?

Log in

No account? Create an account
О национальной символике - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О национальной символике [Nov. 2nd, 2017|11:09 pm]
Григорий
[Tags|]

Я копнул глубже, чем ожидал, и это круто.

Но сначала вернёмся к к этой картине:

Entente

(кликабельно)

Стоит обратить внимание на то, что одна из фигур в лагере Добра не такая, как другие. Кого мы там видим, и что они символизируют?

1. Британия. Шлем Паллады, в левой руке - трезубец Посейдона. (На открытке этого не разглядеть, но это традиционная иконография.) Помимо обычая изображать персонификации государств в виде дев-воительниц, тут есть ещё одна деталь, по-крайней мере, для меня.

Афина - покровительница Афин, потому что Афина спорила с Посейдоном за Аттику и победила (известная легенда).







Платон решил истолковать эту легенду, как базовый миф греческой цивилизации, чтобы написать по мотивам мифа эпическое фэнтези:

Критий. Я расскажу то, что слышал как древнее сказание из уст человека, который сам был далеко не молод. Да, в те времена нашему деду было, по собственным его словам, около девяноста лет, а мне – самое большее десять. Мы справляли тогда как раз праздник Куреотис на Апатуриях, и по установленному обряду для нас, мальчиков, наши отцы предложили награды за чтение стихов. Читались различные творения разных поэтов, и в том числе многие мальчики исполняли стихи Солона, которые в то время были еще новинкой. И вот один из членов фратрии, то ли впрямь по убеждению, то ли думая сделать приятное Критию, заявил, c что считает Солона не только мудрейшим во всех о прочих отношениях, но и в поэтическом своем творчестве благороднейшим из поэтов. А старик – помню это, как сейчас, – очень обрадовался и сказал, улыбнувшись: "Если бы, Аминандр, он занимался поэзией не урывками, но всерьез, как другие, и если бы он довел до конца сказание, привезенное им сюда из Египта, а не был вынужден забросить его из-за смут и прочих бед, которые встретили его по возвращении на родину, я полагаю, что тогда ни Гесиод, ни Гомер, ни какой-либо иной поэт не мог бы превзойти его славой". "А что это было за сказание, Критий?" – спросил тот. "Оно касалось, – ответил наш дед, – величайшего из деянии, когда-либо совершенных нашим городом, которое заслуживало бы стать и самым известным из всех, но по причине времени и гибели совершивших это деяние рассказ о нем до нас не дошел". "Расскажи с самого начала, – попросил Аминандр, – в чем дело, при каких обстоятельствах и от кого слышал Солон то, что рассказывал как истинную правду?"


Сейчас будет моя фанатская интерпретация диалогов "Тимей" и "Критий". Несмотря на типичное легендирование вида "мой дедушка мне рассказывал про рукопись, найденную в ящике на чердаке", Платон одним из первых понял, что эпический сюжет можно просто-напросто выдумать с нуля. Необязательно помещать действие в легендарное прошлое и связывать с известными мифологическими фигурами. Можно выдумать сюжет по известным правилам, перенести его в "допотопную древность", от которой не осталось даже легенд, и этот сотворённый миф будет не хуже, чем у Гомера и Гесиода. Платон обосновал фэнтези, как жанр. А доказательство - Атлантида, которой не существовало, пока Платон не стал о ней рассказывать, но которая с тех пор стала мифом не хуже прежних.

Итак, Платон пишет: "Как известно, боги поделили между собой по жребию все страны земли. Сделали они это без распрей: ведь неправильно было бы вообразить, будто боги не знают, что подобает каждому из них, или будто они способны, зная, что какая-либо вещь должна принадлежать другому, все же затевать об этой вещи распрю". Значит, не было никакого спора между Афиной и Посейдоном, и не могло быть (они же боги). Речь идёт о древней войне между их народами - народом Афины и народом Посейдона.

Эпическому сюжету нужен эпический конфликт, и Платон начинает расписывать своих протагонистов и антагонистов, "наших" и "ненаших". (И антагонисты у него получились намного ярче протагонистов.)

С одной стороны - народ Афины, древняя допотопная Греция за 9000 лет до Платона, и союзный с ней допотопный Древний Египет, почитающий Афину под именем Нейт. Это положительные персонажи, которым, помимо Афины, покровительствует ещё и Гефест. "Гефест и Афина, имея общую природу как дети одного отца и питая одинаковую любовь к мудрости и художеству, соответственно получили и общий удел — нашу страну, по своим свойствам благоприятную для взращивания добродетели и разума; населив ее благородными мужами, порожденными землей, они вложили в их умы понятие о государственном устройстве".

Наука, искусство, рациональное устройство общества (рациональное с точки зрения Платона, конечно же). Существует закрытая воинская каста стражей, женщины-стражи сражаются плечом к плечу с мужчинами, стражи управляют народом в соответствии с принципами разума, воинов обеспечивают всем необходимым земледельцы и ремесленники (см. диалог "Государство"). Древняя Греция - страна плодородных полей, широких рек, могучих лесов.

И на них с запада надвигается народ Посейдона - Атлантида, величайшая талассократия в истории, сказочно богатая, изобильная, способная выставить на поле боя несметную армию и снабжать её всем необходимым. Народ полубогов, которым правят цари из рода Атланта, сына Посейдона. Государство, получившее свои законы непосредственно от Божества. Столица и весь остров, расчерченный каналами и земляными валами в соответствии с принципами сакральной геометрии. Но за пиком могущества атлантов скрывалось давно начавшееся вырождение...

"В продолжение многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом... Но когда унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность. Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище, ибо промотали самую прекрасную из своих ценностей; но неспособным усмотреть, в чем состоит истинно счастливая жизнь, они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила".

Всё это обрывается на самом интересном месте - Платон не дописал? Концовка утрачена? Но вернёмся к тому, с чего я начал.

Образ Британии соединяет в себе шлем и трезубец, она символизирует преодоление легендарного конфликта, соединение противоборствующих идеалов на новом уровне. Британия - это в равной степени Новые Афины и Новая Атлантида. Это оплот науки и искусств, царство разума, где правят мудрецы-философы - и монархия, обеспечивающая связь между человеком и Небом, древний остров, хранящий сакральную традицию. Это держава, непобедимая на Суше и на Море. Это Империя в полном смысле слова.

2. Франция. Фригийский колпак и лавровый венец.

Фригийский колпак. В греческом искусстве изначально служил маркером варваров и малоазийских персонажей, включая троянцев. (А римляне возводили себя к троянцам, и по их следам многие записались в троянцы.) Характеризует Аттиса, как возлюбленного Кибеллы.

Символ свободы (освобождения), так как римляне вручали фригийский колпак вольноотпущенникам. Колпак на шесте считался знаменем восставших рабов. На монетах Брута между двумя кинжалами помещён колпак, как символ освобождения через тираноборчество (цареубийство).

Активно использовался в митраизме - первой европейской масонерии. Ну серьёзно - псевдоориентализм, мистерии, "тайные" собрания посвящённых в специальных помещениях, несколько последовательных ступеней посвящения, культ, популярный среди чиновников и военных империи, все прочие элементы закрытого мужского клуба. Так вот, помимо прочего, фригийский колпак был символом пятого градуса, "Перса". (Псевдоориентализм - имя Митры было заимствованно из Персидской империи, но символы были перетолкованны с точностью до наоборот. У зороастрийцев дух зла, Ариман, коварно и подло убил благого первобыка Эхводата, сотворённого Ахура-Маздой. В митраизме увенчанный фригийским колпаком солярный герой Митра закалывает хтонического быка, что символизирует победу света над тьмой, духа над материей. Это ещё что, вот у Моцарта в "Волшебной флейте" Зороастр превратился в египетского жреца, главу культа Осириса и Изиды, основателя европейского масонства.)

[Дары волхвов, мозаика в Равенне, шестой век - на волхвах фригийские колпаки, чтобы показать, что это мудрецы с Востока.]

С лавровым венком всё понятно, символ триумфа. Франция - это свобода, одолевшая тиранию. (+ тема тайных обществ: для победы нужно восстание, а успешное восстание невозможно без заговора и тайного сопротивления. Свет придёт с Востока!)

3. Бельгия. Башенная корона.

Башенная корона Нидерландской Девы (в равной степени связанная с Голландией и Бельгией) - символ богини-покровительницы города, например, Кибелы. Характерный признак Тихе-Фортуны - богини удачи, счастливого жребия, изобилия, богатства. Колесо Фортуны обеспечивает взлёт и падение, то есть цикличные колебания рынка, знакомые каждому торговцу. Без благосклонности Тихе не может существовать город на перекрёстке дорог, город в современном смысле слова, как противоположность идеальному автаркическому полису Платона.

***

Общий враг - птица-змей в короне Германской империи, воспроизводящей корону Священной Римской империи германской нации: традицию, в лучшем случае восходящую к государственности Оттона Великого. Короче, это позорный новодел 10 века. Преемники и хранители наследия истинной Цивилизации, олицетворения Превосходства, Свободы и Богатства, выступают против жалких парвеню, против вылезших из леса дикарей, с какого-то бодуна решивших объявить себя истинной империей Запада.

[Олицетворения славян, германцев, галлов и римлян несут дары новорождённой империи - из иллюстраций к Евангелию Оттона III. Все эти шапки и атрибуты тоже что-то означают.]

...И осталась Россия, которая на фоне этих разборок выглядит белой вороной. Да, она единственная из хороших, кто демонстрирует христианскую, а не античную символику, потому что в христианское только лохи одеваются Россия ничего не знает о настоящей Культуре и не помнит Цивилизацию. "Эту позолоченную тюбетейку Узбек-хан подарил Ивану Калите за образцовый сбор ордынской дани".

Я хочу, чтобы вы поняли мою мысль. Россия на этой картинке демонстрирует шапку Мономаха, кольчугу, икону, меха. И это вполне справедливо, это наша история. Пусть куцая, зато своя собственная. Вот какое отношение Англия имеет к Афине и Посейдону? Но с другой стороны, это как прийти на Хэллоуин в национальном костюме, потому что другого костюма у вас нет.

За образами других стран стоит традиция и наследие. Это их наследие, наследие Рима, которое они постоянно воспроизводили и переживали заново. Поэтому восставшее население нидерландских провинций подняло на щит Защитницу Городов. Поэтому французские радикальные республиканцы размахивали фригийским колпаком. Это не имеет отношения к конкретной дате возникновения того или иного государства. Если бы на этой картине присутствовала Колумбия, как символ США, она тоже была бы в колпаке, как республика свободных. И американская Свобода, Либерти, увенчана короной Аполлона-Гелиоса.

Да, если мы воспринимали культуру через Византию, то Византия провалила свою миссию:
...Начинать пришлось почти с нуля, из-за низкого уровня развития славянских варваров, которые не попали в изначальную сферу влияния Рима, а потому имели крайне слабое представление об имперских законах, институтах и общей культуре. Прогрессорская операция закончилась почти успешно. Но в этом "почти" была вся тонкость. Основные параметры нового государства-империи задать удалось, но трансляция культуры не произошла, переводные византийские тексты были постепенно отторгнуты русской культурой, как инородные тела. С "латинской и греческой премудростью" Россия познакомилась уже позже, из другого источника и в основном по материалам классической античности, без византийского продолжения.


Эти вещи так и не стали для нас чем-то внутренним, естественным, своим.
linkReply

Comments:
From: kurvivor
2017-11-02 10:24 pm (UTC)
А если посмотреть с другой стороны, то Византия выросла из своего языческого наследия, отторгнута его. А вот «запад» с удовольствием к нему вернулся, чем и обусловлен его разрыв с ортодоксией. Отсюда логично что в Россию это не передавалось.

Ps вполне возможно я полностью ошибаюсь насчёт византийского взгляда на античность
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-02 11:29 pm (UTC)
Так ведь у Византии и свое было - ну и где оно все? Что мы знаем, скажем, о стихотворной византийской лирике двенадцатого века? Или - кого в России опознает больше народу, античного и языческого Катулла или византийского и христианского Фёдора Продрома?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spellingmistake
2017-11-03 04:30 pm (UTC)
*машет и тычет в Катулла*
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fortunatus
2017-11-04 11:05 am (UTC)
Акафист Богородице знают все воцерковленные, а их точно больше, чем читателей Катулла. Жития святых - тоже византийская литература в основном.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-07 04:23 pm (UTC)
Я подозреваю, что азы античной мифологии знает и поболее, чем акафист Богородице.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-03 03:54 pm (UTC)
"Вырости", значит, превзойти. Шекспир превзошёл Плавта, но он знал Плавта. Если в Византии и было что-то, что вышло за рамки античных образцов (в области поэзии, драмы, философии), то на Руси это не укоренилось - и сами античные образцы были по-настоящему освоены гораздо позже, посредством Европы.

Это сложный вопрос, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spellingmistake
2017-11-02 10:26 pm (UTC)
Спрашивается, стоило ли принятие христианства (православия) всего того геморроя, в который оно нам вылилось.
(Reply) (Thread)
From: ermenegilda
2017-11-03 06:07 am (UTC)
Если православие - религия истинная, то стоило, а если ложная и душевредная, то, конечно, нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-07 04:27 pm (UTC)
Ну, нам оно вылилось в существование целостной русской государственности вместо нескольких десятков удельных княжеств в зависимости от восточных соседей.
Может, оно и к худшему.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spellingmistake
2017-11-07 04:47 pm (UTC)
Если подходить с т.з., что хоть кривая и косая, но своя государственность, тогда да. А так я скептик во многих вещах касательно христианства.

А католичество с протестанством или любая другая религия вообще этой цели бы не достигли?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-07 04:54 pm (UTC)
Протестантство - совсем никак. Его на момент принятия религии на Руси не существовало.
Католичество, в принципе, могло, и это был выбор между тем, окраиной какого мира Русь будет - византийского или германского. А ислам на конец десятого века слишком далеко.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: keburga
2017-11-03 02:42 am (UTC)
Лайк
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fortunatus
2017-11-04 11:06 am (UTC)
Три Светлых и Императрица?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-06 02:19 pm (UTC)
Однозначная Светлая тут только Франция, и то, _наверное_.

Россия - женский аспект Императора, у нас с Императрицей всё плохо.

Бельгия - Императрица (мать богов, покровительница городов, etc).

Британия не чистая Афина, так как имеет атрибуты Афины среди прочих. Так что, скорее всего, тоже Императрица (Императрицу могут изображать в доспехах - я хотел найти цитату из себя в ЖЖ, но не нашёл. Но с другой стороны, я же автор собственной мифологии, мои мысли и есть канон :)).

Одна Светлая, две Императрицы, два Императора (женский аспект против вражеского, зооморфного).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bratbill
2017-11-05 11:25 am (UTC)
а бельгию в авангард бросили как наименее ценного члена коллектива?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-07 04:20 pm (UTC)
Да нет, просто Германия начала войну на западном фронте со вторжения в Бельгию.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bratbill
2017-11-07 04:21 pm (UTC)
это понятно, тут же не в исторической правде дело, а в символизме
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-07 04:25 pm (UTC)
Ну так а чего символизм? Британия вообще объявила Германии войну только в ответ на объявление войны Бельгии.
В смысле, все понятно с символизмом - змееорел сперва напал на Бельгию, Бельгия оказывает ему сопротивление, у нее за спиной - могучая сила, "сила в единстве!"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bratbill
2017-11-07 04:28 pm (UTC)
по картинке бельгия чуть ли не сама вперед ломанулась
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-07 04:33 pm (UTC)
Вот этого не вижу. Ну и, конечно, уж целевая аудитория этих открыток знала, кто на кого напал.
(Reply) (Parent) (Thread)