Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Ибн Халдун, асабия и проблемы психоистории

У меня всегда открыто много вкладок. На многих из них стоит внутренняя пометка *написать об этом пару строк!*

Сейчас, например, про "асабию" открыто.

Ибн Халдун, конечно же, ещё один видный предтеча психоистории :). А что? Так и пишут:

Ибн Халдун прославился как историк. Его сочинение «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть», или «Большая история», состоит из введения и трёх частей... В востоковедной литературе принято называть первую часть «Китаб аль-Ибар» вместе с авторским предисловием и «Введением о превосходстве науки истории» одним общим наименованием — «Мукаддима», «Пролегомены», или «Введение»...

«Мукаддима», по справедливости, считается замечательным произведением. Высказанные в ней идеи являются одной из основ современной клиодинамики.

"Соответственно, модели политико-демографических циклов, связывающие политико-демографические коллапсы с заполнением экологической ниши и неплохо описывающие долгосрочную политико-демографическую динамику традиционного Китая, оказываются не вполне применимыми к средневековому Египту. Коротаев показал, что средневековую египетскую динамику лучше всего описывают математические модели, разработанные в качестве попытки сформулировать математически релевантную часть социологической теории Абд ар-Рахмана ибн Халдуна (1332—1406), то есть мыслителя, проведшего наиболее плодотворные годы своей жизни непосредственно в средневековом Египте".

Концепцию "асабии" очень любит Холмогоров. (Люди, которые сейчас копают в том направлении, ему тоже симпатичны, как и мне... Неважно.) Он писал:

"Еще интересней то, что под классическое описание истории разложения и гибели ксенократической асабии у Ибн Хальдуна (см. ссылку выше) идеально подходит... история большевистской элиты, "ленинской гвардии". Вот уж точно один в один.

Первоначальное объединение вокруг вождя на идеалистических принципах, жестокость, отвага и сплоченность.
Использование этих качеств для завоевания власти и могущества, подчинения чужого народа, - реализованное несмотря на то, что завоеватели находились меньшинстве.
Обозначение противоречий между "шейхом" и его былыми соратниками.
Соратники стремятся быть близкими к шейху и диктовать ему его политику, а шейх стремится стать самовластным правителем-самодержцем в традициях завоеванного народа.
Шейх для укрепления своего самовластия сближается с завоеванным народом, набирает себе слуг из него, которые чтят в нем беспрекословного властителя, и натравливает их на старую гвардию.
Соратники, прельщенные свалившимися на них богатствами и влиянием отчаянно стараются перехватить власть у шейха, плетут заговоры и интриги.
В итоге либо побеждают соратники и раздербванивают государство на куски, подставляясь под следующую волну завоевателей.
Либо побеждает шейх, вырезывает соратников и устанавливает новую власть в которой его опорой служат завоеванный, но приближенный шейхом к себе народ.

Скажите, что это не история большевиков и порезавшего их Иосифа Виссарионовича и я рассмеюсь вам в лицо...
Но только эта история была рассказана за 600 лет до того, как она произошла.

Отсюда, кстати, и совершенно понятна причина неистребимой и непобедимой никакими федотовыми любви к сталину нашего народа. При прекрасном пониании, что это был захватчик и азиат. Это любовь именно к шейху-завоевателю, который приблизил к себе завоеванный народ, а элиту завоевателей отдал этому народу на растерзание. А только этот акт и является подлинным "основанием" новой династии, из завоевательской превращающейся в национальную".

Спору нет, я всегда готов согласится с первой частью высказывания. Большевики проходят по категории племени варваров-ксенократов, захвативших власть в стране. Но вывод...?

Сталин разрушил асабию, как доверие внутри правящей группы. Но не саму систему. Разве элита в итоге не разодрала государство на части? Разве захватившие власть коммунисты ушли с траектории, предписанной им Ибн Халдуном? Не знаю, я смотрю текст и не вижу этого:

"Первое поколение сохраняет бедуинские качества, бедуинскую суровость, бедуинскую яростность, порожденную полной лишениями жизнью в пустыне, храбрость, отвагу, они считают славу группы своей славой; поэтому их `асабиййа сохраняет свою силу. Они мощны, их боятся, им подчиняются".

ОК, это наши герои-революционеры.

"Второе поколение под влиянием царской власти и легкой жизни переходит от бедуинского к цивилизованному образу существования, от существования полного лишений к роскоши и изобилию. Если их отцы считали славу группы своей славой, то теперь ее монополизирует один из них; остальные же облениваются и уже не стремятся к ней. На смену чувству гордого превосходства приходит чувство униженной подчиненности. Таким образом сила `асабиййи несколько надламывается. Они привыкают к унижению и подчинению. Но многие (из достоинств первого поколения) у них остаются, потому что они непосредственно общались с первым поколением, видели образ его жизни, были свидетелями его доблести и стремления к славе, его решимости защищаться и обороняться. Все это не может пропасть у них полностью, хотя многое и уходит. Они живут в надежде на то, что ситуация первого поколения вернётся, или в иллюзии, что она по-прежнему сохраняется".

Общую славу группы монополизирует один из них, остальные привыкают к унижению и подчинению. Они ещё помнят старое поколение, живут надеждой на возвращение его идеалов - или погружаются в самообман. Это у нас будет сталинизм.

"Третье же поколение совсем забывает эпоху бедуинской жизни, ее суровость, как будто этого никогда и не было; оно утрачивает (ощущение) сладости славы и `асабиййу, так как над ним властвуют силой; престижное потребление достигает среди них своего предела, потому что они так отдаются благополучной спокойной жизни. Они становятся полностью зависимыми от династии, они похожи на женщин и детей, нуждающихся в том, чтобы их защищали, `асабиййа окончательно исчезает. Они разучиваются защищаться, обороняться и нападать. Своими знаками отличия, (роскошными) одеждами, конями и манерами они вводят людей в заблуждение (не давая видеть упадок династии), а ведь в большинстве своем они трусливее женщин. Когда кто-нибудь на них нападает, они не сопротивляются, и правитель тогда нуждается в опоре на других, более храбрых. Он заводит себе множество клиентов и приспешников, которые до какой-то степени помогают династии, пока Бог не позволит ее уничтожения, и династия уходит со всеми ее носителями. Итак, как можно видеть, за три поколения династия слабеет и приходит в упадок. Таким образом, в четвертом поколении престиж (предков) окончательно разрушается, как было сказано выше в связи с вопросом о том, что слава и престиж не передаются более чем на четыре поколения..."

Ну и что? Сталин что-то поменял? Завели себе много приспешников-клиентов, развалились на третьем-четвёртом поколении.

И дальше ещё раз, подробнее:

"Первая фаза: это фаза успеха, захвата царской власти у прежней династии и поражения ее защитников. На этой фазе правитель служит образцом для своего племени в том, как он добивается славы, как он собирает налоги, как он защищает и обороняет (их) владения. Он не пытается ничего захватить лично для себя, потому что (высокая) `асабиййа не позволяет ему так поступать, а обладание ею является условием захвата власти (у старой династии), при том что (на этой фазе сила) `асабиййи еще не начинает уменьшаться".

Революция и Гражданская война.

"Вторая фаза: это фаза, на которой (правитель) устанавливает полный контроль над своим народом, монополизирует царскую власть и отстраняет своих соплеменников от участия (в осуществлении власти). На этой фазе правитель озабочен максимальным увеличением числа своих приспешников и клиентов, для того чтобы удержать под контролем обладателей одной с ним `асабиййи, принадлежащих к одному с ним клану, одного с ним происхождения, имеющих сходные с ним права на царскую власть. Он отстраняет их от власти, оттесняет их от ее источников, так что вся полнота власти оказывается в руках его семьи. Он монополизирует всю славу в пользу своего дома. Он расходует столько же или больше сил на то, чтобы отстранить и подчинить (своих соплеменников), сколько его предшественники потратили на захват царской власти. Основатели династии боролись с иноплеменниками, в чем их поддерживали абсолютно все обладатели одной с ними `асабиййи; (правитель же второй фазы) борется со своими близкими, в чем его поддерживает лишь небольшое число далеких от него людей, так что ему приходится решать трудную задачу".

Революция пожирает своих детей. Поднявшийся пахан давит конкурентов из собственной банды. Ну, Сталин.

"Третья фаза: это фаза отдыха и покоя, когда династия наслаждается плодами царской власти, которые являются объектами человеческого вожделения; речь идет о приобретении имущества, увековечивании себя в разного рода сооружениях и самопрославлении; (правитель) расходует свою энергию на сбор налогов, сведение доходов и расходов, расчет затрат, строительство монументальных сооружений, гигантских строений, больших городов, и высоких построек, дары благородным посольствам из других держав и племен, а также раздачу даров своим собственным людям. Кроме того он удовлетворяет потребности своих приспешников и своего окружения в деньгах и назначениях. Он устраивает смотры своим войскам, хорошо им платит и выплачивает им в полном объеме ежемесячное содержание, что проявляется в (роскоши) их одеяний и блеске их вооружения, что производит впечатление на дружественные династии и устрашает династии враждебные. Эта фаза является последней, когда правитель обладает всей полнотой власти, потому что на всех этих фазах правители независимы в своих суждениях, они наращивают свою мощь и указывают дорогу тем, кто идет за ними".

Поздний Сталин и далее. Парады, мундиры, устрашение врагов, величественные сооружения, подачки вассалам.

"Четвертая фаза: это фаза довольства и миролюбивости. На этой фазе правитель испытывает удовлетворение тем, что построили его предшественники. Он живет в мире с равными ему по статусу царями. Он следует традициям своих предшественников и старается идти стопа в стопу вслед за ними; он старательно имитирует стиль их поведения. Он полагает, что отход от их традиций будет значить разрушение его власти, и что они знали лучше (как сохранить ту) славу (династии), которой они сами и добились".

Зрелый брежневский застой.

"Пятая фаза: это фаза расточительства и растрачивания. На этой фазе правитель растрачивает накопленное предшественниками на удовольствия и развлечения, (проявляя избыточную) щедрость по отношению к представителям своего окружения и устраивая с ними пиршества; он подыскивает себе подлых низкородных приспешников, которым поручает самые важные государственные дела, которые они сами не компетентны решать. Правитель преследует ведущих государственных деятелей и сподвижников своих предшественников, так что те начинают его ненавидеть и устраивают против него заговоры. Его войско тает, так как он расходует (деньги, предназначенные на) содержание войска, на свои удовольствия; он лишает (военных) доступа к нему вместо того, чтобы должным образом (о войске) заботиться. Таким образом он разрушает основание, заложенное его предшественниками, крушит то, что они построили. На этой фазе династию охватывает упадок, она заболевает неизлечимой хронической болезнью, и с неизбежностью гибнет, что будет объяснено нами позднее при рассмотрении соответствующих условий. А Бог – это лучший из возможных наследников".

От Горбачёва к Ельцину. Ибн Халдун на этот цикл сколько времени отводил? 90 лет? Управились с запасом.

А что, по-моему, круче марксизма. По крайней мере, предсказательная сила больше! :-D А сформулировано гораздо раньше.

Но меня в этом плане всегда интересовало другое. Ну представим, что психоистория существует. И что в этой ситуации делать руководителям страны, партийной верхушке?

"Согласно науке и объективным законам исторического развития, мы не христиане и не европейцы. Наше нынешнее и дальнейшее существование наиболее полно описывается формулами, разработанными на основе изучения диких племён мусульман-кочевников. Мы - звери, господа! Так что мы можем сделать в такой ситуации, и как нам из неё вылезти?" (Потому что естественный ход вещей приведёт к тому, что всё просто развалится.)
Tags: СССР, психоистория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments