Вот так всегда.
Хочешь что-то умное написать, или нужное, или по делу... А потом получаешь такую вот ссылку: "Стругацкие лебеди", интервью Ервандовича, также известного как Кургинян, газете "Завтра". Ервандович в своём репертуаре, то есть работает бредогенератором. Доставляет.
Речь идёт о фантастике вообще, и о творчестве Стругацких в частности. Ервандович сразу берёт быка за рога:
"Я не очень хорошо знаю нашу научно-фантастическую литературу, но в эстетическом смысле она для меня делится на очень плохую и просто плохую. Очень плохо писал Ефремов и просто плохо писали Стругацкие. Я не могу восхищаться тем, как это сделано. Это — не моё. Я воспитан на другой литературе. Я воспитан на Томасе Манне, Уильяме Фолкнере, высокой русской и западной классике. Я — не из технократической семьи. Все мои корни, все мои личные коды — всё связано с гуманитарными науками: с филологией и литературой, поскольку это мать; и с историей, поскольку это отец. Я в этом гуманитарном котле варился и варюсь до сих пор. Моё формальное образование здесь не играет главной роли, оно вторично. Я могу от этой точки двигаться к Борхесу, или — уже с трудом — к Честертону. Но я не могу от неё двигаться в сторону братьев Стругацких. Такой путь для меня попросту закрыт. Это так и никогда не будет иначе. Можно считать это достоинством или изъяном, но к подобного рода литературе я отношусь с некоторым высокомерием".
Почему же Кургинян решил поговорить о Стругацких?
"Итак, для меня творчество братьев Стругацких — это не литературное, а социальное явление. И социальное явление огромное, совершенно не соответствующее мизерной литературной составляющей его. Моя оценка этого явления исходит из представлений о том, где было наше спасение, и где — наша погибель. Говоря «наше», я говорю, конечно, о советской цивилизации".
А я думал, об армянской!
"Внутри Советского Союза сформировались очень дорогие для меня внутренне ценности и группы, которые я называю постиндустриальными или Сверх-Модерном. В основном, конечно, это технократические, научные и другие социальные пласты, в силу абсолютизации марксизма очень отчужденные от мирового гуманитарного контекста, но очень продвинутые и состоятельные в тех проблемах, решением которых они занимались. Для меня это был несомненный актив, «золотой фонд» советского общества по состоянию, скажем, на 1985 год. Я себя к этому активу относил и его рупором в некотором отношении являлся, поскольку мой театр тогда был суперпопулярен именно в этих слоях, которые мы поднимали на революцию.
«ЗАВТРА». Вы тогда были революционером?
С.К. Да, мы хотели революции в СССР. Мы понимали, что только она может спасти советскую цивилизацию, которая должна перейти в постиндустриальный этап. Для этого нужно было очень мощное доразвитие коммунистической идеологии. И если бы мы в этом преуспели и повели за собой советский технократический актив — я уверен, мы бы жили сегодня в стране «номер один» по всем показателям: экономическим, социальным, культурным. Америка и Китай, как сейчас говорят, курили бы в сторонке.
Но для этого нужен был прорыв, возможный только в условиях революции. Революция могла быть «сверху» или «снизу» — это неважно. Либо этот актив должен был возглавлять массы и вести их на прорыв, либо его должна была подержать некая часть властной советской элиты, на что мы и рассчитывали".
...И Москву бы переименовали в Нью-Нью-Йорк, а Нью-Йорк бы назывался старой Москвой. Ну это обычный Кургиняно-бред, Ервандович просто раскачивался. Дальше пошёл жир.
"«ЗАВТРА». По-вашему, Стругацкие были культурным продуктом, специально оформленным для данного социального слоя?
С.К. Да, несомненно. И вот я, в принципе, знаю, что на Западе существовали большие интеллектуальные фабрики, которые создавали литературную продукцию, в том числе «фэнтэзи», по аналитическим запискам. Я не говорю, что всё «фэнтэзи» так писали, или что Станислав Лем так писал, но массовая, популярная «фэнтэзи» на Западе писалась, как правило, по заказу".
Вся эта популярная "фэнтези" делается на Малой Арнаутской! Еврандович раскрыл нам глаза! ...Боже, какой позор. (Да ещё и вторичный - был у Переслегина подобный бред, только про японскую разведку и аниме.)
"«ЗАВТРА». То есть в этот стог вкусного сена была напихана целая куча иголок?
С.К. Очень много, и они все, повторюсь, в принципе, известны. Известно, кто писал аналитические записки, и кто их потом творчески перерабатывал: на литературу, предназначенную для широкой массы, или для определенного контингента — это называлось «адресатом пропаганды»; что именно туда закладывалось и как это срабатывало.
Я не могу сказать, что способен реконструировать аналитические записки, по которым писали Стругацкие. Но и называть их людьми, чуждыми этой игре, я не берусь — мне так не кажется. У меня даже есть определенные основания считать, что это не так. Например, когда нужно разбирать конфликт между КОМКОН-2 и КОМКОН-5, то сразу видно, что эти номера связаны с соответствующими номерами управлений КГБ".
КОМКОН-5?! Новое слово стругацковедения! Ервандович нырнул глубоко!
...А то ведь makarovslava может повысить ставки и про КОМКОН-13 рассказать, который со сверхъестественными угрозами боролся. В "каноне" о нём почти прямым текстом сказано: "Нам разрешается прослыть невеждами, мистиками, суеверными дураками. Нам одного не простят: если мы недооценили опасность. И если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы просто не имеем права пускаться в рассуждения о молекулярных флуктациях - мы обязаны предположить, что где-то рядом объявился черт с рогами, и принять соответствующие меры, вплоть до организации производства святой воды в промышленном масштабе". Сикорский проговорился! Вот вернёт себе Слава лицензию на "Эру Водолея", и напишет: "Эра, 23 век". Про светлое экзофизическое будущее.
Возвращаемся к нашим кургинянам. Глубокий вывод о сути творческой эволюции Стругацких:
"То есть начали с коммунизма, потом повернули в сторону теории цивилизаций Тойнби, антропологов в штатском, довели это до космической спецухи, а в конце концов космическую спецуху вывернули в гностическую сторону. Это очень сложная эволюция..."
Кургинян о собственном режиссёрском опыте:
"«ЗАВТРА». И тогда вы решили поставить «Обитаемый остров»?
С.К. Всё, что я видел и представлял о контактах фантастики вообще и научной фантастики в частности со спецтематикой, оказалось уже спецреальностью, и мне захотелось поставить уже не Стругацких, а выявить в них аналитические записки, по которым это писалось. Или придумать эти записки — я ничего не утверждаю, я пытаюсь воссоздать смысловой скелет и поставить его на сцене. «Играем Стринберга» — была такая пьеса Дюрренматта. Так вот мы «Играем Стругацких».
Сидит человек за столом, передает аналитическую записку, говорит: «Напишите по ней текст». Другой человек садится и начинает писать текст, который потом начинает жить собственной жизнью. Это была попытка создания такой деконструктивной документалистики, там много открытий произошло, интересные образы создавались..."
Правда, потом он говорит, что актёры в конце концов отказались это играть, но какова идея!
Кургинян о разнице между Стругацкими и Ефремовым, с выходом на глобальный (бредо-)вывод:
"«ЗАВТРА». А с творчеством Ивана Ефремова? Это тоже «спецлитература»?
С.К. Стругацкие и Ефремов находились в сложных отношениях, которые я не могу назвать лобовым конфликтом, но всё-таки... А что порождало эту сложность? Может быть, разногласия двух спецслужбистских кланов, двух элитных групп? А что это за группы? Это противоречия двух философий, двух структур, способных к контрастному метафизическому существованию? Но это уже не уровень спецпроектов — это уровень параполитики, уровень субъектов, способных к миропоэтному целеполаганию".
Во как! Миропоэтное целеполагание на уровне парапалитики! ЗАЗАИМПЕРИЮ!
А вообще, это очень грустно. Очень. Люди, привыкшие получать инструкции и писать по инструкциям (или фантазировать о том, как они их получают, ага), не могут себе представить творчество, как таковое. В их мире не существует мыслей и мнений, есть "разногласия спецслужбистских кланов". И это всё о них.
Зато в комментах присутствует восхитительный парад из сумасшедших и дуриков, то есть целевой аудитории Ервандовича. Судя по всему, только один человек там читал Стругацких, а потому знает, что никакого "КОМКОН-5" не существовало.
P.S. А, ну да. Судя по интервью, Кургинян ещё отрицает расширение Вселенной и теорию Большого взрыва:
"С.К. Я всегда спрашивал своих оппонентов, зачем они используют термин «расширяющаяся Вселенная»? Они отвечали, что это метафора. Тогда я спрашивал, зачем они говорят, на сколько световых лет(?!) она ежегодно расширяется. Они отвечали, что это тем более метафора. А почему цифры — это тоже метафора? И что такое «край Вселенной»? Оказывается, нет никакого края... Ну-ну-ну... Тем не менее, теория «Большого Взрыва» считается серьёзной наукой, её признал Второй Ватиканский Собор, православные богословы активно занимаются её наложением на традиционный креационизм, — все включаются. То есть современные учёные утратили или же потеряли ту способность, которую имели раньше, — «не измышлять гипотез» и на этой основе порождать полноценную культуру, которую я для себя называю Сверх-Модерном. Я очень надеялся на то, что коммунизм умрёт, породив этот Сверх-Модерн. Но нет, всё произошло не так".
Никаких альтернативных теорий он, правда, не предложил. Но зато расставил точки и над физиками ("выдумывают фигню всякую") и над лириками ("пишут по заказу спецслужб"). Это Кургинян, у него и справка есть.
P.P.S. Да, на самом деле, я увидел ссылку на Кургиняна в блоге у Холмогорова. Холмогоров стебался над этой фразой: "Я понимаю, кто такой Клиффорд Саймак. Это — Ложа Плюща, довольно левая часть американской элиты".
...Надо ли говорить, что Клиффорд Саймак никогда не учился ни в одном из восьми учебных заведений Лиги Плюща? И так у него всё.