?

Log in

No account? Create an account
Судьба гномов - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Судьба гномов [Dec. 6th, 2017|11:15 pm]
Григорий
[Tags|, ]

Так, про демографию.

Я давно хотел написать про толкиеновских гномов, всеми любимых дварфов, чтобы показать, что демография - это судьба.

Когда Ауле творил гномов, он допустил одну катастрофическую ошибку. А Эру, конечно же, её заметил, но не стал ему на неё указывать, так как она служила его планам (а в планах этих не было никаких гномов, Арда создавалась для людей).

Когда я читал тот маленький эпизод из "Сильмариллиона", мне всегда казалось, что между Ауле и Йаванной нет особого взаимопонимания. Они супруги, и они оба олицетворяют стихию Земли, но это совершенно разная Земля. Ауле производит впечатление мужчины, который при первой же возможности сбегает из семьи в мастерскую, чтобы заниматься теми вещами, которые он по-настоящему любит, понимает и умеет делать.

"Говорят, что первых гномов создал Ауле во тьме Средиземья. Столь сильно желал он прихода Детей, чтобы иметь учеников, кому мог бы передать свои знания и ремесла, что не по силам ему было ждать исполнения замыслов Илуватара. И Ауле сотворил гномов — такими, каковы они и сегодня...

Когда Ауле трудился над созданием гномов, он хранил свой труд в тайне от прочих валаров; однако в конце концов открылся Йаванне и поведал ей обо всем, что случилось. И Йаванна сказала ему:
— Эру милостив. Я вижу, сердце твое радуется, и по праву — ибо ты получил не только прощение, но и дар. Но так как ты таил от меня свои замыслы, дети твои не будут любить того, что люблю я. Им, как и тебе — их отцу, — будут милее дела собственных рук. Они будут строить под землей — и не замечать того, что растет и живет на ней. Не одно дерево ранят удары их безжалостного железа".


Ауле - это архетип демиурга, творца, который не дружит со своей женской половиной. Он плохо знал законы жизни, и он скрывал свои замыслы от Йаванны, поэтому гномы были сотворены без её помощи и покровительства.

Ауле сотворил одинаковых бородатых человечков, семь мужчин и шесть женщин, потому что надо же им было как-то размножаться. (Борода у гномих - отвратительная идея, и я с этим не согласен, но сам Толкиен имел в виду именно это.) Ауле сделал так, чтобы у гномов на двух мужчин приходилась одна женщина. Идея была проста, как пять копеек. Одному гному, так уж и быть, придётся вступить в моногамные отношения со своей бородатой гномихой. Зато второй мужик, свободный, сможет бросить всю эту "грязь", засесть в мастерской и там творить, творить! Вот это очень многое говорит о самом Ауле.

Теперь смотрите, что получается. Соотношение полов - 2:1, мужчины рождаются в два раза чаще женщин. (Потому что Ауле мечтал об учениках, а бабы - это неприятная нагрузка, которую хотелось бы свести к разумному минимуму.) В самых идеальных условиях, для поддержания численности населения на прежнем уровне, каждая гномиха должна родить не меньше одной дочери, то есть в среднем трёх детей. За себя, за своего мужа и за того парня, который пропадает в мастерской.

Казалось бы, с учётом того, что от женщин зависит жизнь вида, расы, народа, должно было существовать следующее правило: мужчина не имеет права отказывать женщине, женщина не имеет права ревновать своего мужа к другой женщине, если та тоже выбрала его в качестве отца своих детей.

А вот фиг. От злобного быка рождаются злобные коровы. Потому что подобные качества не в половых хромосомах кодируются, их сложно изолировать. Ауле, естественно, в этом не разбирался, поэтому у гномов крайне низкий половой диморфизм (по общему мнению, представители других рас не способны визуально отличить гнома от гномихи). Все качества гномов, как расы, получили и гномы-женщины. Они рождались гордыми, упрямыми, жадными, ревнивыми собственницами-однолюбами, которые при каждом удобном случае сбегали в мастерскую и сублимировали свои проблемы в работе.

В итоге, если гномиха теряла мужа, она его всю жизнь оплакивала, но второй раз замуж не выходила. Если гномиха влюблялась в чужого мужа, или не находила вокруг себя достойных гномов, она шла в мастерскую работать. Или она могла просто решить, что брак - это глупости, а она умная и независимая гномья женщина. Подобный эгоизм являлся отложенным смертным приговором расе, но это же гномы - "хоть трава не расти, а я хочу молотом по наковальне стучать, и буду".

"Гимли рассказывал, что у гномов вообще мало женщин, — они составляют едва ли треть от всего племени...

Именно из–за малочисленности женщин племя гномов пополняется очень медленно и каждый раз, когда судьба отнимает у гномов безопасный дом и очаг, оказывается перед угрозой вымирания. Большую роль здесь играет то, что гном–мужчина никогда не берет себе более одной жены, а гном–женщина — более одного мужа, причем и те и другие очень ревнивы — как, впрочем, во всем, что касается их законных прав. Но беда еще и в том, что семьей обзаводится далеко не каждый гном, а в лучшем случае один из трех. Да и женщины–гномы не всегда выходят замуж: одна вовсе не хочет замужества, другая желает соединить судьбу только с тем, кого избрала, а если это невозможно, отказывается от брака вообще, — и так далее. Что до гномов–мужчин, то большинство из них и не помышляют о браке, предпочитая с головой уйти в ремесло."

("Властелин конец", приложение А, "Народ Дурина".)


Условная популяция из 9 гномов. Из них 6 мужчин, 3 женщины, треть всего племени. Две женщины находят себе мужей, третья не находит достойного или предпочитает того, которого уже выбрала другая, а потому отрекается от мужчин вообще. Итого, из шести гномов-мужчин женятся двое, один из трёх, как и было заявлено. И это в лучшем случае.

Две образовавшиеся пары должны произвести в сумме девять отпрысков, включая трёх дочерей, чтобы обеспечить простое воспроизводство популяции. В идеальных условиях. Для роста населения - в два раза больше.

И опять же, на первый взгляд, никакой проблемы тут нет. Гномы смертные, как и люди, но Ауле творил с запасом. Типичный гном живёт примерно 250 лет. Сорок лет он растёт и взрослеет. И потом у него впереди два века максимальной работоспособности, на пике физических, творческих и интеллектуальных сил. Потом стремительное одряхление и угасание. Немощная старость длится лет десять, не больше. Гном-долгожитель может прожить и триста лет, и это, опять же, 250 лет активности и физической бодрости. (Как мечтательно спросил один фанат, а представляете, что бы было, если бы Профессор был гномом? Сколько он успел бы написать! ...И переписать. Много-много раз.)

За двести лет телесной бодрости и в счастливом браке женщина-гном вполне успеет родить 5-6 отпрысков, даже если она каждого из них постарается поставить на ноги, прежде чем заводить следующего. А если она втянется в процесс, то сможет родить намного, намного больше. И поэтому в стабильных условиях изначальных эпох подгорные города росли и процветали, раса становилась могущественной и многочисленной.

Но наступил период войн, и всё больше и больше жён становилось вдовами, не добирая своей доли детей и взваливая на оставшихся неподъёмную репродуктивную ношу. При этом, заметить такое непросто, потому что вокруг всё ещё много крепких молодых гномов, их всегда много. А потом, через век-полтора, они начинают дряхлеть, и тут выясняется, что нового поколения недостаточно, чтобы полностью заменить стариков. А женщин, соответственно, будет ещё меньше. И привет, народ прочно встал на траекторию, ведущую к вымиранию. (Как это выглядит, мы видим на примере народа малых гномов, которых остальные гномы изгнали на запад, в Белерианд, и которые полностью вымерли ещё в Первую эпоху.) Стабильность -> рост -> потрясения -> фатальная воронка, из которой почти невозможно выбраться. Падение численности ослабляет народ и делает невозможным удержание прежних позиций, слабость ведёт к войнам с теми же орками, войны ведут к потерям, потери ведут к демографической катастрофе. При этом, в каждый отдельный момент гномы могучи и сильны, и их топоры остро наточены. Но у них нет будущего.

Эру знал это ещё тогда, когда Ауле с гордостью показывал ему своих маленьких смешных человечков.

[Чисто из практических соображений можно предложить следующее правило. Женатый гном не имеет права идти на войну, пока жена не родит ему двух дочерей. Есть две дочери - честь ему и хвала, кольцо в бороду и уважение всего народа, нет - пусть сидит дома и радует жену, а воевать за него будут его сыновья. А если сыновья женятся, то внуки. Но опять же, это работает только при наличии у гномов неприступной подгорной крепости, где можно спокойно отсидеться.]
linkReply

Comments:
[User Picture]From: gimli_m
2017-12-06 08:35 pm (UTC)
У сюжетов Толкиена есть одна нехорошая деталь, известная историкам под сленговым термином nephewmism (= newphew + euphemism).

Огромное количество племянников на квадратный километр. Это самый часто упоминающийся тип родства. Кто кому приходится родителем тоже иногда известно, но родители обычно где-нибудь за кадром. Зато постоянно отношения дядя-племянник или дядя-воспитанник. Племянница есть (Эовин). Сам Фродо - племянник. Торин с собой таскает двух племянников.

Есть такое правило буравчика: если в средневековой книге упоминается племянник, проверяем. Может быть, это на самом деле незаконнорожденный сын. При епископах, например, огромное количество племянников.

Edited at 2017-12-06 08:36 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-06 08:46 pm (UTC)
Фродо, в строгом смысле слова, не племянник, а "родственник".

А у гномов племянники и должны часто встречаться, по построению. Если только треть мужчин женится и обзаводится детьми, но во всех успешных браках рождается много детей мужского пола, то какова вероятность, что у данного конкретного гнома будут племянники, но не будет сыновей?

У Шекспира тоже постоянно встречаются племянники. Это потому, что в семье могло быть много детей. "Ричард II" - сплошные дяди и племянники, потому что у Эдварда III было много сыновей, и у них тоже были сыновья.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2017-12-06 11:01 pm (UTC)
Я предполагаю большое количество внебрачных детей, на воспитание которых гномы-трудоголики тратят совсем другое количество сил (значительно меньшее) чем на собственных.

Дело не в том, что по статистике у гнома больше племянников, чем детей.
Дело в том, почему племянники проводят всё свое время с гномом, который им не отец, а, скажем, брат матери?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-06 11:08 pm (UTC)
Потому что он король? Потому что их отец умер? Потому что их вдохновляет идея возвращения Королевства под Горой? У нас нет выборки, чтобы сказать, что гномы _как_правило_ проводят время с одним конкретным братом их матери.

Всё остальное - это отрицание вводной. На самом деле, гномихи с радостью спят с кем попало, на самом деле, гномы не хранят верность своим жёнам, и их жёны поддерживают свободные отношения, и Гимли, на самом деле, тоже женщина, потому что женщин много.

Ну то есть, по квенте. Женщина-гном не собирается спать с мужиком, которого она считает недостойным, ибо она гордая и упрямая, как гном. По тем же причинам, гордость и упрямство гномьих масштабов, она не собирается делить понравившегося ей мужика (одного единственного) с какой-либо другой женщиной.

Откуда тогда, по твоей логике, берутся внебрачные дети?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2017-12-06 11:16 pm (UTC)
Из трудностей перевода. Жениться, делить тяготы, вместе завести детей -- не то же самое, что завести детей. Два разных глагола.

У эльфов тоже с этим трудности -- первого глагола нет вообще. Даже историю с похищением и изнасилованием не могут рассказать без общего дома и рождения ребёнка.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-06 11:23 pm (UTC)
То есть, гномам только кажется, что они медленно размножаются и находятся под угрозой вымирания? И они, на самом деле, не ревнивы, и детей у них рождается вполне достаточно, и промискуитет у гномов распространён. Только треть мужчин заводит семью, а остальные спят, с кем попало. Отлично.

И всё это для того, чтобы сказать, что Фили и Кили - это дети Торина от его же собственной сестры?

***

И при чём здесь история Эола, в принципе?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2017-12-06 11:26 pm (UTC)
Я думаю, что Фили и Кили -- это две девочки. Только не дети Торина. И заведение детей без дальнейшего брака у них не распространено, а всего лишь разрешено.

А гномы действительно медленно размножаются, только не катастрофически медленно.
Примерно с такой же скоростью, как размножались семьи епископов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-06 11:30 pm (UTC)
Короче, всё, что мы знаем о гномах, и всё, что писал о них Толкиен - неправда, но осознание этого нам абсолютно ничего не даёт.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-06 11:42 pm (UTC)
Иначе говоря, я люблю бред и гон, но он должен быть осмысленным, или хотя бы красивым. Можно сказать - а на самом деле, гномы - это люди, и они генетически совместимы с людьми, и никаких гномов в толкиеновском смысле, на самом деле, нет. Но что это нам даст? Какая в этом будет красота? Для чего нам это?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ermenegilda
2017-12-07 06:26 am (UTC)
У многих людских племен брат матери важнее для ребенка, чем отец. И наследник - сын сестры, а не родной сын.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasilisk_
2017-12-06 09:20 pm (UTC)
Совершенно чудесно были описаны гномихи у Дихнова в "Записках Чёрного Властелина". Причём как "стандартные", так и героиня-"нестандартная".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: celen_me
2017-12-07 07:19 am (UTC)
Что мне всегда было действительно непонятно - как устроена демография эльфов. Бессмертных существ, способных родить явно ограниченное число детей. Способных потрерять бессмертие во браке со смертным. И как из этого Мелькор ухитрился вывести короткоживущих и плодящихся как черти орков.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: telkon
2017-12-07 08:45 am (UTC)
Потерять бессмертие в браке со смертным способны не только лишь все эльфийки. Прямо скажем, немногие на это способны. Одной такое щасте подарили за НУ ОЧЕНЬ серьёзный подход к любви. Второй такое право перешло по наследству от папы, за дедушкины заслуги и, некоторым образом, бабушкино происхождение (а бабушка по отцовской линии у Арвен - внучка той самой с СЕРЬЁЗНЫМ подходом).
Кстати, мне всегда казалось, что дети Эльронда устроились по жизни куда удачнее, чем дети Эльроса - возможность тыщи полторы лет подумать над выбором, будучи эльфом, а уже потом выбрать, быть может, смертную судьбу - отличная штука. Требующая, конечно, отваги и самоотверженности.

Мелькор, в свою очередь, ставил себе задачу не только завести себе быстропополняемое войско (тем более, что войско из орков традиционно получалось так себе), но и получить результат, максимально непохожий на исходный материал, и тем самым ненавистных навеки эльфов максимально унизить и опошлить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: celen_me
2017-12-07 12:37 pm (UTC)
То есть, эльфийка теряет бессмертие, потому что так сильно любит своего смертного супруга, что не способна пережить его утрату?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: telkon
2017-12-07 01:05 pm (UTC)
Нет, там не так.
Лютиэнь так сильно любила своего Берена и совершила во имя этой любви такие подвиги духа, что ей РАЗРЕШИЛИ избрать смертную судьбу. Причём, тут надо понимать две вещи: во-первых, Лютиэнь эльфийка своеобразная, у неё мама-то не эльф, а вовсе даже немного богиня, майа Мелиан. А во-вторых, разрешение выдали кагбе Валар, но вообще-то такие фокусы вообще вне их зоны компетенции, посмертная судьба людей - полностью в руках Самого, Эру. Так что, вероятно, были задействованы связи на самом высоком уровне.

А с Арвен всё ещё забавнее: за большие заслуги перед мирозданием Эарендилу (сыну человека и эльфийки), его жене Эльвинг (дочери человека и эльфийки, внучке Берена и Лютиэнь) и их детям Эльронду и Эльросу было даровано право выбора судьбы - эльфийской или людской. Эльвинг избрала эльфийский удел, и уговорила мужа последовать за ней (что, кстати, в местной системе координат в некотором роде понижение - эльфы, вроде как, лучше людей, но смертный удел последних, уходящих за грань мира куда-то, куда не дано заглянуть даже богам, считается более высоким, это дар самого Творца). Эльронд решил стать эльфом, Эльрос - остался человеком и стал первым королём Нуменора. И, что характерно, его детям уже никакого выбора не предлагалось. Но дети Эльронда правом выбора обладали, правда не то, чтобы горели желанием им воспользоваться - покуда Арвен не встретила своего Арагорна и не поклялась ему в вечной любви.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2017-12-07 08:10 pm (UTC)
Там лично к Эру за разрешением обращались и он "переменил судьбу" Лутиэн. А не Валар.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: telkon
2017-12-07 08:15 pm (UTC)
Там в разных текстах разные варианты, но, разумеется, в любом случае Манвэ выступает не более, чем глашатаем воли Творца, такие решения не в его власти :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2017-12-07 08:18 pm (UTC)
Ну да, в Квэнте есть вариант, что Мандос лично... Но тут же не тексты сравнивают, а обсуждают более-менее конечную версию.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-12 07:57 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: emerhweid
2017-12-07 07:34 am (UTC)
В рамках бреда и гона, реквестирую тайный культ Йаванны среди гномих.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dmitriyandreev
2017-12-07 10:45 am (UTC)
А были ли фентезийные расы с обратным соотношением М/Ж?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-07 10:54 am (UTC)
В фантастике точно было, вот, в цикле про Хонор Харрингтон у Вебера. Там это были потомки человеческих колонистов, но всё равно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: p_d_m
2017-12-07 12:42 pm (UTC)
Может гномиха за раз рожает двух-трех-четырех гномиков?

у гномов крайне низкий половой диморфизм
где-то у кого-то было что у вида с низким диморфизмом будет развит гомосексуализм.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: telkon
2017-12-07 01:06 pm (UTC)
Дварфы у Толкина, видите ли, вообще не особо про любой сексуализм. Как выше справедливо отмечено, у них другие радости и приоритеты в жизни.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2017-12-07 08:03 pm (UTC)
Cобственно, слабо понимаю, зачем Аулэ вообще женился при таком мировоззрении. Так что, думаю, дело не в этом. Вообще, Айнур, как существа бестелесные и асексуальные, видимо, плохо понимали такое дело, как секс и дети. Поэтому Аулэ и ошибся (а не потому, что с Йаванной не ладил). Но да, мысль про учеников верная (и проблема у Аулэ та, что он - мужчина, без женского начала, в отличие от Эру, который сочетает в себе оба пола).

Ну а про дальнейшее... я уже в другом комменте написала. Сила гномов - в их месте жительства. Которое не нужно ни эльфам, ни людям (тем расам, которые могут успешно с гномами конкурировать). Выгоднее "подкармливать" гномов и получать от них высококачественные изделия и оружие, а не воевать. А воевать в пещерах очень сложно и неудобно даже оркам, поэтому гномы "внутри" несут мало потерь. Что касается демографии, то раз гномы такие крепкие, то у них выживают все дети, что, конечно, способствует восстановлению нации.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-12 08:42 pm (UTC)
Я о том, что Йаванна отвечала за биосферу и экосистему Арды, и она-то уж точно знала, как это всё должно работать, с биологической точки зрения. А Ауле - нет, это не его сфера.
(Reply) (Parent) (Thread)