Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

"Вулканический удар"

В жизни случаются странные вещи.
Например, есть такой корейский фильм "Вулканический удар" (Volcano High, он же Hwasango). Когда-то давно я взял его в прокате, посмотрел, и он мне не понравился, кажется. Хотя пара забавных сцен там было. Ну посмотрел, забыл, и ладно.

Так вот, в конечном счёте, я посмотрел этот фильм три раза, в двух разных версиях. Так получилось. Наверное, это что-то значит.

[Я видел международную версию фильма, которая 1:47, и изначальную корейскую, которая 2:02. Есть ещё отстойная американская, которая 1:20 и с рэпперской озвучкой-саундреком, но я не мазохист.]

"Вулканический удар" - фильм про школу, комедийный боевик с элементами восточных единоборств и магии. В этом смысле, он подходит к одной из моих глобальных тем, о связи обучения, власти и насилия (1, 2).

Действие начинается с вступления, которое, надо сказать, было по-разному истолковано в каждом варианте перевода. (Английский косноязычный перевод, с Википедии: "17 years of feuding, sparked by the Great Teacher's Battle, has stripped authorities of their power, as self-indulgence, disguised as self-control, grips the student body. The schools have fallen into disarray.) Итак, прошло столько-то лет со времён Великой Войны Учителей... или с Учителями... в результате которой учителя практически утратили контроль над школами. Ученики предаются дуракавалянию, которое они называют "самоуправлением". Повсюду царит полный бардак... и это хорошо. Но есть группа учителей, которая мечтает навести порядок и вернуть учителям былую власть. Они и есть главные отрицательные персонажи.

Очевидно, что восприятие фильма во многом зависит о того, к какой возрастной группе относит себя зритель :) Хотя, надо сказать, что в фильме разница между учениками и учителями в заключается не только в возрасте или в социальном статусе - помимо этого, все учителя владеют сверхъестественными способностями, в то время как подавляющее большинство учеников их лишены, а потому полагаются на традиционное рукомашество.

Бросается в глаза политический подтекст. Школьное самоуправление, вырастающее из борьбы школьных спортивных клубов - это современная демократия, противопоставленная "ancien régime", когда школами управляли учителя. Видимо, этот смысловой слой как-то связан с историей южнокорейской борьбы с авторитаризмом, но здесь я уже выхожу за рамки своей компетентности.

Так. Главная проблема. Как называть главных героев? Я попытался разобраться в правилах транскрибирования корейских имён, мало что понял (см.). У меня выходят, что имена героев по-русски пишутся, как Ким Гюнcу, Ю Чхэи, Чан Рян (?) и Сон Ханым (??). Я понимаю, да, этот набор букв тяжело воспринимать с лёта. Ладно.

Ситуация к началу действия. Школа Volcano High. В школе есть несколько спортивных клубов, соперничающих между собой - рэгбисты, дзюдоисты, хоккеисты на траве и так далее. Самыми влиятельными среди них являются тяжелоатлеты, которых возглавляет отмороженный Чан Рян, и девушки-кендоистки, предводительницей которых является Ю Чхэи. При этом, первый ученик и самый сильный боец в школе - это Сон Ханым, умеющий управлять энергией своего тела не хуже любого учителя.

Относительная стабильность в школе сохраняется за счёт того, что директор не вмешивается в дела учеников и позволяет им самим разбираться друг с другом, а лучший боец среди учеников, Сон Ханым, демонстративно поддерживает директора. В фильме эту тему раскрывают через красивый образ - каждое утро Сон Ханым превращает в чайные листья иероглифы древних рукописей и готовит из них для Директора волшебный чай, продлевающий жизнь.

Директор - интересная фигура. В своё время он пересидел Великую Войну Учителей, и вернулся, когда всё закончилось. Теперь он царствует, но не правит. По слухам, Директор хранит в ларце Тайный Свиток, дарующий его обладателю необыкновенную силу и непревзойдённое воинское искусство. Среди учеников ходит слух, что Директор однажды передаст этот Свиток лучшему бойцу школы, т.е., скорее всего, Сон Ханыму. Эти слухи одновременно укрепляют власть Директора и поддерживают пассионарное напряжение среди учеников.

Директор и Сон Ханым представляют собой изначальную Ось Добра. Из всех героев фильма именно они ближе всего подошли к просветлению.

За зло отвечает старый завуч, заместитель Директора. Он вежливый, улыбчивый, обходительный, тщательно скрывающий свою истинную природу мерзавец. В отличии от Директора, будущий Завуч как раз принимал участие в Войне Учителей - на стороне проигравших. Теперь он хочет сместить Директора и прижать школьников к ногтю. В своих планах он опирается на качка Чан Ряна. Недалёкий Чан Рян не понимает, что его используют, и считает, что Завуч просто поддерживает его в борьбе за гегемонию среди школьных клубов.

В этот момент в школе появляется новый ученик, Ким Гюнсу. Ким Гюнсу - крашенный под блондина корейский крепыш, настоящий Иванушка-дурачок. В детстве во время грозы в него попала молния, от чего он свалился в аквариум с электрическими угрями и хорошенько подзарядился от них. Теперь он обладает практически неисчерпаемыми запасами внутренней энергии, и самим своим появлением нарушает сложившийся баланс сил.

Суть в том, Гюнсу не умеет пользоваться своими сверхъестественными способностями, и до сих пор они приносили ему одни неприятности. Его всё время задирали, он постоянно конфликтовал с другими учениками или учителями, его исключили из десятка школ, родные уже не знают, что с ним делать. "Пожалуйста, Гюнсу, научись сдерживаться, не отвечай, не дерись!" - и он пытается сдерживать свою силу, из-за чего периодически оказывается бит. Добавьте к этому его неловкость и неуместную жизнерадостность, и образ слегка отстающего в развитии подростка будет почти завершён. В общем-то, в школе Volcano High основные игроки считают Гюнсу дураком, и, одновременно, пытаются перетянуть на свою сторону - силён же!

Темь временем разворачивается спланированная Завучем интрига. Подручный Чан Ряна подменяет лечебный чай. Директор понимает, что его отравили, и в последний момент успевает остановить процессы в собственном теле, погрузившись в анабиоз. Сон Ханыма обвиняют в покушении на Директора и сажают в школьную тюрьму. Две самые опасные фигуры сняты с доски одним одним ударом. В отсутствии Ханыма, Чан Рян начинает атаку на все остальные спортивные клубы, стремясь подчинить себе школу.

Так. С точки зрения моего пантеона, Чан Рян соответствует архетипу Двуликого, бога войны. Ю Чхэи, капитан кэндоисток - Светлая. В фильме есть сцена, которую я давно хотел выложить, потому что она, как мне кажется, позволяет почувствовать дух Светлой (я понимаю, что это субъективно):



Чан Рян бьёт всех. В школьной газете появляются заголовки "Качки рвутся к власти". Чхэи собирает совет капитанов спортивных команд, чтобы заключить с ними союз против Чан Ряна. Но мальчишки всегда мальчишки - они тут же затевают свару на тему того, кто будет главным, и кому достанется Тайный Свиток, когда они неизбежно победят. Ведь предыдущий претендент, Ханым, теперь сидит в тюрьме, так пусть там и остаётся! Переговоры сорваны, разочарованная Чхэи уходит в сопровождении своих телохранительниц.

Да. Если кому интересно, простак Ким Гюнсу в моём пантеоне соответствует самому Императору, богу власти, отцу Двуликого и Светлой. В каком-то смысле, Гюнсу появился в школе, чтобы свергнуть неправедную власть и утвердить свою собственную. О связи с Громовержцем говорит и то, что сила Гюнсу связана с молнией, громом и проливным дождём.

А Сон Ханым воплощает архетип Дракона - это отец Императора, один из богов первого поколения (их больше нет). Мой любимый архетип :). Здесь надо пояснить одну вещь. Если бы "Вулканический удар" не был фильмом для детей, Директора ждала бы смерть от яда, а Ханыма - казнь по ложному обвинению. Но это детский фильм, здесь убивают только плохих учителей. Поэтому Директор и Ханым умерли в сюжетном плане: на протяжении всего действия первый так и останется в коме, а второй - в тюрьме. Они попали в "мертвятник", если вы позволите мне воспользоваться ролевым термином. В нашем мире Дракона нет, а Император - есть.

И тем не менее, пока Ханым находится в камере, у него случается яркое видение - рядом с лесной хижиной он в встречает улыбающегося Директора, и Директор передаёт ему книгу - тот самый Тайный Свиток! "Я могу дать вам крылья, но летать вы должны научиться сами", - говорит Директор и исчезает. Ханым обрёл знание, достиг просветления, оказался достоин - но уже по ту сторону реальности.

Мы остановились на том, что Чан Рян разгромил все школьные клубы. (Кроме кендоисток - дело в том, что Чан Рян безнадёжно влюблён в Чхэи.) И тут Завуч, ставший и.о. директора, приглашает в школу пятерых новых учителей - специальный отряд по наведению порядка, во главе с мистером Ма. Новые учителя страшны, как северокорейский спецназ, я бы даже сказал, что именно так и показывают северокорейский спецназ в южнокорейских фильмах. Все они настоящие фашисты, маги и мастера боевых искусств, которые мечтают прижать учеников к ногтю и вернуть учителям былую власть. Потому что порядок должен быть! Школьная администрация тут же запрещает все спортивные клубы и школьные организации. А когда офигевший Чан Рян пришёл к и.о. директора качать права, ему показали на дверь.

Чан Рян начинает борьбу за свои права - и на глазах у всей школы терпит унизительное поражение от мистера Ма, который стал новым школьным завучем. Заодно Ма избивает Ким Гунсу и блокирует его "энергетические каналы".

Гунсу посещает Хан Ыма в тюрьме, где происходит моя любимая сцена в фильме. Обожаю такое:



По сути, происходит очередная передача Свитка - на сей раз, из мира духов в мир живых, но только на невербальном, подсознательном уровне. Ханым переносит Гунсу в некую внутреннюю реальность, где он одновременно вызывает его на поединок - и вселяется в его тело. Ханым диктует каждое движение схватки, вплоть до завершающего удара - он учит Гунсу, передаёт ему свои навыки и открывает его внутренние резервы силы. Когда Гунсу стряхивает иллюзию и уходит, Ханым шепчет, отхаркивая кровь: "Теперь ты лучший". Сон Ханым больше не играет никакой роли в происходящем, настало время Ким Гунсу.

Всё готово к решающей схватке за власть над школой.

И.о. директора тем временем обнаруживает, что в ларце Директора никакого Тайного Свитка нет. Как бы то ни было, он решает использовать пустой ларец для оправдания своей власти. "Именем Тайного Свитка!" Всех учеников сгоняют в спортзал и объявляют им новую программу - пятёрка учителей-фашистов собирается использовать свои способности, чтобы промыть школьникам мозги и превратить их в покорных, "обучаемых" кукол. А начать решают с главных диссидентов, то есть с Чан Ряна и далее по списку.

И когда они начинают кипятить мозги Чан Ряну, вперёд выходит Чхэи. Раньше она уже пыталась бросить вызов учителям, когда новая училка избивала подругу и заместительницу Чхэи в клубе кендоисток. Но тогда Чхэ И хватило только на то, чтобы встать в стойку и поднять свой тренировочный меч - и учителя спокойно прошли мимо, игнорируя её. Теперь она готова драться.

Её порыва оказывается достаточно, чтобы Ким Гюнсу наконец-то решился. Он сам выходит и забирает у учителей потерявшего сознание Чан Ряна. "Как ты догадался, что ты - следующий?" - злорадствует мистер Ма. От энергетического удара Ким Гунсу вылетает на школьный стадион, где учителя берут его в оборот. Теперь они пытаются вскипятить мозги уже ему, но на них бросается очухавшийся Чан Рян. К нему присоединяется и Чхэи со своим деревянным мечом. Вся школа сбегается посмотреть на финальную схватку. Гунсу крушит одного учителя за другим, Чан Рян ломает хребет физруку, Чхэи прикрывает им спину. Но мистер Ма сильнее, чем все остальные учителя, вместе взятые. Он отправляет Чан Ряна в очередной нокаут. Настало время финальной схватки - Ким Гюнсу против Ма. "Давно пора было с тобой покончить", - радуется Ма, - "Для тебя лучше смерть, чем такая жизнь".

Финальная схватка выглядит так. Ливень, молнии, электрические разряды. Ма лупит Гюнсу всем, что у него есть. Гюнсу падает, и снова встаёт, и так раз за разом, постепенно впитывая энергию. А затем наносит один единственный удар, но со всей силы. Этого достаточно. После этого удара Ма даже умудряется подняться на ноги, чтобы умереть стоя.

Под взглядом Гюну падает замертво и.о. директора (экс-Завуч). А Гюнсу подходит к упавшему ларцу и ломает его, чтобы все видели - ларец лишь пустая оболочка, и никакого Свитка там нет. Неправедная власть повержена.

Для фанатов я вставил отрывок из финальной схватки. Она долгая! Бой с Ма начинается где-то минуты через три после начала ролика:



"Не стоит шутить со смертью".

Что ещё можно сказать по поводу этого фильма? Политический подтекст я уже упомянул, он очевиден; это даже не подтекст, а контекст. А что, если проанализировать его с точки зрения моей "классово-геополитической" концепции?

Я бы сказал, что перед нами классическая модель "третьего мира" - сначала Завуч готовит заговор против Директора, опираясь на отморозка-ученика; затем сам становится властью и начинает подавлять всю оппозицию; затем против новой власти объединяются все - Ким Гюнсу, Чхэи, Чан Рян.

[Сюжет гегемона был бы следующим, с той или иной степенью иносказательности - хорошие (слабые) ученики и хорошая школьная власть побеждают плохих-опасных. Сюжет субгегемона - учителя и главные (сильные) ученики объединяются для подавления оставшихся. Это вариант позднесоветской армии, условно говоря - негласный союз между офицерами и старослужащими для более эффективной эксплуатации солдатской массы. Соответственно, можно сказать, что у Директора не получилось удержать сюжет гегемона, а Завуч не смог создать сюжет субгегемона.]

P.S. В американской "MTV'шной" версии от сюжета оставили следующее. В волшебную школу приходят пять новых учителей, которые придумывают новые злючие правила. Ученики бастуют, поднимают восстание, мочат учителей.
Tags: Двуликий, Император, Светлая, бог войны, боги, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments