Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Пост-праздничное, но столь же неосмысленное - о самолётиках

Знаете, я тут копался в своих листочках-набросках-заметках-конспектах-черновиках, нашёл довольно забавную последовательность каракуль, при помощи которых я пытался придумать систему для описания боевых единиц воздушной войны. То, что человек рисует для отдыха мозга, многое о нём говорит, да :). Я бы это даже отсканировал, но слишком много мороки.

При этом, я знаю, как это надо делать правильно.

Перебрать все самые известные и классические образцы военных самолётов. Это просто и очевидно.

Обозначить временные рамки. От зарождения военной авиации в ходе Первой мировой (на самом деле, чуть раньше, но не в этом суть), и вплоть до её "неизбежной" будущей смерти, когда в результате постепенной трансформации поля боя её функции возьмут на себя беспилотники, ракеты и спутники. Независимо от того, реализуется ли подобный вариант, мы способны его представить и потому обязаны учитывать. На получившейся у нас шкале можно обозначить основные этапы - изобретение радара, изобретение реактивного двигателя, изобретение ракет. Пять поколений реактивных истребителей, четыре (или сколько?) поколений поршневых истребителей, тактические роли и их эволюция, Авраам породил Исаака, Исаак породил Иакова, всё-такое.

Потом (это уже сложнее) надо учесть все существовавшие концепции войны в воздухе, тактические и стратегические, в том числе те, которые не оправдались и не реализовались. Допустим, были американские сторонники доктрины Дуэ, надо проследить их влияние на создание американских стратегических бомбардировщиков и "воздушных крейсеров" (YB-40 и XB-41). Не забыть про идеи Северского, и их послевоенное развитие, когда он писал о грядущей битве двух воздушных флотилий над Северным полюсом, уже с использованием средств РЭБ и прочего.

Вставить в уравнение английские идеи насчёт истребителя с башней. От какого-нибудь F.E.2 и логичного "Бристоля", и вплоть до таких самолётов, как Defiant и B-25 Roc. (Между прочим, Артур Кларк эту идею отстаивал и в 1945 году, но уже с пушками, стреляющими реактивными снарядами.)

Вставить в уравнение немецкую концепцию шнелльбомбера, бомбардировщика настолько быстрого, что ему не нужно оборонительное вооружение; и её английское развитие, приведшее к появлению знаменитого "Москито".

Раскопать, откуда вообще взялся "стэлс", как американцы это видели и что хотели получить.

Надо учесть и [бредовые] идеи, изложенные в военной фантастике ближнего прицела, вроде "Первого удара" Шпанова, и вплоть до дорогого моему сердцу Дэйла Брауна с его "Мегакрепостью".

И, конечно, всё время помнить, что есть ещё военно-морская авиация, а флот всё делает по-своему. Потому что он Флот.

Короче, всё это было бы хорошо, но находится за пределами моих возможностей.

Так что я просто рисовал разные загогулины, таблицы и списки моих любимых названий военной техники. По принципу "линкор, быстрый линкор, линейный крейсер, сверхкрейсер, тяжёлый крейсер, рейдер, броненосец береговой обороны..."

На одной странице я решил отталкиваться от триалектики, привет Переслегину. Допустим, существует диалектическое противоречие между истребителями и бомбардировщиками, а третьим звеном являются носители "информационной" компоненты воздушной войны. Таким образом, у нас есть три центра притяжения, и связи между ними... Правда, самолёты-разведчики появились первыми, как развитие идеи наблюдательных аэростатов, а потом уже за ними последовали бомбардировщики и истребители.

Потом я изобразил квадрат, примерно такой. Одна сторона квадрата была связана с идеей истребителя, примыкающая к ней сторона обозначала идею бомбардировщика, противоположный угол с минимальным влиянием обеих идей служил пристанищем чистого разведчика.

Потом я вспомнил свои шизофреничные комменты к своему же посту, и нарисовал более сложный квадрат, с четырьмя "центрами притяжения". - Воздух (информационный аспект), Огонь (боевой), Земля (ударный, "воздух-земля") и Вода (скоростной/манёвренный). В таком духе: ударно-боевой (бомбардировщик), ударный (штурмовик), ударно-информационный (артиллерийский корректировщик), боевой (быстрый бомбардировщик), боевой и скоростной (истребитель)...

Всё равно выходила какая-то фигня. Может, стоило связать Землю с грузоподъёмностью..? Транспортная функция, четвёртый элемент?

На очередном листке я решил не выпендриваться и опереться на китайские триграммы, всё равно ведь фигню выдумываю. Надо сказать, этот подход хоть к чему-то да привёл.

Я сразу сформулировал три оппозиции, которые определяют природу боевого самолёта. Во-первых, это характер целей - воздушный или наземный (подводные лодки оказываются частным случаем наземных целей, тут уж ничего не поделаешь).

Во-вторых - скорость, является ли она для этого самолёта важным фактором, или нет. Понятно, что речь не об абсолютных величинах, а об относительных - самолёт является быстрым или медленным по меркам своей эпохи. Например, в наше время "быстрый" военный самолёт является сверхзвуковым.

В-третьих - дальнодействие, рассчитан ли данный самолёт на ближний или на дальний бой. Это уже характеризует его основное оружие. Изначально речь шла о разнице между пулемётами и пушками/бомбами, затем о разнице между пушками и ракетами, сейчас уже о разнице между ракетами малой дальности и ракетами средней и большой дальности.

Это даёт нам восемь типов.

1. Наземный, медленный, ближний - штурмовик (от Ил-2 до Ил-102; Су-25, A-10, а также американские ганшипы.)

2. Наземный, медленный, дальний - тяжёлый бомбардировщик (Ту-95, B-52, B-2).

3. Наземный, быстрый, ближний - фронтовой бомбардировщик, истребитель-бомбардировщик. В английских ВВС эта ниша называлась interdictor - самолёт, способный войти во воздушное пространство противника и уничтожить точечную цель (Википедия в качестве примеров предлагает Су-24, F-111, TSR-2, Tornado IDS; Су-34, наверное, тоже подходит). Здесь также будут специализированные самолёты - убийцы радаров и пусковых установок ПВО.

4. Наземный, быстрый, дальний - сверхзвуковой бомбардировщик (Т-4, Ту-160, XB-70, B-1).

5. Воздушный, медленный, ближний - истребитель Второй мировой :). Охотник на вертолёты (ARES).

[А что? Я упоминал, что один из моих любимых психов - инженер Кренев. Правда, новые статьи у него выходили редко (да метко), а сейчас и вовсе перестали появляться. Так вот, в заметке "О самолёте Ил-2" он писал: "Возможно также "реанимация" истребителя класса Второй мировой. Для уничтожения крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов вначале войны. Чтобы не раскрывать свое наземное ПВО, нужен дешевый, массовый, дозвуковой - относительно тихоходный (крейсерская скорость - 860 км/час) и способный взлетать с коротким пробегом с грунтовых аэродромов истребитель...". Правда, он потом пишет о дальнобойных ракетах.]

6. Воздушный, медленный, дальний - воздушный крейсер, летающий комплекс ПВО. Похоже, что впервые эта идея родилась в виде концепции тяжёлого истребителя сопровождения, утыканного дальнобойными крупнокалиберными пулемётами и мелкокалиберными пушками. Ну а после появления самонаводящихся ракет "воздух-воздух" большой дальности неизбежно должна была возникнуть концепция самолёта, который будет не более чем пусковой установкой для этих ракет (F6D Missileer).

7. Воздушный, быстрый, ближний - классический истребитель (МиГ-29, Cу-27, F-15, F-16).

8. Воздушный, быстрый, дальний - перехватчик (МиГ-25, МиГ-31, F-106, XF-108, YF-12, Tornado ADV).

Ну что? На первый взгляд, даже неплохо. Пять типов вполне актуальны, один чуть более специфичен (интердиктор; эту функцию всё чаще берут на себя истребители), два сомнительны (убийца вертолётов и летающая платформа для ракет "воздух-воздух").

Плюс, эта схема позволяет обыгрывать дорогую моему сердцу информационную компоненту современной войны, если приравнять непосредственное физическое уничтожение к другим видам воздействия. Например, "сомнительный" медленный-дальнобойный-противовоздушный самолёт в таком случае превращается в самолёт ДРЛО - он же с воздушными целями работает. Штурмовик становится корректировщиком, который наводит на цель артиллерию и авиацию, что, опять же, логично - достаточно вспомнить Ил-40К (корректировщик) и OA-10.

Теперь, давайте наложим эту схему на какие-нибудь классические дилетантские рассуждения, вроде постинга telsergо составе перспективных ВВС.

...7 из 8. По-моему, неплохо, а? У него даже нашлось место для охотника на вертолёты: "Учебно-боевой субзвуковой самолет. Задача: подготовка летчиков к освоению боевых ЛА и сохранение навыков, штурмовка и ограниченные возможности по борьбе с воздушными целями, способность действовать с грунтовых аэродромов". Правда, у него отсутствует дозвуковой тяжёлый бомбовоз (удары по земле наносит всё тот же летающий крейсер), в то время как интердиктор взял на себя и функции истребителя.

Если рассматривать получившуюся схему с точки зрения Багуа, то активными, "мужскими" чертами для самолёта являются скорость, дальнодействие и способность эффективно поражать воздушные цели. Хотя с таким же успехом можно сказать, что как раз готовность сходится с противником в ближнем бою является мужской, активной чертой, а стремление расстреливать его с безопасного расстояния - пассивной и женской. Хех, интуиция мне подсказывает, что стоит остановится именно на этой версии.

В таком случае, Небо () - это истребитель, а Земля () - бомбардировщик. Всё остальное зависит от выбранной нами последовательности признаков. Допустим, это "тип цели - скорость - дистанция боя". Тогда...

Гора () - это летающий комплекс ПВО.

Вода () - сверхзвуковой бомбардировщик.

Гром () - штурмовик.

Озеро () - интердиктор. Можно вспомнить, что эта триграмма также может обозначать впадину или лощину (летим к цели по каньону, прижимаясь к земле!), и смириться с этим.

Огонь () - охотник на вертолёты, поршневый истребитель. Это просто плохо, но тут уже ничего не поделаешь.

Ветер () - перехватчик.

Конечно, можно выбрать любые другие значения. (Если дальнодействие - мужская черта, то Небо - это перехватчик, а Земля - штурмовик, и т.д.) Тут уж решайте сами. Я так и не нашёл варианта, который устраивал бы меня на все сто процентов.

Ну и наконец, представим себе, что эта система начала отмирать. Помните, с чего я начал? Ракеты, беспилотники и спутники. Разведывательные функции возьмут на себя спутники и беспилотники, удары по вражеским объектом будут наносить беспилотники и ракеты, а сбивать их будут те же ракеты, беспилотники... и может быть даже спутники. Стоит процитировать слова Генри Каттнера о том, что старость - это стирание различий: "Чем старше антропоморфное существо, тем менее заметны различия. Ты обращал внимание на бесполость стариков? Разумеется, они умирают, прежде чем это зайдет слишком далеко. Стирается граница... [между мужчиной и женщиной], потом между человеком и животным, а затем между животным и растением. В конце концов остаётся только однородная чувствующая масса" ("Привет от автора").

Что у нас исчезнет первым? Я бы сказал, что разделение на работу по наземным и воздушным целям. В конце концов, вся разница в том, какие ракеты приходится подвешивать к крыльям.

Тогда у нас остаётся всего четыре типа боевых самолётов:

1. Тяжёлый и медленный самолёт, главным качеством которого является его грузоподъёмность. Настоящая "летающая крепость". Может нести много крылатых ракет или очень много ракет "воздух-воздух", в том или ином сочетании.

2. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, способный также нести ракеты "воздух-воздух". Главное качество - скорость. Соответствует гипотетическому "региональному" варианту бомбардировщика B-1, B-1R.

3. Многофункциональный истребитель, способный бороться за господство в воздухе и наносить высокоточные удары по ценным вражеским объектам. Главное качество - способность выйти победителем из боя с сопоставимым противником (будь то вражеский истребитель или комплекс ПВО). Близок к Основному Боевому Истребителю (с).

4. Штурмовик, он же убийца вертолётов, беспилотников и медленных крылатых ракет. Главное качество - дешевизна и неприхотливость.

Потом умрёт разница между дальним и ближним боём. Опять же, это же те же ракеты. Останется два основных типа - быстрый и тяжёлый, каждый из которых сможет выполнять почти весь спектр тактических задач. Например, тяжёлый сможет сбивать вражеские самолёты, наносить удары по наземным целям, работать летающим командным центром и запускать беспилотники, которые будут очищать воздушное пространство от разной неприятной мелочи и оказывать непосредственную поддержку войскам на поле боя.

А потом, да, не будет ничего, кроме ракет, беспилотников и космической группировки. И людей тоже не будет, останется одна "чувствующая масса".
Tags: самолётики, технотриллер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment