?

Log in

No account? Create an account
Фэншуйная космоопера, пост в классическом стиле - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Фэншуйная космоопера, пост в классическом стиле [Jul. 28th, 2010|04:56 am]
Григорий
[Tags|, , , , , , ]

О чём бы на писать из сотни тем, о чём бы написать из сотни тем... мне продолжают падать в голову архивы про танки, стратегию, бога войны, этические системы и мегахрень.

Ладно, я всё равно не смогу принять решение.
Набью одну шутку, о которой я давно думал. В тему танков, да (речь всё ещё о восьми архетипах по восьми триграммам).

Помните схему китайского космоса?



Для фанатов могу продублировать её в формате Штуки:



Итак, восемь триграмм, пять стихий, пять сторон, Север (Вода) внизу, жёлтая ось (Земля) проходит через центр схемы и идёт сверху вниз, с севера на юг, из нижнего левого угла схемы в верхний правый, обозначая движение времени. Вокруг этой оси, соответственно, крутятся Дерево, Огонь, Металл и Вода.

Теперь, давайте поиграем. Допустим, у нас есть плодовитый автор-фантаст, готовый написать многотомную эпическую космооперу, и чтобы действие обязательно охватывало тысячу лет и несколько оружейных эпох. Чтобы чувствовалась логика развития, а не как обычно. Можем ли мы предложить ему какую-нибудь сквозную концепцию, отталкиваясь от китайского квадрата восьми стихий?

Когда мы говорили о танках, мы пришли к выводу, что проще всего связать каждую черту триграммы с одним из трёх базовых параметров боевой техники. По ряду причин, я решил, что наиболее логичная последовательность будет следующей (сверху вниз): Aтака-Подвижность-Защита.

Итак, в китайской схеме всё начинается с Востока (стихия Дерево), где первой идёт триграмма Чжэнь, Гром (). Восток символически связан с Утром, Весной и далее по списку.

Но на самом деле, Востоку предшествует Северо-Восток, триграмма Гэнь, Гора (). Это некое абсолютное прошлое, час перед рассветом, точка, из которой мы все вышли, чтобы начать спуск (как я уже писал, по китайским представлениям время движется сверху вниз.) Соответственно, с точки зрения нашей космооперы, речь будет идти о предыстории, о том, как выглядела война в космосе до того, как появились современные (на момент начала первой книги) технологии. Мир ведь не может возникнуть на пустом месте, ему обязательно должно что-то предшествовать.

0. Гора, , стихия Земли. "100" - первая черта активная, остальные пассивные. Упор на Атаку; Подвижность и Защита развиты слабо ("космическая артиллерия"). Допустим, в ту доисторическую эпоху космические корабли просто запускали друг в друга тонны ракет с термоядерными боеголовками, и если уж ты попадал под залп, то ни убежать, ни отмахаться не получалось.

1. Гром, . Весна человечества, период расселения людей по Галактике. "001" - упор на Защиту. Цитата из a_lamtyugov'а для создания необходимой атмосферы:

"Допустим, мы "размажем" ударный и оборонительный потенциалы по всему соединению. Сможет ли рассредоточенная оборона действовать не хуже сфокусированной? Если все корабли начнут действовать строго согласованно, как одно целое, то да. А если нет? Боевая интеграция -- очень важная часть боев в К3ЛВМ; она предполагает очень хорошие каналы связи между кораблями в соединении (предполагаю, что тут нужно задействовать лазеры). Но если противник сможет нарушить такую связь? Не начнут ли корабли мешать друг другу -- скажем, при распределении целей? Могут: по одной выпустят противоракет гораздо больше, чем надо для гарантированного поражения, а на вторую в результате боекомплекта просто не хватит (если упрощать). Таким образом, дилемма "сосредотачивать -- рассредотачивать" -- это вопрос надежности каналов связи между кораблями. Получается, что сохранение своих и нарушение чужих -- это еще одна сторона тактики. Вот об этом и можно потолковать. Ага?

Мобильная ПРО, идею которой выдвинул уважаемый awind. Суть идеи: было бы неплохо иметь группу очень легких и маневренных платформ ПРО, которые можно быстро перебрасывать по периметру соединения. Некий аналог палубных истребителей в современном морском сражении -- они встречают самолеты противника и ослабляют их до еще того, как ими займется корабельная ПВО. Коллективно мы дозрели до идеи дрона. Что-то вроде многоразовой ракеты с лазером прямого поражения на месте боевой части.

Вопрос интересный. В свое время я писал, что "звездный истребитель" -- дурацкая выдумка Джорджа Лукаса, в которую все поверили. Не имеет такой кораблик права на существование. Когда дредноуты палят друг по другу из главного калибра, нет смысла носиться между ними на надувной моторке с дробовиком в руках. Но, может, хотя бы вот в таком виде -- стоит?

Очевидный плюс: выдвигая такие в сторону предполагаемой атаки противника, мы добавляем эшелон к нашей ПРО. Это всегда хорошо..."

...И последующее обсуждение в комментах. (Напр.: "Координация столь сложной системы ПРО требует соответствующих компьютеров, соответственно нужен капшип, координирующий усилия группы ПРО".)



Картинка в тему.

Развитие технологий позволило создать высокоэффективную систему противоракетной обороны и радиоэлектронной борьбы; соответственно, упор делается на перехват и эшелонированную защиту соединения от вражеского залпа. В центре находятся корабли связи и управления, которые запускают и координируют действия постановщиков помех, ложных мишеней, противоракет, дронов-перехватчиков, мобильных платформ ПРО. Космический бой начинает походить на поединок двух авианосных ударных группировок, но только, естественно, в трёх измерениях и на совсем других скоростях. Оборонительные системы сторон спорят за контроль над пространством, и проигрывает тот, чья защита оказалась слабее.

Стилистика: Дэвид Вебер.

2. Ветер, . Всё ещё Восток, всё ещё стихия Дерева, и, в общем-то, тот же сеттинг. Но акценты слегка смещаются. "110" - Атака и Подвижность, движение и удар. С течением времени начал вырабатываться ответ на величественные соединения носителей управляемого оружия с их многоуровневыми оборонительными системами. Следующее поколение героев нашей космооперы служит на иных кораблях.

Как я всегда говорю в этом месте, неизбежная цитата из vonstrang'а:

"Другим весьма полезным классом, в литературе, увы, встречающимся крайне редко, является то, что, за неимением лучшего термина, мы условно поименуем "подводной лодкой". Именно так, в кавычках, поскольку с морскими субмаринами этот класс боевых космических кораблей роднит лишь одно - приоритет качества скрытности перед прочими техническими параметрами. Проще говоря, это корабль, способный подкрасться к врагу незамеченным и (в идеале) атаковать так, чтобы противник сам не понял, кто в него стреляет...

Понятно, что космическое пространство - огромное и практически пустое, оно великолепно просматривается во всех направлениях, тогда как по части "естественных укрытий" в нём негусто. И существует два принципиальных способа скрыть в нём корабль от посторонних взглядов.

Первый из них подразумевает использование некоего силового поля, искажающего световые и прочие лучи так, что они огибают корабль, не касаясь его. Именно так маскируются в пространстве гамильнотовские "крейсера-призраки", и именно этот способ использует на кораблях своего флота гранд-адмирал Траун...

Альтернативой невидимости является выход корабля за пределы "нормального" пространственно-временного континуума. Аналогия с подводной лодкой, уходящей в морскую пучину, очевидна...

Наконец, в "Ватерлинии" Александра Громова упоминаются "всепространственные крейсера", которым скрытность заменяет способность выходить из гиперпространства в любой точке "нормального" космоса и, точно также, из любой точки "нормального" космоса в гиперпространство уходить. Не совсем то, о чём мы тут ведём речь, но всё-таки..."

Я, кстати, называю эту мысль "принципом Фон Странга" - согласно "принципу Фон Странга", всевозможные стэлс-системы и поля невидимости эквивалентны тактическому гипер-прыжку и прочим способам радикально повысить подвижность и манёвренность. (Именно поэтому у makarovslava крейсера, экранопланы, подводные лодки и ракетные катера относились к одной парадигме.)

khathi, всё в том же эпическом треде:

"Кстати, если эти корветы вооружить более-менее серьёзно (один-два тяжёлых гразера и пяток капитальных ракет), то мы, в принципе, получаем очень недурной аналог "волчьей стаи": прикрытые сворой дронов корветы получают возможность подобраться более-менее близко к ордеру противника и вставить ему конкретного фитиля, особенно если под стелсом".

"Другой вариант -- схема "подводная лодка": свести к минимуму все излучения, вплоть до того, что полностью заглушить двигатели, и двигаться самым малым ходом или на баллистике. Что, само собой разумеется, сильно ограничивает набор возможных вариантов. ;)"

Понятно, что всё упирается в вооружение - оно должно быть достаточно мощным, в идеале обеспечивающим уничтожение цели с одного попадания. Ведь второго шанса у охотника может и не быть, а его собственные оборонительные системы крайне слабы (по условиям задачи). Помню, в одном сеттинге у slavamakarov'а существовали "линейные крейсера", убийцы носителей управляемого оружия, - с носовыми рейлганами главного калибра и тактическим гиперджампом...

Так или иначе, у нас появляются боевые корабли, способные подойти-подкрасться-подскочить к противнику, распотрошить его и уйти. Тяжёлые носители постепенно отходят на второй план и начинают играть вспомогательные роли. В центре сюжета - дуэли "невидимок", с долгим взаимным маневрированием и единственным результативным выстрелом в качестве финального аккорда.

Стилистика: Глен Кук? (+ американские технотриллеры про подводные лодки)

3. Огонь, . Юг, Полдень, Лето, время звёздных империй. Стихия Огня пришла на смену стихии Дерева. В рамках нашей трактовки триграмм, это "101" - Атака + Защита. Системы вооружения начали стремительно эволюционировать ещё в предыдущую эпоху, но теперь им научились противопоставлять эффективную защиту (классические силовые поля?). Способность держать удар оказалась важнее способности красться и уворачиваться, соревнование брони и снаряда породило мощных и неповоротливых мостров. Короче, тут всё просто: Огромные Космические Линкоры, Которые Летают и Всех Мочат, и владыки великих космических держав, которые тешат свои фрейдистские комплексы их размерами и количеством. Я уже как-то всё сказал: Линкор - это бог, динозавр или чудовище.

...Об этих кораблях будут слагать легенды, их будут находить звёздные археологи будущих эпох. Ибо, как известно, космический линкор на то и линкор, чтобы его периодически находили. В будущем. А пока, очередной герой всё ещё стоит на мостике и ведёт свой флагман в самое пламя битвы.

Стилистика: Имперский Космофлот, Гигантские Корабли и Пафос - думаю, найти подходящий пример будет несложно.

4. Земля, . Очередная смена стихии, на смену Огню пришла Земля, пламя обратилась в пепел. Конец Лета. "000" - резкое падение всех характеристик. Очевидно, ничего хорошего не произошло - суперхищники проели свою кормовую базу насквозь и вымерли. Империя развалилась, цивилизация рухнула. Человеческие миры изолированы друг от друга. Символ времени - кораблики космических пиратов и кочевников, маленькие, дешевые и примитивные. Большая часть технологий имперских времён забыта, микроскопами забивают гвозди. Тактика космических боёв тоже деградировала, теперь это в основном свалка по принципу "каждый сам за себя" и на смешных дистанциях.

Опять же, вспоминается один древний текст Макарова...

"История колонизации Клауда - история одной ошибки, приведшей к цепи катастроф. Первыми гостями планеты была поисковая экспедиция ООН, занесшая этот мир в список пригодных для колонизации. Двумя столетиями позже до планеты наконец доползли три корабля колонизационного флота, посланного с Земли, укомплектованные соответственно англичанами/американцами, русскими и немцами. Проблема заключалась в том, что к этому времени человечество давно уже успело изобрести сверхсветовые двигатели, и Клауд к этому моменту являлся крупной пиратской базой.
Обнаружив на орбите гигантские туши кораблей колонизационного флота, пираты приняли их за защитников правопорядка и атаковали. Автоматические системы защиты нанесли ответный удар - после чего обе стороны вышли из зоны эффективного огня и занялись проблемой аварийной посадки. Ядерные боеголовки уничтожили пиратские корабли, выживших не было. Для колонистов дела обстояли более благополучно - удар пиратов сделал невозможной нормальную высадку, но огромная масса кораблей все же спасла их от фатальных повреждений".

В терминах сеттинга, о котором я тут пишу, речь будет идти о следующем. Корабли нулевой эпохи - досветовые, с примитивным ядерным оружием (Гора, ), напоролись на пиратские пепелацы четвёртой эпохи (Земля, ), и древние боеголовки неожиданно оказались эффективней транклюкаторов.

Стилистика: ???

5. Озеро, . Это уже Запад, Металл, Осень. Начертание триграммы даёт нам "011" - Подвижность + Защита. Это рыцарь!!! (Надеюсь, вы помните те прогоны.)

...Остаётся только снова себя процитировать:

vasilisk_ правильно предположил, что если "защита высокая, скорость высокая", то это корабль для перевозки чего-то ценного.

И ещё. На одном сайте как-то построили классический треугольник с вершинами оружие/броня/скорость, после чего решили, что звездолёт с упором на корпус и двигатели - это корабль-налётчик, пират. Допустим, для грабежа колоний в условиях технологического регресса - прилетели, пограбили, набили корабль женщинами-скотом-ценностями-продовольствием, улетели.

Так что, да, самая простая трактовка "рыцаря" - это звездолёт для перевозки рыцарей. (У Нормана это вообще была натуральная конница, с мечами, пиками и луками.)
И в любом случае, мы можем допустить, что рыцари, будучи рыцарями, не любят просто расстреливать противника, они хотят повонзаться. Поэтому им вполне подходит быстрый, хорошо защищённый корабль для десантов и абордажей.  (Казалось бы, при чём здесь Ваха...)

Типичный корабль пятой эпохи - десантный транспорт, высаживающий бойцов-наёмников на очередной планете, звёздный корсар, идущий на абордаж, или быстрый вооружённый "торговец". Очевидно, что в космосе по-прежнему неспокойно.

Стилистика: ? - может, кто-то из авторов "Бэттлтэка"?

6. Небо, . Северо-Запад, высшее проявление стихии Металла. Новое Средневековье кончилось, имперский уровень достигнут и превзойдён. О чём тут говорить, сами всё видите: "111", идеальное сочетание огневой мощи, брони и подвижности. Рядом с линкорами третьей эпохи новые боевые звездолёты смотрятся, как современные ОБТ на фоне многобашенных тяжёлых танков тридцатых.

В общем, на радость читателей, мы снова возвращаемся к типичной военной фантастике - суровой и высокотехнологичной.

Стилистика: ???

7. Вода, . Север, Зима и Вода, последняя стихия фен-шуя. "010" - вооружение и защита внезапно утратили значение, теперь корабли оценивают только по их скорости, "прыгучести", радиусу действия и способности пройти там, где никто раньше не был. Что случилось, неужто коммунизм наступил? А кстати... почему бы и нет? Кто-нибудь когда-нибудь описывал межпланетную коммунистическую революцию в рамках космооперного сеттинга? По всему выходит, что это свежий сюжет - трансформация типичного мира западной фантастики в типичный мир фантастики советской. То есть, в какой-то момент люди просто поднялись и сказали "нет": войне, армии, правительству, спецслужбам, генштабу... Последние бои между старым и новым подводят черту под историей космических войн.

И в последней, заключительной книге нашего многотомного мега-цикла, потомки героев живут уже в совершенно коммунистическом обществе, и бороздят просторы космоса на каких-нибудь звездолётах класса "призрак", с противопылевыми щитами и противометеоритными пушками.

Стилистика: молодые Стругацкие.

Ну и, соответственно, две пары оппозиций в нашей схеме:

По вертикали, Юг - Север (Огонь - Вода): линкор Звездной Империи против крейсера дальней разведки Содружества Планет.
По горизонтали, Восток - Запад (Дерево - Металл): "кэрриер" Земной Федерации против десантного драккара космических викингов. 

Вы спросите, а почему тут Запад связан с варварами?
А потому, что это китайский космос!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: modo_
2010-07-28 06:05 am (UTC)
Штуку, описанную в "Ветре", я, кстати, видал. Рассказ назывался, кажется, "Дер роте Раумкампфлигер", именно вот так, кириллицей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mortulo
2010-07-28 06:16 am (UTC)
А что в стилистике Глена Кука ты имел в виду? У меня ощущение, что я что-то пропустил...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2010-07-28 08:25 am (UTC)
А это всё ещё относится к "неизбежной ссылке на Фон Странга":

http://zhurnal.lib.ru/r/rjumin_d_j/fleetmain.shtml

"Проще говоря, это корабль, способный подкрасться к врагу незамеченным и (в идеале) атаковать так, чтобы противник сам не понял, кто в него стреляет.

Помимо Гамильтона с его "Звёздными королями" и Глена Кука с его "Рейдом"...

Глен Кук в своём "Рейде" даёт достаточно логичное описание "спецвозможностей" "космической субмарины".

Итак: есть гиперпространство, где все нормальные звездолёты могут летать со сверхсветовой скоростью (а что ещё прикажете делать в гиперпространстве?). Летящий в гиперпространстве звездолёт можно засечь и даже сбить, чтобы не летал, где не следует. Это понятно. А ещё бывают "клаймеры", те самые "аналоги подводных лодок". Технический принцип их работы - "клайма" - непонятен до конца даже тем учёным, которые его разработали. Он имеет некое отношение к "обычному" гиперпереходу, но, при этом, с точки зрения стороннего наблюдателя "погрузившийся" клаймер выглядит как чёрная мини-дыра с массой чуть меньше тысячи тонн (именно столько клаймер и весит). Попробуйте-ка обнаружить (тем более сбить) такой объект!"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasilisk_
2010-07-28 07:27 am (UTC)
В какой-то момент из американского космоса прилетают космические авианосцы с космическими истребителями... дальнейшее будет зависеть от симпатий автора, то бишь определяется чистым произволом творца данной вселенной.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2010-07-28 08:27 am (UTC)
Космические авианосцы были сожраны космическими подлодками при переходе от Грома к Ветру.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ray_domkrat
2010-07-28 08:31 am (UTC)
Какой американский космос в китайском универсуме после 3 пункта?
Но предположим прилетели. Насколько я понимаю, авианосцы - это или пункт 1 или пункт 5. Так что американцы или еще недоразвились или уже сгнили. Так как это _китайский_ космос, то американцы, пожалуй, уже сгнили. Ну и так далее. Произвол конечно будет, но на то он и творец вселенной.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xnrrn
2010-07-28 09:31 am (UTC)
Пятерка это, например Улей Сергея Фрумкина. Здоровый пираццкий-военный корабль-город, который выпускал абордажников в батлсьютах с тесаками и топорами, имел очень толстую шкуру+систему защиты и умел если что быстро сматываться в подпространство. %)

Примерно половина интересной истории Батлтеха немножко не подходит. Там в космосе до восстановления технологий после вторжения кланов почти никто не сражался. Корабли там чисто транспортировали дропшипы, которые перевозили мехов.
Если дропшипы производились (но мало и плохо), то прыжковые корабли строить не умели очень долго, потому ими и не воевали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2010-07-28 10:38 am (UTC)
Я имел в виду, что кто-то из авторов вполне мог бы передать необходимую стилистику, или, по крайней мере, послужить источником вдохновения. Ибо параллели есть - упор на десантные операции, начало развития после долгого провала и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xnrrn
2010-07-28 10:47 am (UTC)
А, ну тогда это весь цикл про Dark Age, который, как считают фоннаты - провалился. :-)
Начало развития после долго провала, это вполне оно. Хотя я про конкретику, а ты (ничего, что на ты?) про общие темы, как я понимаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2010-07-28 10:54 am (UTC)
Ну, как сказал бы нам Фон Странг, в классическом БТ постепенное развитие технологий тоже присутствует.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xnrrn
2010-07-28 11:12 am (UTC)
Вполне себе. Причем оно даже вполне себе соответствует приведенному выше тексту. Возможно с некоторыми нареканиями, и не на уровне космооперы, а на общем уровне. Но поскольку это все абстракция, то какая собственно разница?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2010-07-28 11:57 am (UTC)
Я бы сказал, что это не абстракция, а иллюстрация :).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xnrrn
2010-07-28 12:02 pm (UTC)
Я к тому что, поскольку модель - это просто модель, то мы просто заменяем "космические корабли", на "ИБМ - Идиотские Боевые Машины"* ;-) и в общем-то ничего особо не изменяется.

---
* - на всякий случай, это старая шутка про Евангелион. ИБМ -> ИБМ ПК (Питающиеся от Кабеля).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gcugreyarea
2010-07-28 01:03 pm (UTC)
Урррраааа! Гест вернулся к теме космооперы! Мегаэпика!
В схватке "кэрриер против драккара" (при условии равных технологических уровней, естественно) лично я бы поставил на драккар. Он защищён не хуже Линкора из третьей фазы, так что через поле истребителей прорвётся. А уйти от абордажа кэрриер не может - у него нет Подвижности. Линкор-то по крайней мере можно расстрелять, прежде чем он подойдёт на дистанцию залпа - но драккар сцуко быстрый.
А вот у Линкора против КДР, боюсь, шансов нет. Его медленно, но верно задолбают. Если только раньше не задолбаются сами и не улетят, оставив его зализывать раны - вооружение у КДР слабое. Хотя есть шанс накрыть его случайным попаданием. Так что всё зависит от личных качеств экипажа КДР - совсем они забыли, что такое война, или "наш бронепоезд стоит на запасном пути".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2010-07-28 01:54 pm (UTC)
Так технологический уровень всё равно будет везде разный. У нас ведь ещё и развитие происходит, по условиям задачи. Вернее, развитие - упадок с сохранением ряда пороговых технологий - новый виток развития.

Крейсер дальней разведки, соответственно, самый крутой, хоть и не заточен под военные действия.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sohryu_l
2012-06-04 01:08 pm (UTC)
Многотомную, значит? На одну эпоху по тому?

Ну нет, там некоторые эпохи, мнээ, на том не потянут, разве что в них кораблям будет отведено десятое место.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2016-08-19 02:17 pm (UTC)

Силы планетарной обороны: уточнение постановки задачи

Пользователь nik_pog сослался на вашу запись в своей записи «Силы планетарной обороны: уточнение постановки задачи, сильная и слабая задача атакующих» в контексте: [...] оставить в околопланетном пространстве несколько кораблей класса " Ветер, ☴" (по Гесту [...]
(Reply) (Thread)