?

Log in

No account? Create an account
Образ зла в советских детских сюжетах - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Образ зла в советских детских сюжетах [Oct. 9th, 2017|03:17 pm]
Григорий
[Tags|, , ]

На полях книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" Сталин написал (*):



"1) слабость
2) лень
3) глупость

единственное, что может быть названо пороками.
Всё остальное - при отсутствии вышеуказанного составляет несомненно добродетель!

NВ! Если человек
1) силён (духовно)
2) деятелен
3) умён (или способен) -
- то он хороший, независимо от любых иных "пороков"!

(1) и (3) дают (2).

Увы, увы!
И что же видим мы?
..
."


Это описание героя Второй этической системы Лефевра. В тему предыдущего (скрытая антисоветчина советских сюжетов), в ряде детских произведений сюжетное зло обрисовывалось именно такими красками. Посмотрим на "Карабаса-Барабаса" в "Приключениях Буратино":



Считайте меня подлым -
Да! Я готов на подлости!
Эх! Я готов на подлости!
Ух! Я готов на подлости!
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости!

Зовете меня гадким?
Да! Я готов на гадости!
Эх! Я готов на гадости!
Ух! Я готов на гадости!
Но лишь бы все захапать
К своей великой радости,
Но лишь бы все захапать
К своей великой радости,
К своей великой радости,
К своей великой радости!

Плевать на унижения -
Да! Я готов унизиться!
Эх! Я готов унизиться!
Ух! Я готов унизиться!
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться!


Это формула хорошего человека по Сталину, как она есть. Карабас никогда не сдаётся и не отступает, Карабас всегда трудится для достижения своих целей, Карабас готов использовать любую эффективную стратегию. Карабас волевой, активный, хитрый, и цель для него, безусловно, оправдывает средства. Всё это, на самом-то деле, делает его плохим человеком (с точки зрения Первой этической системы).

Ровно то же самое мы увидим в образе Кащея из "Маши и Вити против Диких Гитар". Кащей-Градский поёт (начиная с 28:43):

Я хитёр, я зол и жаден,
Груб, жесток и беспощаден,
Хладнокровно действую мечом.
Незнакомо мне волненье,
Сдал я сердце на храненье,
И не сожалею ни о чем!


Одним словом, это героический идеал Второй этической системы, который используется, как антиидеал, для того, чтобы показать - одной только воли и целеустремлённости недостаточно. Можно стать самым главным из плохих, но самый главный из плохих - это самый плохой и есть.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: strukturnyj_elf
2017-10-09 02:52 pm (UTC)
Даже Лефевр так густо чёрной краской не мазал вторую этическую систему, как Вы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: strukturnyj_elf
2017-10-09 02:57 pm (UTC)
Хотя я, конечно, могу ошибаться: давно читал, могла память исказить впечатления.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strukturnyj_elf
2017-10-09 03:23 pm (UTC)
Прошу прощения. Обновил впечатления,понял что Лефевр тоже вторую систему с дерьмом мешал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-10-09 03:54 pm (UTC)
...что, собственно, и показывает, что наша - Первая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strukturnyj_elf
2017-10-09 03:55 pm (UTC)
Нет. Наша правая а их левая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: m0rlok
2017-10-21 05:31 pm (UTC)
Недостаточно глубоко усвоена мысль Сталина.
Разумеется, в принципе, деятельный человек может оказаться плохим. Но, во-первых, пропущено (само собой подразумеваемое, но, для критиков, оказывается, неочевидное) слово "истинными" пороками.
Деятельный, опять же, может быть плохим (в силу тех или иных причин), но его можно и перевоспитать, переориентировать на хорошее (особенно - если это хорошее поддаётся рациональным аргументам, например - "люби советский строй, потому что он даёт возможность каждому проявить себя в меру своих талантов", а "люби Родину, потому что это - Родина"); а от бездеятельной размазни не получишь ничего, кроме неосознанного повторения лозунгов.
И, потом - деятельный, в процессе поиска, может ошибаться, но, в итоге, всё же прийти к верным выводам; в то время, как бездеятельный, даже если наткнётся на них случайно (будет воспитан в духе лозунгов, которые, случайно, окажутся более-менее хороши) - не сделает ничего, далее всё того же повторения.
(Reply) (Thread)