?

Log in

No account? Create an account
Начало начала, тема интервенции - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Начало начала, тема интервенции [Oct. 8th, 2017|05:50 pm]
Григорий
[Tags|, ]

ОК, ладно, большинство хочет "Машу и Витю". У этой истории, откровенно говоря, получается многовато вступлений, и многовато цитат, но что поделаешь.

Эта пластинка (вот эта пластинка) и я её обожал.

[Фильм? Фильм я увидел сильно позже, и он мне не понравился. Маша и Витя отстойные, новогодняя тема дурацкая, декорации так себе. Этот фильм заслуживает рецензии от Константина Крылова, который бы свёл заявленный в сюжете конфликт физиков и лириков к сравнению еврейского Знайки и русской Незнайки, где еврейское - это космос, это лазерный луч, это советский человек в высшей стадии своего развития; а русское - это замшелая изба, крашенные гнилые доски, это Баба Яга и прочий "фольклор", в который верят тёмные люди. Вот и всё о фильме.]

Пластинка, будучи чистым звуком, могла позволить себе более крутые спецэффекты, и, откровенно говоря, более внятный и стройный сюжет. На пластинке Градский пел за Кащея! Была Белоснежка! Волшебником-рассказчиком был Всеволод Абдулов - тот самый, из "Алисы в стране чудес"! Да, я фанат.

(...)

В целом, "Маша и Витя против Диких Гитар" (1976) относятся у меня к историям про интервенцию, где интервенция - это внезапное, но не случайное, появление личности (или небольшой группы лиц) с особыми способностями и особыми полномочиями, что резко и необратимо меняет существующий расклад сил. Например, "Звездоход-Федя"/"Загадочная планета" (1, 2). Теоретически, генезис этой темы в советском искусстве можно проследить аж до "Нового Гулливера" Птушко (1935), но основной темой культуры сталинского времени всё-таки являлся грядущий освободительный поход в соседние страны, а не агентурные действия одиночек-индивидуалистов. В культуре позднего СССР именно "ограниченная интервенция" малыми силами (но со стратегическими последствиями) вышла на первый план. Кто такой красноармеец Сухов, как не минимальная боевая единица с максимальной отдачей? При этом, в рамках моей трактовки, в целом ряде подобных произведений субъектом интервенции выступали светлые силы моего мира, ангелы, а объектом, целью и жертвой интервенции - сам советский проект или его отражения. 

Например: "Маша и Витя против Диких Гитар" - дилогия "Москва-Кассиопея"/"Отроки во Вселенной" - фильм "Не покидай". Для меня это в значительной степени были истории про верхние миры - и про то, как они там воспринимали нас и советскую реальность в целом.

Всё это достаточно сложная тема, и, к сожалению, сегодня я не успею её раскрыть. Но пусть это будет первым из вступлений.

Образ Кощея

"Маша и Витя", или как это продавали советской цензуре

Метаистория Даниила Андреева и образ Кащея
linkReply