?

Log in

No account? Create an account
Шапка Мономаха, ч.3: Царь-девица - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Шапка Мономаха, ч.3: Царь-девица [Nov. 8th, 2017|10:37 pm]
Григорий
(...)

Дальнейшее развитие сюжета выглядело так.

В сказании о Феодоре Борме набожный грек Феодор отправляется из Константинополя в Вавилон, чтобы добыть царскую корону и спасти империю в её самый трудный час. Вавилон традиционно населён змеями, тут ничего необычного. В Вавилоне есть православная церковь, в церкви сидит девушка, благодаря которой Фёдор добывает царский венец. Девушка дарит Феодору православный ковёр-самолёт (полотно, на котором вышиты лики святых), и Феодор летит обратно в Константинополь. Но он опоздал, город захвачен турками. Тогда Феодор летит на север и находит Ивана Грозного в момент взятия Казани (между падением Константинополя и взятием Казани прошло сто лет, но кого это волнует?). Грозному Феодор Борма и вручает вавилонский царский венец, шапку Мономаха. Происходит этакий неравновесный обмен - захват христианами мусульманского города компенсирует историческую победу мусульман над православием.

С этого момента Казань плотно вплетается в сюжет. Во-первых, потому что согласно распространённому мнению, царский титул на Руси пошёл от Казани. А во-вторых, Казань и есть змеиный город. Вернее, так: сверху мусульманский слой, а под ним - змеиный, где Зилант.

"Историческим символом Казани является мифическое драконоподобное существо Зилант, часто упоминаемое в легендах. Например, когда многочисленные змеи и рептилии сильно мешали развитию города, охотники отправились на поиски Царя змей и победили его, по другой версии, жители города откупились от гигантского змея золотом, после чего все змеи покинули город. Другая легенда утверждает, что гигантский драконоподобный змей всегда сторожил ханские сокровища, и что он и по сей день охраняет спрятанные перед захватом города богатства в потаённых пещерах".

"После того, как построили крепость, народ стал сильно бояться собираться в крепости, а это потому, что в этих местах повсюду точно копны лежали кучами змеи. По берегам озер, в местности Суконной слободы, были болота и камыши, в которых очень много было диких кабанов, почему и озеро прозвано было Кабаном. По берегам реки Казанки были змеи, настоящие драконы, толстые как бревна. По ним произошло и название Зилантов (жылан тауы, т.е. змеиная гора). До гор Адмиралтейских (биш балта, т.е. пять топоров), изобиловавших тогда ягодами, т.е. до нашей Ягодной слободы, как на Зилантове, так и в норах у него, было много крылатых драконов, что и отмечено в гербе Казанской губернии изображением дракона-змеи. Из-за множества змей и дано название Зилантов. Затем хан, строивший Казань, собрал своих визирей и устроил с ними совещание, каким-бы образом истребить этих змеи. Пол конец решили так: туда, где лежат змеи, натаскать соломы и зажечь. Конечно, в то время спичек еще не было. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали тула, где была наложена солома. Юноша подъехал и, сидя верхом на лошади, высек огонь огнивом, зажегши огонь, бросил в солому.

Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, как кольцо подкатилась сзади юноши и нанося удары, вместе с лошадью и одеждою погубила его. Когда солома загорелась, много змей погибло, а оставшиеся в живых заползи под землю и скрылись в норах, но и их истребили огнем от пороха. Когда змеи были истреблены и окрестности города стали для людей безопасны, народ стал собираться и населить город".


...И я там был, и лик змеедевы на здании вокзала видел:



(Только не надо мне говорить, что это изображение символизирует обычную татарскую девушку.)

И наконец, вавилонская тема заканчивается сказкой о Борме Ярыжке, поздним и книжным сюжетом, представляющим собой нечто вроде пьяного пересказа Одиссеи с элементами народных историй о Лихе Одноглазом и переводных лубочных книжек. "Ярыжка" - это значит пьяница, забулдыга, и именно ему, циничному пьянице, поручают привезти шапку Мономаха из Вавилона, змеиного города. "Царь Вавилонский издал указ, чтобы на всем змеи были вырезаны и написаны: и на чашках, и на ложках, и на монетах. Бог его и наказал: все эти змеи ожили и поели все живое".

Эта сказка сама по себе является маленьким шедевром, от начала:

"Царь Иван Васильевич кликал клич:
— Кто мне достанет из Вавилонского царства корону, скипетр, рук державу и книжку при них?"


И до конца:

"После этого Бормa недели три пьянствовал и опился в кабаке".


Но там всё хорошо, включая встреченную Бормой на руинах Вавилона Царь-девку ("наполовину змею, наполовину девку") и её сестру, которая держала Борму на цепи и регулярно насиловала:

"Дожидался до вечера — приходит девка...
— Ну, я тебя разорву — съем! Да еще я на тебя полюбуюсь и помучаю!

Эта девка его каждый день смертью стращала и двадцать лет с ним прожила, и прижила сына".


Судьба худшая, чем смерть! Называется "брак".

Но там всю сказку надо читать, она того стоит.

И да, в этой сказке тоже находили следы взятия Казани, в упоминании вавилонских змей, которых поубивало порохом. Якобы это можно считать отголоском применения пороховых зарядов во время осады Казани, города крылатого змея (в то же время, это напоминает легенду об основании Казани на месте сожжённого змеиного гнезда).

Итак, эволюция сюжета: Россия получает царский венец Вавилона через Византию -> царский венец привозит из Вавилона византиец, который не может вернуться домой, потому что Константинополь захвачен турками -> Византия забыта, русские цари получают царский венец непосредственно из Вавилона. И постепенное сближение между мистическим дохристианским Вавилоном и мусульманской Казанью, на фоне превращения легендарного царского титула в реальный и осязаемый.
linkReply