Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

ТУАИ, ч.1

Верный своему принципу "хочешь писать об одном, пиши о другом", я подумал - почему бы не написать про ТУАИ (Теорию уровней абстрактного интеллекта) Якова Фельдмана? (В ЖЖ - jfeldman77.) В сети об этом можно почитать на его сайте, там много разного.

Да, я и его книги читал :). [Отсюда локальный мем "Я, Фельдман"; "Я. Фельдман" - инициалы автора, и в книге постоянно встречаются обороты вида "Эту теорию изобрёл я, Фельдман", "мной, Яковом Фельдманом, было установлено..."]

Краткая суть - существует восемь уровней мышления-восприятия-организации. (На самом деле, десять, потому что есть ещё девятый и нулевой, "всё" и "ничего".) Очень похоже на Спиральную Динамику, но не она.

Выглядит это примерно так:



Я свёл в таблицу основные характеристики восьми уровней, как они проявляются в индивидуальном мышлении и в человеческом обществе:

УровеньВосприятиеПринципПредметВопросМышлениеПризнакСтадия развитияТипичные представители
1Один объектУзнавание, наименованиеВещь, материяЧто?МагическоеТолпа у костраДикостьРабы, чернь
2Много объектовРазличение, разграничениеПространствоГде?МоральноеСвои - чужиеВарварствоКрестьяне, общинники
3Один процессУпорядочение, предельный переходВремяКогда?ЭстетическоеТотальная конкуренцияАнтичностьОфицеры, дворяне
4Много процессовПараллельные рядыРольКак?РолевоеРолевая стабилизацияФеодализмУчителя, священники, проповедники, чиновники
5Одна картаТаблица, полный классификаторСлучайностьКто?АзартноеРиск, частная инициативаВозрождение, РеформацияТорговцы, капиталисты, игроки, путешественники
6Много картМоделирование, прогнозирование, проверка теорииПричинностьПочему?ТеоретическоеНаука, правоПравовое государствоУчёные, юристы, писатели
7Одна системаПротиворечие, парадоксОригинальная идеяА что, если..?ПарадоксальноеИнновацияИнформационное обществоИзобретатели, философы
8Много системИнтуицияОтдалённые последствияА зачем? (А с другой точки зрения?)УниверсальноеУчёт отдалённых последствийГлобальное обществоЯсновидцы, святые


Что можно сказать по поводу этой таблицы?

Долгое время я не понимал, почему "ролевое мышление", четвёртое - это "как?", а "азартное", пятый уровень (свобода, поступок, etc.)- "кто?" С первыми тремя уровнями, "что?", "где?", когда?" всё понятно :).

Потом я задумался о детективном жанре, и как-то само собой выделил три уровня. Задачи о "запертой комнате", невозможные убийства, на которых специализировался Джон Диксон Карр, строятся вокруг вопроса "как?". Труп найден застреленным в запертой комнате, орудие убийства отсутствует, как убийце удалось провернуть этот фокус? В детективах Агаты Кристи главный вопрос - "кто?". Само убийство может быть банальным - отравили, застрелили, закололи, число действующих лиц ограничено, убийцей мог быть каждый, ведущий расследование детектив должен методично перебрать все кандидатуры и установить виновника. Но самом деле, очевидно, что детектив, как жанр, может спокойно обойтись и без запертой комнаты, и без замкнутого пространства. Просто в таком случае детективу необходимо установить, какие чьи интересы стояли за преступлением, какие силы столкнулись. На первый план выходит вопрос "почему?" Так что, да, образуется очевидная иерархия, "орудие и способ" - "исполнитель" - "мотив"; "как?", "кто?", "почему?"

Второе. Если сравнивать эту систему со Спиральной Динамикой, сразу видно одно важное отличие - в Спиральной Динамике шестому уровню соответствует "зелёный", и это курящие травку хиппи-пацифисты. Ещё один нюанс - у Фельдмана офицеры занимают третий уровень, а у Грейвза попадают в четвёртый, "синий" (порядок, дисциплина, иерархия). Аристократов у Грейвза и его последователей нет вообще, это ведь американская концепция. Таким образом, третий уровень Фельдмана будет, скорее, "красно-синим" (а второй, соответственно, "фиолетово-красным"). Сходство с Грейвзом заключается в чередовании индивидуалистически-эгоистичных (нечётных) и коллективно-альтруистичных (чётных) уровней. Более того, если у Грейвза седьмой, "жёлтый" уровень был способен эмулировать все предыдущие, то у Фельдмана седьмой уровень понимает все нечётные, а восьмой - все чётные. О фундаментальных различиях между Фельдманом и Грейвзом речь пойдёт в следующей части.

Будучи отечественной системой, теория Фельдмана хорошо стыкуется с переслегинской теорией менталитетов. Второй уровень - варвар, третий уровень - аристократ, четвёртый уровень - интель, пятый уровень - буржуа. (Именно поэтому буржуа идёт после интеля!) Другое дело, что шестой уровень Фельдмана по Переслегину опять попадает в интели...

Можно связать её и с классической иерархией варн. Первый уровень - шудры, второй уровень - вайшьи, третий уровень - кшатрии, четвёртый уровень - брахманы. Пятый уровень в традиционном обществе мог занимать только правитель, император. Таким образом, современный бизнесмен действует на уровне, которого достигали лишь величайшие цари древности.

Например, когда Игорь Гришин пишет, что в древности в го разрешалось играть только императорам и мудрецам, которые помогали им совершенствоваться в стратегии, он имеет в виду, что игра в го помогает развивать пятый уровень (и все последующие). Поэтому сейчас го актуально для бизнесменов. Кому достаточно четвёртого уровня, может играть в шахматы.

Пример из Фельдмана, или почему в России проблемы с оптимизацией ресурсов и поддержкой инноваций:

"[Существуют следующие] логики:

2. От звонка до звонка.

3. Целедостижение любой ценой.

4. Согласование параллельных процессов.

5. Быстрые решения.

6. Оптимизация ресурсов.

7. Поддержка инноваций.

"Поддержка инноваций" - это город №7 (Логика №7).
"Оптимизация ресурсов" - это город №6 (Логика №6).

Наши управленцы в этих городах не бывают никогда! Эти две логики живут за пределами их мышления. А где же они бывают, пребывают, живут? Какова в этом смысле их психология?

Четыре группы

На производстве, о котором идёт речь, работают четыре группы людей, у них четыре разные логики, четыре определённые психологии. Эти люди "проживают в городах" 2-3-4-5 соответственно.

Генеральный директор

Город №5 называется "Быстрые решения". Только Генеральный директор имеет право быстро принимать независимые решения. Только он фактически независим. Остальные такого права не имеют. Они зависимы.

Руководители

Город №4 называется "Согласование параллельных процессов". Здесь проживают директор и его заместители, главный инженер и его заместители. Они приводят завод в порядок, раздают задания (роли) и следят за их выполнением.

Начальники отделов

Город №3 называется "Целедостижение любой ценой". Здесь проживают начальники отделов. Руководство не спрашивает, как они достигают цели - любым способом, любой ценой. Не можешь - уходи.

Рядовые сотрудники

Город №2 называется "От звонка до звонка". Здесь проживают рядовые сотрудники. Иногда им ставят задачи, иногда нет. Иногда задачи решаются в срок, иногда с опозданием. Иногда не решаются вовсе (или решаются не те задачи). На самом деле, это не главное. Главное - быть на рабочем месте от звонка до звонка.

Эпоха и мы

Данная коллективная психология, то есть распределение логик между участниками производства, вполне соответствует доиндустриальному производству (термин буржуазной историографии) или, что то же самое, феодальному обществу (в терминах Маркса-Ленина).

Жители города №2 - типичные крестьяне. Их время циклично, их действия цикличны, их жизнь циклична.
Жители города №3 типичные дворяне-офицеры. Их время линейно, их жизнь пряма, они стремятся к цели любой ценой. Они принуждают крестьян (порой насильно) к труду более напряжённому, чем тем бы хотелось.
Жители города №4 по своей психологии соответствуют священникам или партийным работникам советской эпохи. Они наводят мир там, где дворяне офицеры готовы начать войну. Они упорядочивают общество, давая каждому определённую роль, следя за выполнением правил и ролевых норм.
В городе №5 живёт один человек - генеральный директор. Он один принимает быстрые решения. Это самодержец, император, король, генсек.

В XXI веке с такой феодальной психологией остаётся только проедать ресурсы, накопленные предками и природой, - заработать и накопить, увы, не удастся.

Что же делать?

Первый вариант. Предприятие переходит с психологии 2-3-4-5 на психологию 3-4-5-6. Это индустриальное общество (согласно буржуазной историографии) или капитализм (в терминологии Маркса-Ленина).
Второй вариант. Предприятие переходит сразу к психологии 4-5-6-7. Это (в буржуазной историографии) постиндустриальное или информационное общество (у Маркса-Ленина ничего об этом нет). В СшА эту эпоху фиксируют не ранее 1980 года - с появлением персональных компьютеров на столах рядовых управленцев.

Первый вариант

Генеральный директор начинает думать об "оптимизации ресурсов". Для этого он вводит в жизнь единую информационную систему предприятия, данными которой пользуется лично, прямо считывая их с монитора! Если он не может сделать это сам, это делает его независимая экспертная группа, но он следит, что данные идут прямо из системы, минуя информантов-посредников! Эксперты принимают решения не только быстро, но и обосновано. У них есть теперь основания!

Руководители начинают сами принимать "быстрые решения". Они не боятся, что в случае ошибки их уволят или будут на них орать нечеловеческим голосом. При свободном решении ответственного и компетентного специалиста плюсы перевесят минусы! Теперь это храбрые руководители, свободные люди!

Начальник отдела теперь "согласует параллельные процессы". Он раздаёт роли и следит за их исполнением. Не справляется подчинённый с этой ролью - дадим другую. Но где подобрать исполнителей? Это непростая проблема. Зато - никаких иллюзий, никакого обмана.

Рядовые сотрудники теперь "достигают цели любой ценой". Не можешь - уходи. А кто же работать будет? Тот, кто умеет. Набирать-отбирать молодых-неопытных, но способных. Платить им!

Вариант второй

Генеральный директор прямо переходит к "поддержке инноваций". Он слушает не только своих экспертов. Он (пусть и с экспертами) слушает каждого, у кого есть идея, у кого есть, что сказать, будь то сантехник, сварщик или человек с улицы. Да, это требует психологической выносливости, интеллекта, культуры общения - но зато какой результат здесь возможен!

Руководители переходят к "оптимизации ресурсов". Они смотрят на экран монитора и принимают решения на основании того, что там увидели! (Фантастическое зрелище!)

Начальники отделов теперь принимают "быстрые самостоятельные решения". Это - теперь - свободные люди!

Рядовые сотрудники теперь ведут и "согласовывают несколько параллельных процессов". Конструктор не стоит больше за кульманом. Нет больше кульмана, только персональный компьютер! Нет больше рукописных технологических и маршрутных карт, только экран монитора или - в крайнем случае - бумажная копия экрана".

Понятно, что в своей жизни человек может использовать самые разные уровни - если только он в себе их развил. А вот социум стремится загнать человека в определённые рамки, связанные с уровнем самого социума.

Потом. Фельдман делит восемь рабочих уровней на четыре группы, по парам. Если речь о людях, то это Потребители (1-2), Трансляторы (3-4), Авторы (5-6) и Странники (7-8). Первые три группы образуют естественную иерархию - высшие производят инструкции и информацию, средние передают, низшие потребляют. Странники отличаются от Авторов тем, что они, достигнув вершины в выбранной иерархии, переходят на новое место, проходя заново весь путь, или создают новую иерархию на пустом месте. Фельдман пишет: "В некоторых случаях возможно произвольное перемещение - уровень 9 (отличается от движения по маршруту уровней 7 и 8). Стратегию уровней 9 мы называем "притворщик" (по названию американского фильма, где главный герой демонстрирует эту стратегию)". Короче, если выделять запредельный, девятый уровень, то это универсальный шпион, джокер, способный демонстрировать полную компетенцию даже в ранее неизвестных ему областях.

Стихия и состояние веществаСтратегияГлавное, это ...Социальные табуЦенностьОплата труда
Камень, ТвёрдоеПотребительМатериальноеНе убий - неприкосновенность телаПользаСдельная
Вода, ЖидкоеТрансляторСоциальноеНе укради - неприкосновенность собственностиДоброПовременная
Воздух, ГазообразноеАвторКультурноеНе плагиатствуй (не лжесвидетельствуй) - уважение к автору и текстуИстинаОт прибыли
Огонь, ПлазмаСтранникДуховноеНе определяй собеседника - право на выбор идентичностиГармонияПосмертная (так как здесь создаются сами критерии, в том числе критарии оплаты, и они, следовательно, ещё не готовы)


Естественно, нулевой уровень - это "пустота, вакуум", "не-бытие", "неучастие", "не вмешивайся". А девятый - "эфир". Их общая ценность - "существование".

Что касается ценностей, то Фельдман пишет: "К неосновным [ценностям] относятся, например, красота = совершенство  (3) и простота = цельность (1)". Так что можно подобрать ценности для каждого уровня, тем более, что в другом месте он пишет, что лозунг Великой французской революции - "свобода, равенство и братство", можно трактовать, как объединение пятого, второго и первого уровня (буржуа, народ, толпа) против третьего и четвёртого (аристократия и духовенство).

Тогда, допустим...

1. Братство, простота, цельность.
2. Польза, равенство, жизнь по совести.
3. Красота, совершенство, прямой путь к цели.
4. Добро, правильный порядок вещей.
5. Свобода, инициатива, темп.
6. Истина.
7. Уникальность.
8. Гармония.

Ещё один понравившийся мне пример из Фельдмана, о восприятии стихотворении Окуджавы "Святое воинство":

""Совесть, Благородство и Достоинство" - ключевые слова данного текста. Рассмотрим их особенно внимательно.
Обратим внимание на то, что каждое из трёх понятий можно толковать двумя различными способами.

Первое толкование (традиционное)

Благородство. Быть из благого, т.е. хорошего рода. Подразумевает, что есть роды благие (хорошие), роды худые (плохие, худородный - плохого рода), и есть люди вне родов, безродные. Это - жесткая сословная структура общества, феодально-ролевая. Уровень 4.

Совесть. Со-весть. Каждый сообщает вести другому. Все сообщают всё всем. Каждый поступок становится предметом обсуждения всей общины. Общинное сознание чётко отделяет "можно" от "нельзя". Уровень 2.

Достоинство. Достоин ли ты? Сколько ты стоишь? Дороже ты стоишь, чем другие, или дешевле? Это предполагает неприрывное выяснение отношений "кто дороже", непрерывное соперничество, соревнование, стремление к идеалу. Уровень 3.

Второе толкование (современное)

В наше время значения тех же понятий несколько сместились.

Благородство. Принадлежать к избранным. Для людей образованных, для людей культуры - принадлежать к авторскому сообществу. "Все они таланты, все они поэты". Уровень 6.

Достоинство. Личная храбрость и доказательство собственной ценности состоит теперь в том, чтобы проявить оригинальность, творчески подняться над авторским сообществом, нарушить его законы парадоксально. Уровень 7.

Совесть. Современный человек отвечает за свои поступки не только перед своей общиной, а перед всеми возможными общинами, как бывшими, так и будущими, то есть перед Богом и перед Космосом. Уровень 8".


К сожалению, как и большинство подобных концепций, эта по-настоящему работает только в руках своего создателя...

(продолжение следует...)
Tags: Я_Фельдман, варны, концепция, спираль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments