"Владение над самим собой связано с четырьмя победами.
Во-первых, это победа над страхом - страхом потерять, страхом приобрести, страхом играть.
Во-вторых, победа над амбициями. Над жадностью, над стремлением к победе, над погоней за силой игры.
В-третьих, победа над умом. Над знаниями и приобретёнными привычками, которые делают игру косной, над чувством "понимания всего", над леностью к поиску и обучению.
В-четвёртых, победа над старостью. Над ощущением "заматерелости", над усталостью предпринимать и открывать, над нехваткой времени".
Сравните это с эмоциями плохого игрока у Альтова, а через них - с базовыми эмоциями Крылова (сохранить своё, получить чужое, вернуть своё, пофиг).
При этом, "страх" назван по имени, а "зависть" идентифицируется однозначно. Я бы сказал, что "ненависть" - это третий пункт, потому что там упомянуты "знания и приобретённые привычки". Человек вложился в своё обучение, а теперь хочет, чтобы оно окупилось, чем это не стремление вернуть своё?
Получается, наш учитель как бы обращается к представителям четырёх этических систем и говорит им, что победив свою негативную эмоцию, они всё ещё не победили её (дзэнская мысль).
Востоку: Вы гордитесь тем, что способны победить страх смерти. Но удалось ли вам победить страх жизни? Не бойтесь рисковать, не бойтесь играть, не бойтесь казаться смешными!
Западу: Вам чужда зависть. Вы и так лучшие, и нет никого, кто мог бы сравниться с вами. Не это ли вы хотите всем доказать? Но зачем вам всё? Разве ваши амбиции не оборачиваются стремлением самоутвердиться за чужой счёт? Разве такая победа не иллюзия? Триумф обесценивается ценой, которую придётся за него заплатить. Сумейте вовремя выйти из гонки.
Северу: Вы отказываетесь от мести и сведения счётов, вы считаете себя выше этого. Вы слишком умны и спокойны. Но ваше вера в однажды полученные знания связана с желанием вернуть инвестиции, оправдать в своих глазах понесённые в прошлом убытки. Будьте готовы к тому, что всё, чем вы владеете, может обесцениться, что ваши навыки станут никому не нужны, что придётся забыть о том, чему вас учили раньше. Это может случиться в любой момент. Примите ситуацию со смирением, в очередной раз начните с нуля и научитесь находить в этом свои плюсы.
Юг: Вы говорите, что вы знаете правила игры, что она всегда была такой и всегда такой будет. Что вам некогда разбираться, надо действовать, а то сожрут. Неужели реальность стала такой скучной? Но вы дети в глазах Господа, так будьте же детьми! Посмотрите на жизнь со стороны, каждый день открывайте её заново. В вашем распоряжении всё время мира, как же можно не радоваться этому?
В общем, четыре победы нужно одержать всем, но с долей иронии можно сказать, что если мы учим просветлению...
...восточного человека, то надо начинать с несерьёзности, парадоксальности, игры ("победа над страхом");
...западного человека - с отказа от целеустремлённости, тщеславия и гонки за успехом ("победа над амбициями");
...северного человека - с объяснения, что все его знания и навыки либо ошибочны, либо ничего не стоят ("победа над умом");
...южного человека... не знаю... с погружения в детство? ("победа над старостью").
Может быть, не в тему, но я видел в сети хороший пример "победы... над знаниями и приобретёнными привычками... над чувством "понимания всего", над леностью к поиску и обучению". Василий Ершов, "Письмо молодому человеку":
"Даже я, старик уже, 65 лет, – пусть не так давно, но изменил свои взгляды на будущее нашей авиации...
Отечественная авиация, в том понимании, какое о ней имел совок, погибла. Мир ушел вперед, и ничего с этим поделать нельзя. Былая слава советской авиации, в значительной степени вдолбленная нам советскими СМИ, осталась в нашей памяти как фантомная боль.
Советские самолеты, эти добротные небесные «Запорожцы» и «Москвичи», ну, «девятки», – отработали свое. Они, может, более просты механически, но требуют большого экипажа, как на паруснике. Вот и относиться к ним надо как к прекрасным парусникам нашей авиационной мечты. Они должны уйти и уйдут. А мы, сброшенные с них, останемся, с разбитыми мечтами и развороченным укладом жизни, останемся на необитаемом острове невежества.
Английский язык сейчас – признанный миром язык международного общения. И тот, кто в 20 лет его не знает сейчас, будет через 10 лет изгоем, как неграмотный среди студентов. Его будут жалеть и презирать.
Чтобы успешно летать на прекрасных современных самолетах – Боингах, Эрбасах, Эмбрайерах, Лирджетах и других, не русских, – нужно уметь читать в подлиннике документы, регламентирующие их эксплуатацию и правила полетов. Нужно пользоваться компьютером обыденно, как мясорубкой. Причем, менталитет тоже придется менять, что для русского как ножом по сердцу. Надо научиться думать «по-ихнему». Надо ясно отдавать себе отчет: или мы останемся дикими индейцами, или вольемся в цивилизованное общество и забудем о вигвамах, луках и томагавках...
Вот состояние дел. Ностальгию по своему прекрасному лайнеру Ту-154 я лично засунул куда поглубже. Такова судьба. Я свое на нем отлетал сполна, и, кстати, ушел с него сам, еще при здоровье...
Времена изменились столь быстро, что все мои взгляды устарели еще до того, как книги мои увидели свет, а уже изменить было ничего невозможно: издательская машина затянула книгу и медленно проворачивалась. И мой опыт теперь никому не нужен: не та теперь авиация. И работа авиакомпаний, и организация воздушного движения, и материальная часть, и летные законы и правила, – все давным-давно ушло вперед, а мы прозрели слишком поздно, и нет ни ума это понять, ни сил, ни средств догнать.
Пилоты, еще летающие на отечественных самолетах, скажу прямо, люди во многом отсталые. Я с ними работал и в небе, и потом шесть лет на земле. Из них единицы умеют включить компьютер, да и то, чтобы поиграть на нем в карты. Они немножко баре: не привыкли в воздухе работать с такой интенсивностью, как, к примеру, пашут, все в мыле, пилоты иномарок. Они мыслят, ну вот примерно как ты. Но ты молод и обучаем; они же – старики, закостенелые в совковых догмах. Я сам был такой, да я и сейчас наполовину такой. Я изо всех сил тащу себя из этого болота".