Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

О правилах и интеллекте

Я писал:

Обратимся к нашим любимым шахматам. Вот схема, демонстрирующая изменение силы фигур в зависимости от их положения на доске. Максимальная сила каждой фигуры обозначена белым, минимальная - чёрным (по результатам анализа 2000 партий)...

Помните, я писал, что меня всегда очаровывала тема стратегического компьютера, с точки зрения способностей искусственного интеллекта? Так вот, в идеале, искусственный интеллект должен увидеть это схему, просто ознакомившись с правилами шахмат. Вот они, силовые линии, идущие от каждой фигуры и пересекающие доску в различных направлениях, вот узлы напряжения и центры позиции. То есть, тысячи игр, необходимых для статического анализа, должны промелькнуть даже не в сознании, а в подсознании кибернетического ментата...

В каждом из двух случаев было добавлено всего лишь одно новое правило. Все остальные правила остались прежними, и ходы фигур, и цель игры - заматовать короля. А картина изменилась до неузнаваемости!

Искусственный интеллект второго уровня - это машина, которая смогла бы восстановить изменения в правилах, просто взглянув на схему и сравнив её со стандартной шахматной. Для этого, безусловно, требуется знание человеческой психологии, то есть понимание, что люди пытались придумать игру, в которую им было бы интересно играть.

Та мысль была понятна?

Правила шахмат - это формальная модель. По сути, компьютеру должно быть достаточно этих правил, чтобы определить силу каждой фигуры, лучшее для неё место на доске, выигрышную стратегию. Понятно, что на уровне тысяч партий речь идёт уже о чистой статистике. То есть, узнав о правилах, робот должен начать отыгрывать эти правила в "голове", против самого себя - устраивая эволюционный отбор среди стратегий, а заодно собирая статистику.

На самом деле, интеллект второго уровня - это тот, который способен отыгрывать в голове и эволюцию стратегий, и эволюцию правил, точно так же (то есть создавая новые правила и выбирая из них лучшие за счёт плей-тестинга).
А то, о чём я тогда писал - реконструкция правил по силовым линиям - это уже третий уровень. Наверное.

Ну и да.
Обычные шахматы:

Таким образом, пешки сильнее всего в предпоследнем ряду, где им остаётся всего один ход до превращения, причём им чаще удаётся прорваться на флангах, а не в центре. В основном, всё банально. Конь сильнее в центре, чем прижатый к краям. Ладьи сильны везде (малый разброс значений), но их желательно развивать и выдвигать к противоположному концу доски, где они смогут создать фланговую угрозу войску соперника. Король сначала остаётся под прикрытием своих фигур, а затем идёт вперёд, в эндшпиле.

Это то, что строго вытекает из правил.

Варианты:

В каждом из двух случаев было добавлено всего лишь одно новое правило. Все остальные правила остались прежними, и ходы фигур, и цель игры - заматовать короля. А картина изменилась до неузнаваемости!
...В результате, в первом варианте, например, обнаружилась резкая ассиметрия доски. Пешка внизу справа сильнее пешки вверху слева! ...Да, из сути ладьи вытекает, что её выгодно выдвигать на фланги. Казалось бы. Но в первом варианте её имеет смысл развивать только на одном фланге, не на обоих. А во втором - атаковать по центру. То же самое с необходимостью охранять короля. В стандартных шахматах король должен избегать углов, его там могут запереть и заматовать. Но в первом варианте король должен со всей мочи бежать к ближнему углу и окопаться там. Во втором варианте короля лучше вообще не трогать - любое движение его объективно ослабляет, то есть делает уязвимее и приближает поражение.

О чём шла речь?

Первый вариант - Crazyhouse, взятые фигуры переходят в собственность игрока, который их съел, и он может своим ходом выставлять их на доску. Соответственно, король всё время находится под угрозой, и лучшая тактика для него - залезть в ближайший угол и выстроить вокруг себя крепость из других фигур, в качестве защиты от "парашютистов". А это и создаёт чётко выраженную асимметрию доски.

Второй вариант - Atomic chess. Каждое взятие вызывает атомный взрыв, вычищающий на ближайших клетках (в квадрате 3х3) всё живое, кроме пешек. В этом варианте король страшно слаб - он не имеет возможности атаковать (иначе его самого убьёт взрывом) и может быть в любой момент уничтожен взрывной волной. Угроза фигуре, стоящей на соседней клетке с королём - это уже шах, который быстро может превратиться в мат.

Если фигура врежется в строй пешек перед королём, пешки-то останутся (кроме той, которую съели), а король испарится.

И единственный эффективный способ защиты в такой ситуации - это нападение. Прессовать противника, чтобы он не начал прессовать тебя. Поэтому короля лучше вообще не двигать, тем более не выдвигать вперёд - перемещая фигуру, которая не может атаковать, ты просто даришь противнику лишний ход.
А лучший ход ладьёй или ферзём - действительно, таран пешечного строя по центру. В большинстве случаев это будет последний, победный ход игры.
Tags: шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment