Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

There's Gotta Be More To Life...

На самом деле, я тут тоскую, скучаю, музыку тоже слушал, да. Вот клип, который мне всегда нравился, от певицы, которую я тогда выделил... за другой её клип, по причинам субъективного характера, короче, неважно, смотрим, слушаем:



Мне просто-таки хочется проанализировать этот видеоряд, ну кроме варианта - снимали от балды, перебрали все образы, которые мог вспомнить режиссёр, а потом смонтировали в более-менее произвольном порядке.

Очевидное прочтение заставляет вспомнить грустный анекдот про Платонова. Но there's gotta be more...

Можно ли нащупать какую-либо логику именно в подобной последовательности сцен, или хотя бы в каждой отдельной паре? Нам показывают, по порядку: 1. молодую мать в бедном районе 2. группу уличных музыкантов 3. забег на дальнюю дистанцию 4. фотосессию для модного журнала 5. официантку 6. деловую женщину 7. ребят из гетто, очевидно, собирающихся совершить нечто криминальное (девушка надевает на голову вязанную шапочку) 8. крутых банковских грабителей из какого-то боевика.

То есть, в каждом случае это может быть и мечта о том, что не сбылось, сожаление о неправильно сделанном выборе; и некоторый комментарий к текущей ситуации; и демонстрация иллюзий, связанных с данной ролью (воровка, готовящаяся ограбить ночной магазин, представляет себя крутой преступницей; официантка считает себя деловой женщиной и профессионалом). Можно вывести какие-то закономерности: фотомодель мечтает о "нижней" позиции, официантка о "верхней"... молодая мать жалеет, что не стала делать музыкальную карьеру, но в её сознании и этот путь выглядит довольно убого и бедно, потому что ничего лучшего она не знала?

Или это именно разбитые мечты, сожаление о выборе?

...Если бы я тогда не ушла из группы...
...Если бы я приняла его предложение и пошла на съёмку...
...Если бы я смогла получить образование...
...Если бы я не переехала и продолжала общаться со своими друзьями...

И каждый раз, каждая реальность оказывается неправильной, но по-своему. Но из этой последовательности выпадает забег. Что там главное? Все бегут, у всех номера? Аллегория?

Я, кстати, с удивлением обнаружил, что эти образы хорошо ложатся на Гор Джона Нормана. Универсальная штука :). Ключом является последовательность модель - официантка - деловая женщина. Представим, что мы смотрим на этот ролик глазами горианина, получаем следующее.

Модель - это явно рабыня, свободных женщин в таком положении не бывает. Но рабыня дорогая и престижная, которой завидуют, которая проводит свою жизнь в неге и роскоши. Может быть, она даже наложница в Садах Наслаждения какого-нибудь убара, кто знает? (Выглядит это примерно так, индусы рубят фишку. А тамошний босс - это и есть убар. Жаль, не нашёл версии с субтитрами, но слова соответствующие - "обнажи свой меч и заточи его о мою красоту", "погрузись в нектар моего цветка", "ты Солнце, я Луна".)

Но на самом деле, эта роскошная рабыня видит своего убара раз в полгода. В лучшем случае. И она про себя мечтает - да, я рабыня, моё предназначение служить мужчинам. Но лучше бы я разносила напитки в самой дешевой пага-таверне, уж там бы мне не пришлось скучать по объятьям! (Официантка - однозначно рабыня, одна длина её подола чего стоит, да ещё с кружавчиками.)  Но рабыня в пага-таверне понимает, что её в любой момент может нагнуть и унизить любой несовершеннолетний сопляк - ну, он-то свободный мужчина, так?

А бизнес-леди, конечно, свободна. Наш умозрительный горианин может не понять земных символов, обозначающих её статус, но он заметит её осанку, то, как она себя держит, как ходит, как смотрят на неё мужчины. Она свободна и достаточно успешна для того, чтобы быть независимой. Да, на Горе есть такая категория - богатая и независимая деловая женщина, ничего удивительного мы тут не видим. Именно о такой жизни мечтает рабыня из таверны, которая разносит напитки, моет столы и отдаётся тем, кто за неё заплатил. Даже лёгкий намёк на образ строгой "госпожи" в тему - левый пацан подставил рабыне ногу, просто потому, что он мог, и она про себя думает: была бы я свободной и богатой, купила бы такого же молоденького раба и порола бы каждый раз в отместку за своё плохое настроение!
...Но если она умудрилась пролить напитки, то выпорют, конечно, её.

Бизнес-леди мечтает о вольной жизни воровки, но плохое знание реалий не позволяет ей осознать, как бы это выглядело на самом деле. В горианском варианте - славный город Порт-Кар, ночь, коптящие факелы, грязный притон, несколько представителей касты воров о чём-то яростно спорят, она среди них. Разрезанная мочка уха, на виске выжжен маленький трезубец, символ касты. Важная деталь - мужчины кричат друг на друга, но не спрашивают её мнения и даже не смотрят на неё. Хоть она и в их банде, но всё равно, она всего-лишь женщина. Это, в свою очередь, задаёт тему фантазий воровки.

Крутая грабительница, которая работает по крупному, быстро и элегантно. При этом, мужчины-напарники её уважают, более того, скорее всего именно она является их вожаком и организатором всех экспроприаций. Там вообще очень интересная символика - имидж напоминает образ агента секретной службы, но агенты секретной службы не опускаются с небес на парашютах, это парадокс. Она оказывается преступницей, за которой гонятся, но она легко уходит от погони, сорвав куш. И при этом она носит мужскую одежду.

Так, если идти с начала. Молодая мать - явно свободная, из низших слоёв общества. Певица с бродячими музыкантами - может быть свободной, но скорее всего, рабыня, слишком рискованная роль для свободной женщины. Бегунья... здесь именно горианское восприятие позволяет нащупать ключ. Женщины и мужчины бегут вместе, это какой-то ритуал. Она свободна, они все свободы, и явно граждане одного города. Перед нами некий обычай, связанный с жизнью именно этого города. Допустим, раз в год все взрослые граждане должны принять участие в забеге вокруг городских стен, в честь какой-нибудь древней военной победы. (Заметим, горианин практически угадал - в конце концов, разве каждый марафон не служит напоминанием о том, что "колыбель европейской цивилизации" однажды разгромила персидскую армию в битве при Марафоне?)

Это именно то, о чём мечтает певица. Если бы я осталась в родном городе - ох, если бы я сейчас была свободной гражданкой среди других граждан, и находилась бы под защитой родных стен и Домашнего Камня! Но музыканты везде гости и везде изгои.

А свободная, совершенно свободная и защищённая в своей свободе гражданка в это время завидует жизни дорогих рабынь, которых и убару не стыдно купить для утех в его Садах Наслаждений.

И именно свободные женщины, если придерживаться этой трактовки, составляют самую интересную последовательность в клипе. Низ социальной иерархии (молодая мать) - средний слой (бегунья) - вершина социальной иерархии (независимая деловая женщина) - за пределами иерархии (воровка) - над иерархией (атаманша). Последняя позиция *практически* невозможна. Скажем так, её мало кто достиг.

...А последние кадры клипа позволяют ввести ещё и западную трактовку, про расщепление личности и её гармоничный синтез.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments