Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Астерикс и Обеликс

Что касается Астерикса и Обеликса.

Хотя бы фильмы да видели, так что, наверное, в курсе. Условный 1 век до нашей эры, последняя непокорённая Цезарем гальская деревушка - а всё благодаря местному друиду, который готовит для своих соплеменников снадобье, наделяющее человека невероятной силой и скоростью. И два главных героя - ловкий коротышка Астерикс и простодушный силач Обеликс, которому даже снадобье пить не надо, потому что он в детстве свалился в котёл со снадобьем и теперь голыми руками камни крушит. (Как образ, Обеликс является своеобразным потомком Портоса, так что неудивительно, что обоих в разное время играл Депардье.)

На самом деле, это старый добрый французский комикс, а подобные комиксы - это отдельная тема. (Я имею в виду старые и детские, хотя бы по отрисовке... взять, хотя бы, франко-бельгийских "Смурфов". Там бездны! Про взрослые французские комиксы я молчу.)

Наверное, для экономии времени, проще сразу двинуться к выводам :). Но я начал читать Астерикса и Обеликса много лет назад, на английском языке, естественно. А не так давно я получил возможность ознакомиться со всем сериалом. И что я хогу сказать... "Усадьба богов" (The Mansions of the Gods/Le Domaine des dieux)! Это лучшая вещь во всём цикле! Пять звёзд! Про неё надо отдельный пост писать!

...Знаете, я как-то хотел посмотреть всего Затойчи, но не посмотрел. Но посмотрел "Затойчи и фестиваль огня", а это самое главное. На imdb, кажется, кто-то написал, что "Затойчи и фестиваль огня" - это 9/10 как самурайский фильм, и 11/10 как фильм о Затойчи. "Усадьба богов" - это одиннадцать из десяти.

Да, в какой-то момент автор эти историй умер, а художник продолжил без него :(. Убедительно доказав, что в комиксах сценарист играет первую скрипку. Там где раньше речь шла о политике и культуре, начались какие-то дурацкие приключения в стиле диснеевских воскресных мультиков. "Нижним пиком" - arishai познакомила меня с этим выражением, процитировав его как пример того, как нельзя говорить :-D - стала одна из последних книг, в которой храбрые галлы закорешились с обитателями планеты Дисней и вступили в борьбу с агрессивными пришельцами с гадкой планеты Манга. ("Наши добрые мультики против японских злых мультиков", в лучших традициях советской пропаганды.) Тут даже сказать ничего нельзя, только вилкой себе глаз выколоть.

Хотя, конечно, забавно представить, как выглядел бы этот комикс, будь он японским комиксом. Небось, там было бы не меньше сорока томов мочилова и прокачки!

Ладно, ближе к делу. Выводы.

Это комикс для мальчиков, в конечном счёте, комедия для мальчиков. Все проблемы так или иначе разрешаются насилием ("...а потом пришли Астерикс и Обеликс и всех отмудохали"). Значительная часть юмора строится на насилии ("...а потом пришли Астерикс и Обеликс и всех отмудохали"). Галлы отмечают национальные праздники, избивая римских солдат. В честь дня рождения Обеликса галлы ловят римских солдат и дают Обеликсу их избить до состояния нестояния. Насилие подчёркивается. Вот римский стражник видит Обеликса. Он уже знает, кто это такой. Он испуганно вжимается в стену. Он боится боли. Обеликс зло смотрит на него. А затем всё равно бьёт - чтобы знал, гнида, своё место! И нарисовано это так, что это дико смешно :).

Это невероятно националистический комикс. Я встречал мнение, что это пародия на французский национализм, но нет; это и есть национальный миф, как он есть. Наши предки были галлами, светловолосыми и голубоглазыми... римляне покорили Галлию, но не всю... мы - потомки свободных! Каждый раз, когда в комиксе упоминается какое-нибудь античный населённый пункт, в сноске даётся его современное французское название. Это наша земля, мы всегда жили здесь, каждому камню здесь не меньше двух тысяч лет, и так далее. Постоянно подчёркивается единство французской земли, от Массалии (Марселя) до Арморики (Бретани).

Наконец, тема Империи. Галлия - это хорошо. Но Римская Империя - это нечто большее. Постоянно подчёркивается, что такое Империя - дороги, придорожные мотели, многоэтажные дома и "супер-рынки", амфитеатры со стоянками для колесниц, бизнес, транспорт и производство. Масштабные проекты. Единые стандарты. Империя объединяет в одно целое галлов и греков, британцев и египтян, германцев и испанцев. Империя в комиксе выражает мечту о европейской интеграции.

И во главе Империи стоит Юлий Цезарь. Авторы комиксы довольно быстро пришли к выводу, что Цезарь не должен быть смешным. Все остальные персонажи являются комичными, но Цезарь в комиксе изображён абсолютно серьёзно - как великий человек и великий правитель. (Несмотря на любовь говорить о себе в третьем лице и прочие закидоны.) В одном эпизоде персонажей послали украсть у Цезаря его лавровый венок. Они приезжают в Рим, подходят ко дворцу, и Обеликс говорит: "Проблемы нет, заходим, избиваем всех, забираем венок". А Астерикс его осаживает: "Ты что! Там же личная гвардия Цезаря! Это далеко не те римские солдаты, которых мы привыкли видеть у себя в Галлии. Снадобье друида делает нас суперсильными, но не бессмертными. Если мы туда ворвёмся, нас покрошат!"

Астерикс понимает, что элитные войска Цезаря смогут их победить несмотря на снадобье. С точки зрения правил комикса, это задаёт какой-то запредельный уровень крутости - в исполнении обычных смертных, за счёт одной лишь боевой выучки! [Охрана Цезаря - сплошь гоплиты, надо понимать.]

Этим вводится дополнительное сюжетное измерение. Астерикс и Обеликс выступают против римлян, но не против Цезаря. Римские солдаты - бездарные трусы, лентяи и алкаши. Римские начальники - воры, развратники и вырожденцы. Но Цезарь - безупречен, и он положительный персонаж. Каждый раз в конфликте Цезаря с римской элитой галлы поддерживают Цезаря.

Слабые поддерживают Главного против Сильных - это структура гегемона, просто не с точки зрения самого гегемона.

В какой-то момент в комиксе это идёт прямым текстом. Цезарь посылает своего человека проверить состояние финансовых дел в провинции. Проворовавшаяся местная власть травит ревизора. Местный слуга тут же везёт ревизора в деревню к галлам - в единственное надёжное место, потому что римским врачам веры нет. Дальше друид пытается вылечить ревизора, отправив Астерикса и Обеликса за ингредиентами противоядия. Вся деревня становится на защиту посланника Цезаря, и хотя формально они объявляют его своим заложником, на самом деле называют его гостем и другом.
------------------------

Ну и да. Каждый комикс начинается с представления главных действующих лиц. Нам показывают Астерикса, Обеликса, друида, вождя и барда. Это, не больше и не меньше, срез сословной структуры показанного в комиксе общества. Друиды, барды, вожди, воины, народ. Характерно разделение на сословие вождей-князей и простых воинов, в рамках, казалось бы, единой варны кшатриев. (Вождя галлов постоянно носят на щите его люди - подобно индийским раджпутам, которые передвигались только верхом или в паланкинах, встать на сырую землю для него означает уронить свою честь. Естественно, поле бое является исключением.)

Думаю, не надо обосновывать, что Астерикс из варны кшатриев, а Обеликс - вайшья? Правда, с этим связана дополнительная ирония - существует комикс, где приводится родословная потомков Обеликса. Так вот, он, простой деревенский камнетёс, положил начало славному роду Обелишей - воинов, рыцарей и полководцев. Я бы сказал, что это показывает, какое воздействие великое переселение народов оказало на традиционную структуру дохристианского европейского общества :).
Tags: варны, геополитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments