католицизма головного мозга. Сложно сказать, стала ли она неадекватна с возрастом, или всегда была набожной дурой, но в любом случае, это ходячий кошмар, худшая мать, бабушка и свекровь. Госпожа Пернель - безусловная творческая удача Мольера, с ней неприятно находится в одном помещении, даже когда она всего-лишь персонаж на сцене. Приговор старшему поколению, как таковому, выносит Дорина, в своём рассказе про Оранту:

Высоконравственна и впрямь сия персона.
Но какова была она во время оно?
Ей старость помогла соблазны побороть.
Да, крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть. 
Встарь, избалована вниманьем и успехом,
Привержена была она к мирским утехам.
Однако время шло. Угаснул блеск очей,
Ушли поклонники, и свет забыл о ней.
Тут, видя, что, увы, красы ее увяли,
Оранта сделалась поборницей морали.
У нас таких особ немалое число:
Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть — судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств — из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?


Старые грешники, которые уже не в силах грешить, пытаются в отместку за свою немощность испортить жизнь молодому поколению. Старикам, надо полагать, тоже в своё время кто-то жизнь портил. Вот и вся история борьбы за нравственность.

2. Зрелые мужи, дворяне, главы семейств, опора государства. Это у нас Оргон. Естественно, он идиот и овца, которую грех не стричь. Но он идиот, потому что в какой-то момент искреннее поверил в то, что слышал в проповедях: мир тлен, привязанность к мирскому суть тщета и прелесть, деньги - зло, и их надо поскорее отдать божьим людям для безопасной утилизации. Молиться, поститься, слушать кюре, кто чаще ходит в церковь, тот и праведнее. Короче, Оргон возлюбил Тартюфа и решил всем для него пожертвовать. А зря.

3. Молодёжь, надежда на будущее и само это будущее. Дамис, Мариана, Валер. Предельно огрубляя, их можно сравнить с породистыми собачками, у которых кобель даже на суку залезть не может без посторонней помощи. Это та сцена, где Валер и Мариана пытаются объясниться, соблюдая должные приличия, в результате чего Валер понимает, что Мариана с ним холодна, потому что его не любит, а Мариана понимает, что Валер её не любит, и становится с ним предельно холодна. Они демонстративно отрекаются друг от друга, но тут Дорина, не выдержав потока взаимного идиотизма, пинками загоняет Валера обратно к Мариане - ты ей нравишься, он тебе нравится, вы любите друг друга, немедленно прекратите страдать фигнёй. Представления молодёжи о жизни и об отношениях крайне непрактичны и далеки от реальности, нормы должного поведения почерпнуты из глупых романов, да вдобавок похоже, что юноши и девушки читали разные книги.

Что же получается? Эльмира умна, но она связана по рукам и ногам социальными условностями и своей ролью добродетельной жены уважаемого человека. Её брат Клеант, типичный интеллигент, хотя бы читал умные тексты, но его жизненная программа сводится к тому, чтобы жить за счёт шурина и читать ему нравоучения, а Тартюф в этой роли оказался гораздо эффективнее. И только Дорина разумна, энергична, адекватна, просто потому, что будучи служанкой, она не может позволить себе утонуть в иллюзиях, ей-то приходится иметь дело с грубым реальным миром.

Это общество безнадёжно. Его спасает только то, что король безупречен, мудр, проницателен и не позволяет дуракам пострадать от собственной глупости, но когда-нибудь не хватит даже возможностей короля. В конце концов, король смертен.

***

Я задумался о том, как в текущих европейских условиях сделать постановку "Тартюфа" столь же скандальной, насколько она была тогда. Всё просто: Тартюфа надо изобразить религиозным мусульманином-мигрантом, который постоянно молится:

...В порыве набожном колени преклоня.
Он привлекал к себе всеобщее вниманье:
То излетали вдруг из уст его стенанья,
То руки к небесам он воздымал в слезах,
А то подолгу ниц лежал, лобзая прах.


Новыми красками заиграет сцена, когда Тартюф протягивает Дорине платок и требует, чтобы она прикрыла свой срам (ведь Дорина в оригинале одета в костюм французской горничной 17 века, о-ля-ля!):

          Тартюф

Прикрой нагую грудь.
Сей приоткрыв  предмет, ты пролагаешь путь 
Греховным помыслам и вожделеньям грязным.

          Дорина

Неужто же вы так чувствительны к соблазнам
И вожделение не в силах побороть,
Нечаянно вблизи узрев живую плоть?
Вы, как я погляжу, уж чересчур горячий,
А я — похолодней и чувствую иначе:
Явись вы предо мной в чем родила вас мать,
Перед соблазном я сумела б устоять.


Соответственно, Оргон - это местная европейская власть, которая испытывает противоестественную любовь к добродетельному мигранту. Оргон даже хочет выдать за него свою дочь Мариану, потому что это очень прогрессивно. Тартюф пристаёт к Эльмире, местные жители лезут на стенку и мечтают избавиться от докучливого гостя, но Оргон слеп и глух. А когда он спохватится, будет уже поздно. Все порядочные люди в этой ситуации оказываются беспомощными, потому что так их воспитывали. Но тут в действие вмешивается некая высшая по отношению к Оргону "королевская" власть, на сцене появляется офицер с солдатами-спецназовцами, Тартюфа арестовывают и уводят. Конец.

Вот это было остро.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: prostak_1982
2017-02-19 06:22 pm (UTC)
Интересное решение. Не пропустят.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-02-20 07:41 pm (UTC)
Так и во времена Мольера спектакль прикрыли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-02-20 11:04 pm (UTC)
Хм. А кто, собственно говоря, не пропустит, и как?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostak_1982
2017-02-21 01:47 am (UTC)
В современном мире?
Во-первых, сама дирекция театра. Могут припомнить, что в УКа есть статья о "разжигании".
Во-вторых, после премьеры различные "свободолюбивые" личности начнут зудеть, насколько нетолерантно отношение к представителям другой религии, что так нельзя. Создадут таким образом негативную прессу и зритель не пойдет.
В современном мире совсем необязательно наличие прямого цензурно-репрессивного аппарата. И это хуже, чем при нем. Лицемернее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-02-21 01:53 am (UTC)
В отношении Шарли понадобилось, чтобы группа товарищей пришла с автоматами. И то к закрытию журнала это не привело, а пресса выступала все больше на стороне оного Шарли. "Негативную прессу" создавали совсем другим людям.

То есть, я давно подозреваю, что люди, всерьез говорящие про "лицемерную запрещающую современную цензуру", просто не очень представляют себе весь объем самой разнообразной культурной продукции, создаваемой современным лицемерным обществом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostak_1982
2017-02-21 02:02 am (UTC)
"Шарли" своими карикатурами выставляли в негативном свете национально-христианскую страту, потому что насмехались над беженцами, погибшими детьми и прочее. Которые типа бедные и несчастные.
А Григорий Гест предлагает в негативном свете выставить, скажем так, "истинных беженцев", которые на самом деле крепкие, сильные, себе на уме, у многих, внезапно, всплывает опыт боевых действий и прочее. Тех самых исламских парней, которые оказываются в центре скандалов об изнасилованиях, драках, кражах и ограблениях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-02-21 02:11 am (UTC)
Помилуйте, да какая разница. Шарли вполне способны были "нетолерантно относиться к представителям другой религии", еще и как. Даже ездили по "типа бедным и несчастным", и ничего.
И как-то их пропустили.

А на выставлении в негативном свете ""истинных беженцев", которые на самом деле крепкие, сильные, себе на уме, у многих, внезапно, всплывает опыт боевых действий и прочее", в современном мире (как и всегда, в общем-то), делается не то что пьеса, а вполне весомый политический капитал. Что Ле Пен, что Трамп - это вот только те, кто на слуху.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostak_1982
2017-02-21 02:17 am (UTC)
И вокруг Трампа до сих пор целая истерика.
Не факт, что Ле Пен получит то, что хочет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-02-21 02:36 am (UTC)
А! То есть ваше "не пропустят" следует читать как "окажутся люди, которые будут вслух не в восторге, и, возможно, их будет даже довольно много"!

Так вот, в этом и состоит разница между "современным лицемерным" подходом и прямым цензурно-репрессивным аппаратом. В случае применения второго Трамп и Ле Пен оказались бы в тюрьме, а все работы, как-то выражающие их мнение, оказались бы уничтожены. Вот это называется "не пропустят". А когда люди, выражающие "непропускаемую" позицию, становятся президентами США, занимают третье место на выборах в президенты Франции или, например, министрами иностранных дел Великобритании, то заявления о "непропускании" уже отдают кокетством и желанием запретить всякое с собой несогласие.

Edited at 2017-02-21 09:23 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)