Но ничего. Об этом она меня тоже просила написать, обязательно :).
Летом я был в Ялте - и сходил на спектакль "Мастер и Маргарита" Московского Независимого Театра (гастрольная версия). А что - милое интеллигентное занятие, напоминает о перестроечных временах. К тому же, где ещё, как не в Ялте? Здание театра там хорошее, небольшое, очень уютное. В концертном зале напротив в тот вечер выступал Киркоров, на него шли те, кто не шёл на Булгакова. "У нас сегодня половина города!" - начал Бегемот представление. Знал бы он... Люди, вышедшие подышать воздухом во время антракта, получали два удовольствия по цене одного, потому что голос и музыка всё равно доносились.
Удовольствие я получил. Скажем так, именно потому, что это была гастрольная версия - труппа минимально возможного состава, днём "Малыш и Карлсон" для детей, вечером - "Мастер и Маргарита". Карлсоном был Бегемот, естественно. Спектакль с самого начала был заявлен, как "сцены из романа" - авторы гастрольной постановки долго думали, кого сократить (понятно, что из "Мастера и Маргариты" можно хоть моноспектакль сделать, было бы желание). У них получилось, что необходимыми для действия являются семь и человек, пять мужских ролей, две женские - Воланд, Мастер, Маргарита, Пилат, Бегемот, Бездомный, Гелла. Остальные роли можно при необходимости дублировать: к примеру, Гелла может быть всеми упомянутыми женщинами, кроме Маргариты. Всё это порождало дополнительные, местами неожиданные смыслы.
Ну да, Маргарита играет только Маргариту.
Мастер играет ещё и Иешуа, но это обычное дело.
Воланд играл сам себя, и ещё больного в клинике доктора Стравинского, но это был тот же Воланд, только дуркующий. Воланд вообще доставлял. (В принципе, лучше всех там были он и Бегемот, ну и Мастер был ничего.) Какая работа у Воланда? Быть демоническим и заполнять собой сцену. В итоге, мы увидели весёлого, яркого и абсолютно бессердечного дьявола.
Пилат был нужен только для ершалаимских сцен, поэтому в московской части он работал Коровьевым. Это, наверное, был самый мрачный Коровьев в истории театра. "Рыцарь однажды неудачно пошутил..." - сказал Воланд, и я тут же представил, что Коровьев - это и есть Пилат. Пилат же всадник, значит рыцарь. А что? Приходит к нему Воланд и говорит: Приговорил проповедника к смерти и распял? Отличная шутка, я посмеялся! Пойдёшь ко мне в свиту, клоуном.
...И теперь Пилат вынужден носить дурацкий клетчатый пиджак с гаерской кепкой, и кривляться на балу у Сатаны вместе с другими бесами.
Благодаря тем же ухищрениям со списком действующих лиц, клиника доктора Стравинского превратилась в натуральный филиал ада. Представьте себе: поэт Иван Бездомный попадает в психушку, где главврач - Бегемот, а медсестра - Гелла. А Мастер там уже несколько месяцев сидит. И при этом, продолжает творить - в этой трактовке создаётся ощущение, что последние сцены романа Мастер сочиняет или дописывает уже в психбольнице. Таким образом, не вызывает вопросов, за что он в эту преисподнюю попал - Мастер явно заигрался и вставил себя в роман в качестве Иешуа. Все его сцены с Пилатом - это "а что бы я ему сказал", "а как бы я себя повёл". Московскому интеллигенту не нужен Иисус, он хочет видеть самого себя в роли Иисуса.
А помните реакцию Мастера на историю Бездомного?
"Гость сочувственно положил руку на плечо бедного поэта и сказал так:
- Несчастный поэт! Но вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать спасибо, что все это обошлось вам сравнительно дешево".
Во время спектакля у меня создалось ощущение, что это не внезапная догадка, а узнавание, что Мастер раньше уже встречал Воланда. В связи с этим, последующий рассказ Мастера о том, как он выиграл в лотерею сто тысяч рублей прозвучал очень подозрительно - а не заключил ли он с Воландом контракт? Не ради денег, а, допустим, чтобы Воланд обеспечил его всем необходимым для написания романа? (Это, кстати, и на трактовку романа хорошо ложится, не только в контексте ялтинского спектакля.)
Теперь главное. Я, конечно, слегка забегаю вперёд, но в этом вся соль. Проблему Азазелло они решили следующим образом. Азазелло, в принципе, нужен для одной-единственной сцены - приглашения Маргариты на бал. Ну и на балу ещё, наверное. А так, даже отравленное вино Маргарите и Мастеру может подать тот же Бегемот.
Поэтому они решили отдать роль Азазелло Бездомному. Тот, наоборот, необходим в начале, но после первых сцен в клинике душевнобольных уходит на третий план. (В черновиках Булгакова Иванушка ещё появлялся на шабаше у Воланда, но этот вариант автором был вскоре был отвергнут.)
Бездомный - юный и наивный стихоплёт, совершенно бездарный. Дурик, короче. Дурик, попавший в руки Берлиозу, который начал лепить из него пролетарского поэта. Здесь в спектакль решили добавить немного отсебятины - образец "поэзии" Бездомного. Что-то такое: "люблю тебя, страна родная, человек всему у нас хозяин... прославляет трудовой свой век, наш простой советский человек".
И именно эти стишки услышал Воланд. Ну демон же. До этого все ему в СССР нравилось, но услышал молодого пролетарского поэта и озверел. В спектакле другой причины нет - Воланд всё время подсказывает Бездомному, что да, я решил свести счёты именно с тобой, и именно за это. Поэтому Берлиоз полетел под рельсы (впрочем, это всё равно был Бегемот, так что...). И поэтому Бездомный попал в психушку, где над ним стали глумиться бесы. Когда Иван, стоя на коленях и запинаясь, пытается вспомнить свои стихи, его по-настоящему жалко. Никчёмные строчки про советскую страну, где единственный хозяин - человек, а не нечисть, и где подобные вещи не имеют права происходить, становятся последней безнадёжной попыткой отстоять свой разум и своё достоинство. Тщетно. Иванушка ломается и его уносят бесы. Мастер продолжает свой рассказ в пустоту.
А дальше наш Дурик появляется в сцене с Маргаритой, но уже в качестве Азазелло. Так что самый мрачный Коровьев в этом спектакле гармонично сочетается с самым жалким Азазелло, и они все жертвы Воланда.
Ладно, остальное я уже рассказывал Феликсу, поэтому в очередной раз сэкономлю себе время :).
Gest:
Поэтому Азазелло - это Бездомный.
ogasawara:
Ой.
В конктексте-то.
Gest:
То есть, создаётся ощущение, что они его в конце концов замучили, свели с ума, похитили из психушки (эта сцена даже присутствует, Бездомного от Мастера уносят бесы) и превратили в упыря-наводчика.
А выглядит это так - Дурику выдали парабеллум, пиджак и чёрные очки.
И сказали: Теперь ты служишь силам Зла.
Сбылась мечта идиота.
Ну ты представляешь.
ogasawara:
О, да.
Gest:
Воланд завассалил Бездомного.
ogasawara:
Я даже не знаю, чего сказать.
Gest:
И это Бездомный (в костюме и тёмных очках) тыкает пальцем и говорит: "Это хоронят Берлиоза, главу МАССОЛИТа. А ирония, хехе, в том, что у покойника нет головы!"
И пытается изображать злорадство.
В общем, так и видишь, как Воланд его бил по ушам и объяснял: "К даме обращаться - Маргарита Николаевна. Всё ясно?" (скорее всего, по ушам бил Коровьев-Пилат, на правах старослужащего - Г.Н.)
И только один раз, когда Маргарита попыталась уйти, Бездомный-Азазелло сорвался на пролетарское "Дура!"
ogasawara:
А в конце?
Gest:
А что в конце?
Они всё закончили приговором Мастера - на покой.
ogasawara:
а бал?
Gest:
Да, бал был.
Воланд представил Маргарите Бездомного, как "моего слугу, Азазелло... демона бесплодной пустыни".
Едва сдерживая хихиканье. (Скорее всего, там всё таки был "демон безводной пустыни", по тексту. Но прозвучало это всё равно намёком на творческую импотенцию Бездомного - Г.Н.)
ogasawara:
:-D
Gest:
Ну и Коровьва-Пилата [Воланд представил] как "рыцаря".
На лице у Коровьева при этом читается: "А ведь говорил мне Иешуа: отпусти меня, игемон... Лучше бы я его послушал!"
Я уж испугался, что Гелла окажется Фридой, но Фрида присутствовала на сцене только в виде собственной истории.
ogasawara:
Да, это было бы... Совсем.
Но блин... мой любимый персонаж "МиМ" превратился в затюканного упыря, который всеми силами пытается показать, что ему нравится его новая работа... и в этом даже что-то есть! Вот она, глубина психологического образа - Бездомный прётся от того, что теперь он может носить деловой костюм, тёмные очки, строить из себя крутого киллера-иностранца и со значением произносить: "Мессир, мне больше нравится Рим". (Какой Рим, Ваня?)
Ну и Воланд в этой ситуации выглядит полным сатаной - он из плохих поэтов делает убийц, дескать, это гуманнее по отношению к человечеству :). Творит добро из зла, потому что больше не из чего.