Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

"Каникулы Петрова и Васечкина", вторая серия

Стоит написать про одно, и сразу же хочется написать про совсем другое :). Ну раз уж взялся...! Эх.

Я вспомнил про мой любимый в детстве фильм, "Каникулы Петрова и Васечкина".

Я хотел про него написать. Но это было давно.

Знаете, есть одна тема, из тех, которые меня всегда волновали - перевод смыслов.
Как можно передать смысл? Объяснить культурный контекст человеку, который с ним не знаком?


Хех.
Ну скажу хотя бы пару слов о второй серии ("Рыцарь"), она попроще.

Вводные слова для проекта "Каникулы Петрова и Васечкина" в целом (это я как бы объясняю гипотетическому американцу). С точки зрения подобных произведений советской массовой культуры, коммунизм как бы уже построен. На самом деле коммунизма нет, но все делают вид, что он есть. Если уж мы говорим о фильмах, рассчитанных на детей, то им можно приписать следующую позицию: дорогие дети, коммунизм ещё не построен, но это взрослые проблемы ваших родителей, которые вас не касаются; вы-то можете считать, что живёте при коммунизме, так как к тому времени, когда вы станете взрослыми, он уже будет построен. Так говорил дедушка Ленин. "Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрёт. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество". Ведь Ленин никогда не ошибался.

Таким образом, детям предстоял плавный переход от наивных детский фантазий о коммунизме к полноценной жизни в реальном коммунистическом обществе.

Из этого вытекало следующее. Бытие определяет сознание, поэтому взрослым людям, живущим при коммунизме, как и коммунистическому обществу в целом, чужды сюжеты, зародившиеся в условиях классового общества, социального неравенства и эксплуатации человека человеком. Но они продолжают оставаться актуальными для детей-подростков и для их микросоциумов, ибо развитие личности повторяет развитие общества. Именно подросткам достаются сюжеты про рыцарей, мушкетёров и пиратов, а с ними и Шекспир, Сервантес, да Пушкин с Гоголем. Потому что лишь в подростковой среде эти сюжеты по-прежнему могут воспроизводится. [Отсюда пролог "Трудно быть богом" - Пашка и Антон в детстве играют в арканарско-ируканских дворян, поэтому впоследствии способны сыграть эту роль уже по-настоящему.]

...Итак, первая серия "Каникул Петрова и Васечкина" пересказывает на подростковом материале базовый русский сюжет ("Ревизор"), а вторая - базовый европейский ("Дон-Кихот", рыцарский миф). Васечкина-Хлестакова все принимают за опасного хулигана, и только он знает, что это не так; Васечкин-Дон-Кихот считает себя благородным рыцарем, но все остальные видят в нём всего-лишь Васечкина. Отечественное здесь сравнивается с общемировым, в той степени, в какой европейское всегда считалось универсальным.

Во второй серии ("если ты подашься в рыцари, то окажешься в милиции!"), интерес представляет то, как из пародии прорастает изначальный сюжет.

С точки зрения символов, у нас есть следующее.

Инна Андреевна - Вечная Женственность, Небесная Царица, которая посвящает Васечкина в рыцари.
Маша Старцева - Прекрасная Дама, земное воплощение Вечной Женственности. Ради неё рыцари совершают свои подвиги.
Французские альпинисты, парящие между небом и землёй - ангелы.
Французский язык (как иностранный, европейский язык) - язык ангелов. Инна Андреевна говорит на нём свободно (она учительница французского), Маша его понимает и на нём разговаривает. Петров и Васечкин, два раздолбая, говорят на нём с трудом, понять его не способны, но могут наслаждаться его звучанием. Женщины, очевидно, ближе к небу, чем мужчины...

Кончается фильм апофеозом - все герои встречаются в лагере французских альпинистов и поют песню о "Рыцарях без страха и упрёка".

Помимо этого, в фильме предлагается трактовка универсального подросткового мифа, в двух гендерно-специфических вариантах.

В фантазиях Васечкина, он участвует в дуэли с хулиганом-Гусём из-за Маши. Гусь смертельно ранит его и пытается похитить Машу, но Васечкин, как бы из последних сил, убивает Гуся. Васечкин красиво умирает, лучший друг (Петров) и любимая женщина рыдают над ним. Надо полагать, Васечкин успевает поручить Петрову заботу о Маше и оставить её ему...

В фантазиях Маши, Васечкин опять же собирается стреляться с Гусём. (И то, я думаю, это была уступка внутренним и внешним цензорам - на самом деле, в фантазиях Маши, Васечкин должен был бы стреляться с Петровым!) Маша пытается их разнять и трагически гибнет. Пока она красиво умирает, над ней склоняются рыдающие Гусь с Васечкиным, и она из последних сил успевает их помирить и заставить поклясться в вечной дружбе. Надо полагать, теперь они всю жизнь будут о ней помнить и страдать.

В "отечественной" части "Каникул" всё гораздо суровей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments