Top.Mail.Ru
? ?
Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Страна Оз [Apr. 19th, 2012|08:24 am]
Григорий
[Tags|, , ]

Часть 1.

...Так вот, я решил придумать собственную конспирологическую трактовку "Волшебника страны Оз". Не книжки, фильма.

Фильм выходит на экраны в августе 1939 года, съёмки начались в октябре 1938-го. Умным людям тогда уже всё было понятно.

В фильме у нас есть Злобная Ведьма Запада (в книге Волкова - Бастинда), которая стремится захватить власть над волшебной страной Оз, шантажирует жителей Изумрудного города и пишет в небе "Сдавайся, Дороти!"



У Злобной Ведьмы есть полчища Летучих Обезьян, готовых в любой момент подняться в воздух и исполнить любой её приказ.

Злобной Ведьме служат грозные Мигуны - натуральные гоблины. Я бы сказал "орки", но "Властелин колец" тогда ещё не был написан, только "Хоббит".

Кавайный гоблино-мальчик в форме Ведьминых Мигунов и Летучая Обезьяна:



Мигуны в фильме:





(Классический момент, герои вырубают солдат противника и переодеваются в их форму. Уверен, это было штампом даже в 1939 году.)

Короче, Злобная Ведьма Запада - это Гитлер!

А троица друзей Дороти - это гипотетическая (на тот момент) антигитлеровская коалиция. У каждого из них есть слабость, которую он должен преодолеть.

Лев символизирует Англию, шире - старые европейские страны и их элиту. Достаточно вспомнить знаменитую сцену из фильма, в которой Лев примеряет на себя мантию и корону. Проблема Льва в том, что он труслив - это намёк на политику умиротворения, если не открытой поддержки Гитлера в тридцатые годы.

Страшила - это США. Безмоглый ("тупой") американец, который предпочитает сидеть на шесте и не во что не вмешиваться, пока вороны разоряют его огород. Его проблема в том, что он не способен осознать сложившуюся в мире ситуацию, а потому не хочет лезть "в очередной европейский конфликт".

Железный Дровосек, покрытый жестью пролетарий - это СССР. По своей природе он чувствителен и сентиментален ("загадочная русская душа"), но его проблема - в жестокости и бессердечности сталинского режима. Вдобавок, он не может действовать один и нуждается во внешней помощи - Дороти и Страшила должны регулярно смазывать его маслом из маслёнки ("лендлиз"), иначе он снова заржавеет.

Волшебник говорит им, что если они одолеют Злобную Ведьму Запада, каждый из них получит то, что ищет. Лев будет считаться храбрым (потому что принял бой), Дровосек - добрым (потому что победил зло), Страшила - мудрым (потому что сделал правильный выбор).

Изумрудный город, "сияющий город на холме" - это и есть европейская цивилизация, как таковая. Волшебник - загадочный персонаж, обозначающий нечто мистическое, некую тайную власть. По сути, он говорит героям - да, всё это время я управлял Изумрудным городом, но сейчас я ничем не могу вам помочь, у меня в запасе остались только дешёвые шарлатанские трюки. Скоро я уйду, и тогда вам придётся брать власть в свои руки и править городом без меня.

Так и происходит. Победа над ведьмой становится концом детства для населения волшебной страны. Больше никаких всеведущих и загадочных волшебников - Великий Оз возносится в небо на воздушном шаре. Своим преемником Волшебник назначает Страшилу (кого же ещё?), "за его выдающийся интеллект".

Что у нас получилось? Мировая война неизбежно приведёт к роспуску тайного центра, который долгое время управлял европейской цивилизацией, так как он всё равно утратил способность влиять на мировые события. Власть, на сей раз явная, перейдёт к США, которые будут опираться на своих союзников по антигитлеровской коалиции - СССР и Британскую империю. Это, если хотите, американский план.

Девочка Дороти символизирует самого зрителя, ведь именно ей мы должны сопереживать по ходу действия. То есть это люди, как таковые, простой народ. Друзей у неё трое, а она одна, потому что на самом-то деле все люди похожи. И хотят они одного и того же - вернуться домой, к нормальной жизни. Именно простой народ, в конечном счёте, побеждает Злую Ведьму.

Если война со Злобной Ведьмой Запада - это грядущая Вторая мировая, то победа над Злобной Ведьмой Востока (у Волкова её звали Гингемой), очевидно, связана с Первой мировой. Она происходит до основных событий - Дороти уничтожает первую ведьму самим своим появлением на сцене. Узнав об этом, карлики-Жевуны (Манчкины) радуются как дети, на которых они похожи:

"Then this is a day of independence for all the munchkins
And their descendants
Yes, let the joyous news be spread
The wicked old witch at last is dead!
...
She's gone where the goblins go,
Below - Below - Below"

"Это день станет днём независимости
Для всех Жевунов и их потомков.
Разнесите повсюду радостную весть -
Ненавистная старая ведьма наконец-то сдохла!
...
Она отправилась туда, куда рано или поздно попадают все гоблины -
Вниз-вниз-вниз
!"

Воистину, это была война, чтобы покончить со всеми войнами. Но почти сразу же оказалось, что у ведьмы есть сестра, похожая на неё, как две капли воды - фильм не проговаривает это прямым текстом, но намекает, что Ведьма Востока и Ведьма Запада были близнецами.

К этому ещё можно привязать символику рубиновых туфелек (в книге это были серебряные башмачки). Туфельки принадлежали старой ведьме, о них мечтала Злобная Ведьма Запада, но достались они Дороти, и теперь Злобная Ведьма хочет их отобрать. Туфельки, таким образом, оказываются символом власти. А Злобная Ведьма Востока - это не только кайзеровская Германия, но и весь старый порядок (построенный на легитимности монархов), который окончательно похоронила Первая мировая. С тех самых пор источником власти является одна лишь воля народа, и это исключительное право Дороти на туфельки признают все члены Большой Тройки, даже Лев. "А Баба-Яга против" - Ведьма-Гитлер и её команда пытаются сконструировать новую систему легитимности, построенную на господстве харизматичных вождей.

[Как выяснилось, получить туфельки можно только после смерти предыдущего владельца, поэтому Ведьма хочет погубить Дороти, а целью Гитлера является окончательное уничтожение демократии, не больше и не меньше.]

Правда, я не могу сказать, какую роль играет Добрая Ведьма Глинда (в фильме она работает за двоих, и за Юг, и за Север). Это довольно странный персонаж, похожий на пьяную Марлен Дитрих. Она одновременно слишком весёлая и слишком бессмысленная. С самого начала она ошарашивает Дороти вопросом: "Ты добрая ведьма или злобная?" "Я думала, все ведьмы злые", - удивляется Дороти. "Нет", - радостно отвечает Глинда, - "Злыми бывают только некрасивые ведьмы!"

Ладно, если я заявляю, что Дороти - это народ и власть народа, старая ведьма - власть потомственных монархов, новая ведьма - фашизм и вождизм, то Глинда - это какой-то оставшийся властный принцип, который на словах называет себя союзником свободы, но не особо ей помогает. (Хотя всё-таки помогает - Глинда спасает Дороти на маковом поле.)

Вся эта конспирология позволяет под интересным углом взглянуть на творчество Волкова. Во-первых, очевидно, что в СССР были люди, связанные с теми же кругами, что и создатели фильма. Они делали ставку на союз с Англией и США и последующую интеграцию Советского Союза в мировое сообщество. Поэтому в том же 39 году Александр Волков издаёт свой авторизированный перевод Баума. Как сообщает нам Википедия, первая версия была ближе всего к американскому оригиналу, это потом уже Волков разбавил текст своими сказочными именами и прочими находками. Идея была проста - раз СССР и США обречены стать союзниками в ходе будущей войны, красочный американский детский фильм имеет неплохие шансы на советский прокат. А послание он содержит непростое... Но сначала нужно было познакомить советскую публику с изначальным сюжетом, чтобы было понятно, о чём снят фильм; для этого и понадобился Волков.

...Говорят, в 1941 году в СССР и "Хоббита" собирались издать. К вопросу о разных кругах и их культурной политике.

Часть 2.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать, как должен выглядеть честный сиквел "Волшебника страны Оз".

Ну во-первых, триумвират сразу развалился. Железный Дровосек отказался признавать верховную власть Страшилы Мудрого. Дескать, я сделал большую часть работы, с какого бодуна он главный?

По американской версии, Железный Дровосек вскоре отверг подарок Волшебника - сердце делает слабым, "а слабых бьют". То есть, сталинский режим после войны никуда не исчез, никакой демократизации не произошло. А ведь говорил ему Волшебник...

Да. Речь Волшебника.

Страшиле Волшебник сказал: "В стране, откуда я родом, есть такие центры знаний - университеты. Их выпускники способны рассуждать обо всех вопросах, а мозгов у них не больше, чем у тебя. Но у них есть то, чего у тебя нет, а именно - диплом, и вот его-то я тебе и вручаю... Теперь ты доктор думательных наук!"

Льву Волшебник сказал: "Ты считаешь себя трусом, потому что стремишься избегать опасности. Но ты смешиваешь храбрость с мудростью. На самом деле, я видел людей, которые были не храбрее тебя, но все вокруг считали их героями, потому что у них на груди были медали. Так что, за доблесть и героизм, проявленные в борьбе со Злобной Ведьмой, я вручаю тебе Тройной Крест "За Отвагу" - носи его с честью!"

Железному Дровосеку Волшебник сказал: "Сердца так и останутся непрактичной штукой, пока их не научатся делать небьющимися. Но если ты всё ещё мечтаешь о сердце, мой сентиментальный друг... Знаешь, у нас есть люди, у которые целыми днями творят добро, они известны, как фила... филан... Добродеятели, короче. А они ведь не добрее тебя, тебе просто кое-чего не хватает. Так что я вручаю тебе эти тикающие часы на цепочке (в виде сердца - Г.Н.) - ты им найдёшь применение. Но только запомни - величие сердца измеряется не тем, как сильно ты любишь, а тем, как сильно любят тебя".

Немного буржуазного лоска, немного респектабельности, часы на цепочке, и дело в шляпе. Нужно не любить, а добиваться любви других - вот она, американская мораль. Как бы то ни было, Дровосек решил пожертвовать любовью окружающих. Принять в подарок сердце означало бы великодушно признать права Страшилы на верховенство, а на это Железный Дровосек пойти не мог.

Ну а по отечественной версии...

Лев и Страшила обманули Железного Дровосека при делёжке трофеев.
И вообще, хотели его тайно убить!
И завещание Волшебника подделали. Да и вообще, не было никакого завещания.
Очевидно же, что править должен был Железный Дровосек! Он разом и мудрый, и отважный! Да и для победы сделал больше всех! Безмозглый Страшила и Трусливый Лев - гниды неблагодарные!

Как бы то ни было, Лев поддержал Страшилу. На их стороне выступили Жевуны - хоббитообразные, вечно что-то жующие пендосы. В свою очередь, власть Железного Дровосека признали нервные гоблиноподобные Мигуны, которые и так большую часть своей истории служили различным злым колдунам и колдуньям, им было не привыкать. Ну пришлось кого-то зарубить топором, не без этого. В столице начались ожесточённые столкновения между сторонниками двух партий, в результате чего Изумрудный город был разделён на две части Железной Стеной.

А что дальше?

"Любая АСУ сколь угодно большой сложности отличается от человека тем, что она не может сама себе ставить задачи, также она не может самостоятельно изменить свою целевую функцию.
И какой бы эта функция ни была, через некоторое время она перестает быть адекватной реальности".

Отказавшись от друзей, которые могли бы смазывать его маслом, Железный Дровосек начал ржаветь.

Сначала у него заржавели руки, и он перестал лично рубить головы своим поданным. Тогда его назвали добрым.
Потом у него заржавели ноги, и он утратил возможность следить за состоянием дел на местах. Зато он по-прежнему мог давать советы, и Мигуны вдруг поняли, что царь-чурбан лучше царя-аиста. Тогда его назвали великим и мудрым.
Наконец, у него заржавели мозги, и Дровосек окончательно впал в маразм. Тогда его назвали прогрессивным и борцом за мир во всём мире.

А потом вся его держава развалилась.

Вот тут-то и началась настоящая история...
linkReply

Comments:
[User Picture]From: trurle
2012-04-19 04:34 am (UTC)
"Нет", - радостно отвечает Глинда, - "Злыми бывают только некрасивые ведьмы!"

Тогда Глинда это власть массовой культуры и гламура; а эпизод с маковым полем указыват на связь масс-культа с наркотиками.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: adja
2012-04-19 05:50 am (UTC)
замечательно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: smeagol_17
2012-04-19 06:26 am (UTC)
Тогда Волшебник - Philosophers?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2012-04-19 07:43 am (UTC)
Типа того. Только с Англией вместо Китая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hekitateru
2012-04-19 06:38 am (UTC)
Мне кажется, Вас подводят даты. В 1938 и 1939 году никакого лендлиза ещё не было. Лев сдал Бастинде Чехословакию. В 1939 году СССР (Железного Дровосека, который на тот момент был союзником Бастинды-Гитлера) выперли из Лиги Наций за нападени е на Финляндию. Франция и Англия были готовы отправить свои части на помощь финнам. К Союзным нациям (Страшиле и Льву) Дровосек присоединился только с 22 июня 1941 года, когда фильм был не только снят, но и вышел на экраны. Или, полагаете, авторы предвидели будущее?
А Волков... Волков, куак говорят, был отчаянный антисемит, что кстати, проявилось в одной из книг цикла "Огненный бог марранов" (марраны - это испанские евреи, если что, которых в седние века активно плющила инквизиция).
А так, конечно, интересная трактовка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2012-04-19 07:46 am (UTC)
О том и речь. В рамках "конспирологического" подхода, фильм снят о будущем, это надежда на определённый вариант развития событий. (Как говорил Лев Гумилёв, мечта - это идеал, обращённый в будущее, или как-то так.)

На момент съёмок фильма Страшила всё ещё безмозглый, Железный Дровосек бессердечный, а Лев трусливый.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hekitateru
2012-04-19 07:49 am (UTC)
:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2012-04-19 02:18 pm (UTC)
"Правда, я не могу сказать, какую роль играет Добрая Ведьма Глинда (в фильме она работает за двоих, и за Юг, и за Север)." - я не видел фильма, так что могу рассматривать только книги. Но Глинда тогда получается воплощением чего-то наподобие вот этого характерного сюжета, что "бог на стороне хороших и красивых людей", божественной справедливости и раздачи благ по заслугам.
Особенно учитывая наличие у нее Книги.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2012-04-19 03:57 pm (UTC)
В фильме никакой Книги нет, а Глинда работает "и за Стеллу, и за Виллину", и за королеву мышей. Но у меня была версия, что она может быть Церковью.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: leo_bonart_
2012-04-20 09:22 am (UTC)
Интересно, фултонскую речь, план "Дропшот" и т.п тоже придумал "сталинский режим"?
И Трумену еще в 45 про "дубину для русских" тоже Сталин нашептал?
В идее дружбы с Англией и Штатами не хватает всего одной микроскопической детали - аналогичного желания другой стороны. Для мышей хорошо бы дружить с кошками, но есть нюанс.

В текущей реальности дровосек заржавел, лев превратился в болонку, страшила дожил до маразма, его летающие обезьяны бомбят кого попало, а до простых людей потихоньку доходит, что впереди очень интересные и нелегкие времена.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2012-04-23 12:29 am (UTC)
/*вздыхает*/ Да вам самому не надоело эту пропаганду повторять?

Я специально для вас написал:

"Лев и Страшила обманули Железного Дровосека при делёжке трофеев.
И вообще, хотели его тайно убить!
И завещание Волшебника подделали. Да и вообще, не было никакого завещания.
Очевидно же, что править должен был Железный Дровосек! Он разом и мудрый, и отважный! Да и для победы сделал больше всех! Безмозглый Страшила и Трусливый Лев - гниды неблагодарные!"

Прочтите тест речи Черчилля в Фултоне.
Что-нибудь из Джорджа Кеннана ("Долгая телеграмма"), на русском всё есть.
Почитайте о том, что такое план "Дропшот".
Поразмышляйте о докладной записке Майского, неглупый был человек - http://gest.livejournal.com/990130.html

Наконец, найдите себя на этой схеме: http://gest.livejournal.com/938465.html

(Reply) (Parent) (Thread)
From: leo_bonart_
2012-04-23 07:36 am (UTC)
Представляете, я все перечисленное, за исключением Кеннана, читал. Выводы вот только другие.
И вашу же цитату из Майского...

"Все говорит за то. что США явятся в этот период твердыней в высшей степени динамического империализма, который будет энергично стремиться к широкой экспансии в различных концах мира - в Америке и в Азии, в Австралии и в Африке. Эта экспансия не минует, вероятно, и Европы, хотя здесь она должна будет принять формы несколько иные, чем в других местах. Само собой разумеется, что американская экспансия будет экспансией нового типа: ее оружием будет не столько территориальная аннексия (хотя в известных случаях и она не исключена), сколько финансово- экономическая аннексия. Уже сейчас такая тенденция вполне отчетливо намечается в колониальном вопросе, в области гражданской авиации, в сфере торгового судоходства после войны. Ведь США выйдут из нынешней борьбы с величайшими в мире торговым и воздушным флотами и с почти безграничными техническими возможностями их дальнейшего увеличения. Война способствовала сильному росту производственной мощности США вообще - это значит, что после войны они в гораздо большей степени, чем до войны, будут заинтересованы в расширении своей внешней торговли, в нахождении новых и выгодных рынков. Не случайно уже сейчас американцы стараются пустить корни в Западной и Северной Африке, в Аравии, в Иране. Особенно большие надежды они связывают с Китаем. С приходом к власти республиканцев, что рано или поздно неизбежно, империалистическая политика США примет гораздо более откровенный и циничный характер, чем это возможно при Рузвельте. И, поскольку пока не видно симптомов, говорящих о возможности нарастания в США сильной внутренней оппозиции против такой политики, всем другим нациям пяти континентов придется весьма серьезно учитывать империалистические тенденции Америки как важнейший фактор послевоенной международной ситуации."

...крыть в терминах "клятого сталинского режима" просто нечем. США - сильнейшая послевоенная держава, внешняя политика которой вторична по отношению к внутренней и никакие слова и поступки заведомо более слабого Союза кошку в друзей мышки не превратят. США с СССР могли плодотворно сотрудничать до войны, когда Союз был никто и звать его было никак.
На схеме мое место плавает между 4 и 5 пунктом.


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2012-04-23 04:45 pm (UTC)
"На схеме мое место плавает между 4 и 5 пунктом".

А вы себе не льстите?

Ну раз вы читали о плане "Дропшот", напомните, что там и о чём?

И заодно скажите, как назывался советский план на случай войны с США :)

Про Майского - ну вот Майский и сформулировал, где проходит грань между возможным сотрудничеством с США и/или Англией, и жестким противостоянием с США и Англией. Ещё в 1944 году.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: leo_bonart_
2012-04-29 10:19 pm (UTC)
"Про Майского - ну вот Майский и сформулировал, где проходит грань между возможным сотрудничеством с США и/или Англией, и жестким противостоянием с США и Англией. Ещё в 1944 году."
Ага - эта грань проходит исключительно в американских головах, влияние на которые у СССР крайне ограничено.
"С приходом к власти республиканцев, что рано или поздно неизбежно, империалистическая политика США примет гораздо более откровенный и циничный характер, чем это возможно при Рузвельте. И, поскольку пока не видно симптомов, говорящих о возможности нарастания в США сильной внутренней оппозиции против такой политики, всем другим нациям пяти континентов придется весьма серьезно учитывать империалистические тенденции Америки как важнейший фактор послевоенной международной ситуации".
Сотрудничество категорически необходимо, желания сотрудничать у другой стороны нет от слова совсем. И не надо даже республиканцев - Гарри Трумена (еще слава богу что не Макартура) более чем достаточно.

Про "Дропшот" напоминаю: план глобальной войны, в которой Союз раздает всем ближним и не очень соседям, а Штаты с союзниками сначала выбамбливают все, до чего могут дотянуться, а потом уделывают красных еще и на поле боя. Вполне логично, вот только вводная (главные условия который вряд ли определяли военные) шизофренична с самого начала: чтобы находящийся в крайне невыгодном географическом, демографическом, экономическом положении СССР во что-то такое ввязался, надо изобразить кое-что покруче нефтяного эмбарго для Японии.

Кстати, в качестве иллюстрации образа Союза в американской пропаганде очень показателен небольшой эпизод из полуавтобиографической книги Кинга "Танец смерти": там прерывают показ фильма и сообщают о запуске первого спутника. И первое, что с ужасом понимают дети: "теперь МБР могут прилететь к нам".

"А вы себе не льстите?"
Вряд ли - отношу принцип "факты выше убеждений" к обязательным, плюшек за него не полагается. Кстати, вы сами не замечаете, что неосознанно переходите на первый уровень с обратным знаком?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spellingmistake
2017-11-21 03:41 pm (UTC)
Глинда - это добрая ведьма/волшебница Юга.
А добрую ведьму/волшебницу Севера звали Локаста. Если это что-то даст.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-21 04:31 pm (UTC)
В фильме Глинда - это и то, и другое. А Локаста - это вообще не из книги.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spellingmistake
2017-11-21 06:31 pm (UTC)
Я в курсе, что это из постановки. В первой книге у Баума она, кажется, не представилась вообще.

"Are you a Munchkin also?", asked Dorothy. "No, but I am their good friend, although I live in the North. When they saw the Witch of the East was dead the Munchkins sent a swift messenger to me, and I came at once. I am the Witch of the North." "Oh, gracious!" cried Dorothy. "Are you a real witch?" "Yes, indeed," answered the little woman. "But I am a good Witch, and all the people love me. I am not as powerful as the Wicked Witch who ruled here was, or I should have set the people free myself long ago..."

И, по идее, она же правительница Фиолетовой страны.
У Волкова её звали Виллина.

Но в любом случае, кто такая Глинда? Массмедиа? Власть корпораций? Общественные стандарты?
(Reply) (Parent) (Thread)