?

Log in

No account? Create an account
Шапка Мономаха, ч.1: Радиоактивная корона - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Шапка Мономаха, ч.1: Радиоактивная корона [Nov. 8th, 2017|10:16 pm]
Григорий
Продолжаем тему национальной символики.

Я копнул глубже, чем ожидал, и это круто.

Я решил почитать о том, какие у нас есть легенды о происхождении и значении шапки Мономаха. И я не прогадал. Согласно русским легендам и сказаниям, венец русских царей - это корона вавилонского царя Навуходоносора.

"Сказание о Вавилоне — центральное произведение цикла сказаний о Вавилонском царстве, в который входят притчи о Навуходоносоре и его сыне Василии Навуходоносоровиче, об Артаксерксе, о Немвроде и Иоанне, представляющие собой легендарную генеалогию вавилонских царей, сказания о царице Южской (Мадкодушке), легенды о сооружении вокруг Вавилона юнаками глиняного змея (что послужило причиной запустения города), сказания о царских венцах (о великом киевском князе Владимире Мономахе, получении им в дар от греческого царя «шапочки Мономаха» и о прозвании его Мономахом); большинство произведений этого цикла встречается и как самостоятельные памятники. Цикл сказаний о Вавилонском царстве представлен многочисленными списками кон. XV—XX вв. Популярность произведений этого цикла вызвана устойчивым (как показал С. Н. Чернов, длившимся в течение пяти веков) интересом широких слоев населения к вопросам происхождения и законности передачи символов царской власти".


Я опираюсь на статью И. Н. Жданова "Повести о Вавилоне и "Сказание о князьях владимирских"" (Журнал министерства народного просвещения, вып. 276, 1891 г.) и статью проф. А.Н. Веселовского "Отрывки византийского эпоса в русском. Повесть о вавилонском царстве" (Славянский сборник, том 3, 1876 г.). Слава богу, всё это нашлось в сети. Веселовский постарался собрать из разных списков самую полную версию сказания, а разночтения указать в скобках и примечаниях. При этом, он считал, что всё это не более чем перевод и пересказ отрывка из пока ещё не найденного византийского эпоса, который, в свою очередь, мог включать в себя более древние "иранско-семитские" элементы. Такие взгляды были типичны для 19 века: русские ничего не могли придумать сами, они только заимствовали сюжеты у более развитых народов, а те, в свою очередь, заимствовали сюжеты откуда-то ещё. Но нет, судя по всему, никаких византийских аналогов не существовало. Вавилонская легенда была создана воображением отечественных авторов.

Центральным ядром легенды (см., напр., Владимир Соловьёв, "Византинизм и Россия") является история о том, как византийский император Лев ("в крещении - Василий") послал трёх сталкеров в зону отчуждения вокруг руин древнего Вавилона.

Византийский император организует исследовательскую экспедицию в Вавилонскую пустошь. Сам он, вместе с войском, становится лагерем на безопасном расстоянии от места, где когда-то находился город. Вперёд посылают трёх разведчиков, трёх приключенцев - мага, воина и вора. Вернее, грека, русского и грузина. ("Обежанин" - это скорее абхазец, но русские их тогда от грузин не отличали.) В общем, это были представители трёх главных православных народов.

Окрестности Вавилона - это густые заросли, почти полностью скрывшие следы былой человеческой деятельности. В этих зарослях водилось огромное количество опасных змей и прочих гадов, вплоть до рептилий, излучающих холод. (Видимо, это были саламандры средневековых бестиариев, существа настолько холодные, что от их прикосновения гаснет огонь.) Центр зоны, где находилась бывшая столица, был окружён живой чешуйчатой стеной, гигантской змеёй-мутантом, положившей голову себе на хвост. К счастью для наших героев, змея спала. Через её тело был переброшен деревянный мостик с подробной инструкцией на трёх языках - греческом, русском и грузинском. Ибо так было предначертано, что пройти в город смогут только те, кто знает все три языка.

Внутри города разведчики обнаружили целую, но совершенно пустую православную церковь с могилами трёх отроков, брошенных в огненную печь. На одном из саркофагов стоял драгоценный кубок, наполненный благоуханной жидкостью (Чаша Грааля?). Естественно, все трое тут же приложились к этому кубку, тем более, что уровень жидкости в нём не уменьшался, и им стало хорошо и весело. Они попытались стащить кубок для императора, но духи (бесплотные голоса) запретили им это делать. Разведчики разбили лагерь в церкви и начали исследовать центр города. Им удалось обнаружить место, где находился дворец, проникнуть во внутренние помещения и отыскать царскую сокровищницу. Все вещи были настолько ветхими, что рассыпались от одного прикосновения, но им удалось найти два драгоценных венца - корону Навуходоносора, позже известную, как шапка Мономаха, и корону его царицы. И они набили сумки всяким прочим лутом - монетами, драгоценными камнями, золотой утварью так далее. На обратном пути из города, когда они снова переходили по деревянному мостку, идущий последним грузин споткнулся и случайно разбудил гигантскую змею. (В этот момент сердце читателя начинает бешено колотиться, пошёл старорусский саспенс.) Змея стала реветь так, что в императорском лагере многие померли, но разведчики почти не пострадали - видимо, оказались в мёртвой зоне. Разведчики вернулись в главный лагерь и обнаружили, что он пуст (саспенс, саспенс!). Впрочем, они сразу догадались, что император приказал переместить лагерь, потому что прежнее безопасное расстояние оказалось небезопасным.

Трое храбрецов всё-таки нашли дорогу обратно к императору Льву-Василию и принесли ему царский венец Навуходоносора. Император разрешил им оставить себе всю остальную добычу, и даже доплатил сверх того. (За образцовое выполнение квеста.) А венец стал драгоценной реликвией византийских императоров, и от них уже попал на Русь.

("Слово о Вавилоне", один из вариантов этого текста.)

Этот сюжет кончается тем, что после изучения руин Вавилона император намеревался послать экспедицию в Индию (чтобы два раза не ходить), но по итогам всей этой истории проникся православным духом, и по совету "критского царя Давида" нацелил ресурсы империи на борьбу с "северными иноверцами, врагами христиан".

В другом варианте на Льва-Василия напал киевский князь Владимир, и византийский император, не будь дураком, откупился от него найденными в Вавилоне царскими регалиями.



И потому корона русских царей - это корона Навуходоносора.

Отличная история, правда? Мёртвый город, в окрестностях которого не осталось ни одного человеческого поселения. Приключенцы, пытающиеся проникнуть в центр аномалии, чтобы принести оттуда драгоценную корону. Император, посмотревший на эту корону и решивший, что не будет носить её на голове, а лучше подарит её тем, кого не жалко (русским варварам). Я думаю, все любители фэнтези сейчас согласились с византийским императором. И да, речь об истоках нашей государственности.

(продолжение следует...)
linkReply

Comments:
[User Picture]From: _hellmaus_
2017-11-09 05:27 am (UTC)
Слово "крабица" для обозначения носимого на голове предмета из аномальной зоны - бесценно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-09 11:19 am (UTC)
Не, это ларец, внутри которого были царские регалии.
(Reply) (Parent) (Thread)