Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Герой

Иногда мне, конечно, хочется писать, ну... о чём-нибудь таком, о фигне какой-нибудь. Неважно :).

(Это я подумал, что и так всё время пишу о фигне, в этом моя фишка.)

Возьмём пост gcugreyarea.
"На мой взгляд, герой отличается от обычного человека тем, что совершает считавшееся невозможным. Все говорили "так не бывает" - а он взял и сделал".

Мой комментарий - да.
Но при этом, важное качество героя, как персонажа, заключается в том, что герой не может совершать свои подвиги, как нечто обыденное и привычное. Герой всегда "здесь и сейчас", он живёт моментом, он выкладывается по полной, и именно поэтому, глядя на него, мы понимаем, что стали свидетелями чего-то невероятного.

Я давал ссылку на клип группы "Иван Кайф" "Катится любовь", написав: тема крутости Дон Жуана раскрыта. Почему? Героическое качество Дон Жуана - его сверхъестественная способность очаровывать и соблазнять женщин. Мы так не можем, а он может. В песне это подчёркивается тем, что он уже давно стал стариком. Он танцует фламенко - вы представляете, как танцуют старики? Осторожные, выверенные движения. И всё равно, когда он проводит рукой... все женщины в толпе принадлежат ему.

Но очередная победа никогда не будет для Дон Жуана "очередной победой", он же не пикапер какой-нибудь. Когда он соблазняет женщину, он влюблён в неё, он полон страсти, он живёт этой любовью. Понимаете?

Продолжаем с текстом gcugreyarea.
"По способам же совершения невозможного я выделил четыре категории.

1. Герой физиологический - богатырь, совершающий то, что другим не под силу чисто физически. Самый древний, пожалуй, тип героя, самый простой. И вечный - от Гильгамеша до Супермена.
2. Герой психологический. Совершает подвиги за счёт свойств характера, другим не присущих. Самые частые подкатегории здесь - герой храбрости (никто не решался, а он решился), герой ума (никто не мог додуматься, а он додумался) и герой самоконтроля (все поддались искушению, а он не поддался). Но уникальные вещи можно совершать и за счёт любых других свойств характера, лишь бы они были особыми в данной среде. Включая глупость (все поступили логично, а он нет).
3. Герой обстоятельств. "Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой". Сам персонаж ничем уникальным не выделяется - он просто в уникальном месте в уникальное время. От него потребовали именно такого подвига. И он не подвёл. Вероятно, многие другие на его месте тоже бы сыграли не хуже. Но от других - не потребовали. Или потребовали, но не то.
4. Герой везения. "Халява, сэр". Ну, этих мы все знаем. К ним рояли из кустов выезжают, а к другим нет. Случайно попал в уязвимую точку на теле неуязвимого суперзлодея, случайно подслушал чьи-то важные планы, случайно забрался в новейший боевой звездолёт... Везение отличается от объективных обстоятельств тем, что никем не запланировано, не предусмотрено. Кроме злобно ухмыляющегося автора, конечно".

Я уже писал об этом: третья с четвёртой - это две стороны одной медали, "героическое невезение" и "героическое везение", которые являются проявлением воли богов. Когда Джон "Крепкий орешек" Макклейн спрашивает: "Почему это всегда происходит со мной?!" - это героическое невезение.

Я бы изменил схему следующим образом.

1. Качества, которые герой получает по факту рождения. Например, главные свойства Супермена (неуязвимость, сверхъестественная сила, способность летать и стрелять лазерами из глаз) связаны с тем, что он родился на планете Криптон. А то, что он стал хорошим человеком - это уже заслуга его приёмных родителей и его собственный выбор.

2. Качества, которые герой заработал в ходе своей жизни. Здесь в качестве примера обычно приводят Бэтмена, который стал мастером боевых искусств и великим детективом. С другой стороны, Бэтмен родился богатым. Заработать миллиард или унаследовать миллиард - это, всё-таки, разница.

3. Героическое невезение. С этим всё понятно.

4. Героическое везение. Каждый раз, когда главный гад говорит: "Я не буду тебя убивать, это слишком просто! Я свяжу тебя и брошу на верную смерть", в результате чего герой в очередной раз спасается - это героическое везение.

Это позволяет вывести чистые типы.

1. Полубог, родившийся среди смертных. Геракл совершил свой первый подвиг вскоре после рождения, когда он задушил посланную Герой змею. Конан всегда был сильнее, быстрее и выносливее своих обычных противников.
Шел высказал хорошую мысль по поводу сравнения путей мастерства и героизма. Как вообще появилась Традиция, которую передают друг другу Мастера? Создавалась ли она постепенно, опытным путём, обрастая приёмами, включая в себя находки разных поколений? Или возникла после того, как кто-то попробовал описать способ боя, используемый "очень крутым чуваком"? Сам "крутой чувак", понятное дело, об этом не задумывался; умение правильно двигаться, дышать и убивать было у него в крови.

2. Мастер, герой прокачки, человек, сделавший себя сам. Он выбрал определённый путь, долго шёл этим путём, трудился, многим пожертвовал, и, наконец, добился и достиг того, к чему стремился. Здесь стоит вспомнить пушкинского Сальери, как яркое воплощение этой идеи, пусть и в качестве отрицательного персонажа (зависть - плохое чувство).

3. Человек, обнаруживший себя перед немецким танком, с одной единственной противотанковой гранатой. Или у двери, ведущей в реакторный отсек, когда реактор пошёл в разнос и его нужно отключать вручную. Так как мы говорим о чистых типах, в подавляющем большинстве случаев такие люди становятся героями посмертно - героического везения-то у них нет.

4. Избранный, Иванушка-дурачок, персонаж, которому сверхъестественно везёт. Каждое его действие приближает победу, каждая случайность ему на руку. Любые ошибки, поражения и неудачи становятся неотъемлемой частью сотканной богами судьбы. Сюжетная броня надёжно защищает такого персонажа, хотя он сам скорее всего об этом не догадывается.

Теперь. Возьмём Фродо из "Властелина колец". По сути, учитывая наследство "Хоббита", в книге происходит столкновение двух тем - сказочной, связанной с "героическим везением" (что бы не случилось, у героев неизбежно всё получится, и орлы прилетят), и реалистичной, опирающейся на "героическое невезение" (ты не самый сильный, умный или отважный, но ты должен это сделать, потому что больше некому - и да, это, скорее всего, билет в один конец). На заднем плане, при этом, остаются заявленные врождённые качества - например, способность хоббитов сопротивляться чарам Кольца. Они никак не "заслужили" эту особенность, она у них просто есть.

Вообще, с моей точки зрения, тема сверхъестественного, сказочного везения актуальна именно для европейской (в том числе, русской) культуры. Собственно, всё очевидно - последовательность самых невероятных событий является всего-лишь проявлением Божьего промысла. В замысле Творца всегда было место и для Фродо, и для Голлума - "А ты, Мелькор, увидишь, что нет темы, истоки коей не лежали бы во Мне, равно как никто не может изменить музыки мне назло. Ибо тот, кто попытается сделать это, окажется лишь Моим инструментом в создании вещей более дивных, чем он сам мог бы представить себе".

Отсюда, на самом деле, моя шутка про хоббитов - я сменил западную тематику на восточную, ну а Восток верит в прокачку. Эти хоббиты, хоббиты-ниндзя, всю жизнь готовились к своей миссии - и их теперь не сможет остановить ни Саурон, ни Саруман, ни ниндзя-ренегат Голлум.

А, да, и в стиле gcugreyarea стоило бы вывести матрицу 2х2.
Здесь будут следующие оси:
Сказочное (врождённые качества, сверхъестественное везение) и реалистичное (долгое обучение, вынужденное самопожертвование).
Связанное с человеком (врожденные и усвоенные качества) и связанное с судьбой/богами (везение и невезение).

Наконец, я бы расставил перечисленные чистые типы по варнам. Шудра (невезение) - вайшья (работа) - кшатрий (наследство) - брахман (судьба).

То есть, в четыре воплощения это выглядит так.
Человек сделал то, что от него требовалось - лёг на амбразуру. В нём не было ничего особенного, скорее всего, он даже не успел по-настоящему прожить свою жизнь и чего-то достичь, но в тот момент он поступил единственным верным образом. И одним этим привлёк внимание богов и изменил свою карму.
В следующей жизни ему дают возможность набирать очки и улучшать свою карму. Человек тратит ресурсы на своё развитие, он выходит на новый уровень. Может быть, в этом воплощении у него не будет возможности применить свои способности, это неважно; главное, что он достиг мастерства.
В третьей жизни он уже рождается особенным; он герой, пришедший в мир для подвигов и побед. Ему не нужно учиться многим вещам - он сумел заработать их в предыдущем воплощении. Этот персонаж однажды уже проходил игру, а теперь снова попал на первый уровень, но сумел сохранить все перки и экспу.
В четвёртой жизни он с самого начала является Избранным. Пусть у него ничего нет, но его рождение не случайно, в нём живёт душа великого героя, и боги держат его судьбу в своих руках. (Вспоминаю мультсериал "Аватар"...) Это его последнее человеческое воплощение, дальше только Небо.
Tags: варны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments