?

Log in

No account? Create an account
Федя-звездоход (ч.2) - Григорий "Это ж Гест"(с) — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Федя-звездоход (ч.2) [Oct. 25th, 2012|06:13 am]
Григорий
(...)

Как выяснилось, мультфильм "Загадочная планета" 1974 года - это вольная адаптация детской кукольной пьесы "Звездоход Федя" 1973 года. Автором была советская детская писательница Ирина Токмакова, она же указана в качестве сценариста мультфильма.

К счастью для нас, текст этой эзотерической космооперы выложен в сеть.

Но там всё иначе. Граммофона нет. Робота Федю создаёт не анонимный мальчик-мутант с гигантской головой (олицетворение человека будущего, хехе), а Папа - учёный-изобретатель. В противостоянии Папы, как представителя человечества, и Мага Мрака, как олицетворения тёмных сил вселенной, и заключается основной конфликт пьесы. Папа ищет воду жизни - воду здоровья, молодости и бессмертия, источник которой находится на планете Тарий.

МАГ МРАК. И этот человечишка будет мне еще рассказывать! Это же моя планета! Я ее хозяин.

ПАПА. Да?! Какая удача, что я тебя встретил! Я полечу с тобой. Я привезу воду здоровья. И все люди будут всегда здоровы, молоды, веселы.

МАГ МРАК, Ни за что и никогда!

ПАПА (опешив). Почему?

МАГ МРАК. Ни один человек не должен ступить на мою планету. Мой отец запретил отдавать источник людям!

ПАПА. Кто же твой отец?

МАГ МРАК. Отойди подальше. Мой отец - великий маг Тайна!

ПАПА. Ну и что?

МАГ МРАК. Вы, люди, раскрыли множество его тайн. Тайну полета - раз, тайну океана - два, тайну атома - три, тайну Луны - четыре!

ПАПА. Это научный факт. Ну и что дальше?

МАГ МРАК. За это мой отец сделал так, чтобы я не мог переносить людей. Чтобы у меня от них болело сердце.

ПАПА. Для чего?

МАГ МРАК. Чтобы я случайно не открыл людям тайну нашей планеты.

ПАПА. Но я же раскрыл эту тайну! Это научный факт!

МАГ МРАК. Смотрите-ка, разгадал! Ну и что? Там человек жить не может!

ПАПА. Но источник-то там есть!

МАГ МРАК. Есть. Да я его на ключ запру - раз, ключ спрячу - два. И все тут.

ПАПА. А я попробую его разыскать.


Это, в целом, укладывается в рамки советской идеологии. Человечество, в своём развитии, побеждает Мага Тайну (всё опасное, неизвестное и неприспособленное для человека - дикую природу, как таковую). Тогда Маг Тайна создаёт Мага Мрака, который яростно ненавидит людей (так как не может нормально существовать с ними в одном пространстве), а потому пытается всячески навредить им и остановить прогресс.

МАГ МРАК (хватает рулон). Ничего не докажешь. Ничего не докажешь. Сейчас я тебе устрою научное закрытие.

ПАПА. Это нечестно - закрывать открытия.

МАГ МРАК. У людей - нечестно. А я маг. Маг Мрак. Мне все можно.

ПАПА. А хоть бы и маг. Закрывать открытия стыдно.

МАГ МРАК. Это у людей стыдно. А у меня все не как у людей.

ПАПА. Все равно - отдай. (Дергает Мага за руку).


Именно так в СССР трактовали фашизм. Тайна - истинное состояние вещей, эксплуатация человека человеком. Люди - коммунисты, которые раскрыли эту тайну и стали с ней бороться, с каждым днём приближая светлое будущее. И тогда старый порядок, капитализм, не способный на равных сопротивляться наступающему коммунизму, породил фашизм, олицетворение Мрака, для активной борьбы с социальным прогрессом. Последние судороги реакции - это всегда "Мрак, сын Тайны". (См.)

Привлекает внимание также следующий момент. В мультфильме "Загадочная планета" женские персонажи попросту отсутствуют. У нас есть анонимный мальчик-гений, бесполый робот Федя (который, тем не менее, требует обращаться к себе, как к мальчику!), брутальный Мрак, мазохист Дрон и манерный Галактион. Это, конечно, не "Голубой щенок", но чувствуется движение в ту сторону.

В "Звездоходе Феде" это не так, и было бы странно ожидать иного от пьесы, написанной женщиной. В конце концов, потенциальными зрителями являлись как мальчики, так и девочки, так что персонаж женского пола там всё-таки должен был присутствовать. И он там есть, хотя создаётся ощущение, что данная героиня проникла в сюжет как бы не с чёрного хода.

Это девочка-звезда Ая, в общем-то никак не связанная с центральным конфликтом между Папой и Мраком. Само её имя свидетельствует о её природе, она соединяет в себе все прилагательные женского рода. К тому же, она разговаривает исключительно стихами, закрепляя соответствующую ассоциацию: мужское - рациональное, научное,"левополушарное", как мальчик-робот Федя; женское - стихийное, поэтичное, "правополушарное", как девочка-звезда Ая.

Раздается музыка. С неба падают маленькие лучистые звездочки.

ФЕДЯ. Какой тут интересный дождь! Звездный!

Музыка становится громче, звездный дождь гуще. С неба на плантацию мухоморов спускается АЯ - девочка-звездочка.

АЯ (осматривается, пока не замечает Федю).
Где тут леса? Где тут поля?
Нет, это вовсе и не Земля.
Нету здесь птиц. Не растет трава.
Мама опять оказалась права.

Мама сказала: "Ты слишком мала,
Ты бы, дочурка, чуть-чуть подросла.
Ты понапрасну, дочка, спешишь,
Ты до Земли и не долетишь".

Что же теперь я отвечу маме?

ФЕДЯ. Звездочка, подойди сюда.

АЯ. Ой, кто это там? Что ты делаешь в яме?

ФЕДЯ. Я - звездоход Федя. Я прилетел сюда с Земли, маг Мрак заманил меня в яму. А ты откуда?

АЯ. Я с неба спустилась. Зовут меня Ая.
Звезда я. Но только пока небольшая.
Я слышала сказку про песни земные.
Они не такие, как наши, - иные.
За песней земною лететь я решилась,
Но не долетела. И здесь очутилась.

ФЕДЯ. Ты ведь звезда! А папа сказал мне, что мне может помочь только звездный луч. Протяни мне луч, Ая!

Ая протягивает Феде лучик, но он слишком тонок и непрочен.

АЯ. Я слишком слаба. Я слишком мала.
Мама помочь бы тебе смогла.
Зачем я была так глупа и упряма!
Вон видишь звезду? Это светит мама.
Мама, я больше не буду, прости!
Лучом надежным сюда посвети.
Пусть тети и сестры тоже посветят.
Надо помочь звездоходу Феде.

Раздается музыка. К Феде протягиваются звездные лучи. Федя держится за них руками и выходит из ямы.


Более того. Девочка Ая - дочь своей матери. За ней стоит огромный женский клан из её сестёр и тетушек, сестёр её матери. И где-то там в дали, видимо, есть и мать её матери, и её сестры, и их дочери...  Пока ещё звёздочка Ая мала и слаба, но когда-нибудь она вырастет и станет подобна своей матери - сама станет матерью. Её свет будет жить в её дочерях. Это женская вселенная.

В мужской вселенной всё не так.

В начале, Папа находится в положении одинокого Адама, окружённого послушными, но неразумными животными:

ПАПА. Маг Мрак, подумать только! Для того и мрак, чтобы его рассеять. Говорит, не найду ключа. Не может быть, найду! Вода здоровья там есть. Это научный факт. Значит, надо только ключ отыскать. Для науки это пустяк. Котик! Песик! Вы слышали, я сделал открытие?!

Кот и Пес мяуканьем и лаем всячески выражают свое восхищение и радость. Папа подбегает к столу, производит какие-то вычисления.

Сейчас же полечу! Стоп!.. Ничего не выйдет. Он же сказал, что человек там выдержать не может! Вот беда! Что же мне делать? Кого послать на планету Тарий?

КОТ. Мяу!

ПАПА. Что ты?

КОТ. Мяу!

ПАПА. Да нет, ты не сумеешь.

Кот уходит, обидевшись.

ПЕС. Гав!

ПАПА. Ты хочешь полететь?

ПЕС. Гав!

ПАПА. Собаки, правда, уже летали в космос. Но тебе не справиться с этим магом. Нет, оставайся дома.

Пес уходит, опустив хвост. Папа взволнованно ходит по комнате.

Где же все-таки мои очки? Эх, был бы у меня сын, он бы сразу нашел. Сын! Конечно! Придумал!


Но так как он ещё и Творец, ему не нужна женщина (зачем?), ему нужен сын.

Папа садится, начинает мастерить. Вскакивает, разыскивает какие-то детали. Бормочет научные термины: "перфорация", "компьютер". Опять садится. Свинчивает. Сколачивает. Припаивает. Сваривает. Работая, напевает.

Папа Карло, добрый человек,
Из полена сделал Буратино.
А теперь ведь на дворе двадцатый век,
Я создам космического сына.
Славный мальчик, мальчик - звездоход
Полетит на дальнюю планету.
Ключ добудет, воду привезет
И найдет мои очки при этом!

Звездоход в общем готов. Это полумальчик, полуробот. У него очень симпатичная мордашка.


Мужчина не может родить, но он может создать. Собрать. Вырезать. Вылепить.

Папа Карло создаёт Буратино.
Доктор Франкенштейн создаёт своё Чудовище.
Раввин Йехуда Лёв Бен Бецалель создаёт Голема.
Бог создаёт Адама.

Итак, получается, что для мужчины сын - это уникальное творение, которое обязано служить своему создателю и выполнять его волю, но никогда не сможет сравниться с ним. Мужчина - господин и хозяин для своих детей и домашних животных.

...А ещё там есть лучевые мечи! За четыре года до Лукаса!

ПАПА. Сыночек! И ты у меня хороший получился. Да. Послушай. Вот здесь, в этой пуговке, сильное оружие - острый луч. (Вытягивает луч из пуговки).

ФЕДЯ. Мне он очень нравится. (Хватает луч и начинает им фехтовать).

Папа еле от него увертывается.

(...)

МАГ МРАК. Вы так хороши, что для вас никакого ключа не жаль. А вы мне подарите на память о приятной встрече всего один луч.

АЯ.
Что делать! Я дам вам на память свой луч.
Но вы мне за это подарите ключ!

ФЕДЯ. Ая, остерегайся!

Федя не успевает помешать Ае. Она протягивает луч магу и тут же оказывается в его руках. Федя вооружается своим лучом - шпагой. Идет борьба за Аю.


Есть даже суперудары с применением Силы!



МАГ МРАК. Что? Ключ нашли? Ну, держитесь, голубчики! (Размахивает руками). Космический ураган! Дуй!

Страшный ветер расшвыривает Аю, Федю и Галактиона по углам.

(...)

МАГ МРАК. Ах так! Сам пожаловал! (Быстро обегает вокруг Феди). Огонь! Сожги его, огонь!

Вокруг Феди вырастают языки пламени. Федя их спокойно перешагивает.

ФЕДЯ. Звездоход не горит в огне, маг.

МАГ МРАК. Вода, утопи его! Буря! Буря!

От пола поднимаются волны.

ФЕДЯ. Звездоходу не страшна буря, маг.


Короче, это...

FYODOR STARWALKER and STAR-PRINCESS AIA versus DARK MAGE and his DRONE-SERVANT!

in

BATTLE FOR TARIY

/*набегающие титры*/

...Маг Мрак, сын могущественного Мага Тайны, поклялся отомстить людям Земли.
Он создал неприступную твердыню на планете Тарий, у источника жизни,
где не может выжить ни один человек.

Глава всего прогрессивного человечества, гениальный учёный и изобретатель Отец,
создаёт неуязвимого робота-старволкера и воспитывает его, как собственного сына.

Близится битва, от исхода которой зависит будущее Галактики. 

/*пафосная музыка*/

Ну вот где-то так.

А вообще, больше всего пострадал от экранизации Галактион. В пьесе он был космическим котом-драконом (дракотом), отпрыском древнего рода, у которого даже собственный замок был! Никакими цветами он не блевал, естественно. А в кого его превратили создатели мультфильма? Эх... Только "тупицу" оставили.

Пещера Галактиона. Высокие каменные своды. ГАЛАКТИОН выцарапывает на стене какие-то неведомые письмена. Это чрезвычайно странное существо, помесь дракона и кота. Морда кошачья, лапы короткие, хвост драконий.

ГАЛАКТИОН. На чем я остановился? (Читает написанное). "Я, славный космический дракот, посажен стеречь ключ, которого у меня вовсе и нет. Мне его не доверяют". (Говорит сам себе). Унизительно, очень унизительно. "Меня заключил в пещеру маг Мрак, чей род менее древен, чем мой. Космические дракоты очень древние и ведут свой род неизвестно от кого". (Пишет). "Меня зовут Галактион, и, следовательно, моим именем названа Галактика. Маг Мрак все время обзывает меня тупицей, отчего нестерпимо страдает мое достоинство. Ужаснитесь, потомки! Он велел мне, знатоку древнего языка дракотов, говорить только три слова: "да", "нет" и "не знаю". (Бросает писать, ходит взад-вперед по пещере). Да, нет, не знаю. Да, нет, не знаю. Разве не унизительно?

В пещеру входит МАГ МРАК.

МАГ МРАК. Галактион! Это ты разговариваешь?

ГАЛАКТИОН. Да.

МАГ МРАК. Тут есть кто-нибудь?

ГАЛАКТИОН. Нет.

МАГ МРАК. С кем же ты говоришь?

ГАЛАКТИОН. Не знаю.

МАГ МРАК. Тупица! Слушай, к нам на планету прилетел с Земли звездоход. Если он доберется сюда…

ГАЛАКТИОН. Да.

МАГ МРАК. Что да?

ГАЛАКТИОН. Нет.

МАГ МРАК. Что нет?

ГАЛАКТИОН. Не знаю.

МАГ МРАК. Тупица. Если сюда кто-нибудь придет, не смей ничего говорить.

ГАЛАКТИОН. Да.

МАГ МРАК. Пусть никто не узнает, что у тебя нет ключа. Если проболтаешься, никогда не выйдешь из пещеры. (Уходит).

ГАЛАКТИОН. Тьфу! Звездоход! Тоже будет оскорблять меня, наверно. Кто-то идет?

В пещеру входят ФЕДЯ, АЯ, ДРОН.

ДРОН. Здравствуй, Галактион. (Феде). Будь с ним приветливее, он очень обидчив. (Ае). Будь поласковее.

ФЕДЯ. Добрый день, мое почтение, приветствую вас, глубокоуважаемый Галактион. Мы к вам по важному делу.

ГАЛАКТИОН. Да? Однако он вежлив, этот землянин.

ДРОН. Ты можешь хоть раз в жизни поговорить?

ГАЛАКТИОН. Нет… Не знаю. Уходите.

ДРОН. Галактион, звездоходу нужен ключ.

ГАЛАКТИОН. Ничего не знаю про ключ. Оставьте меня в покое.

АЯ. Ах, милый, милый Галактион,
Ласковый кот и могучий дракон,
Вы от нас не ждите беды.
Нам просто нужен ключ от воды.

(Гладит Галактиона).

ФЕДЯ. Любезный, высокочтимый, достопочтенный и многоуважаемый Галактион! Я не могу вернуться на Землю без воды здоровья. И никто, кроме вас, мудрого и достойного хранителя ключа, не может нам помочь.

ГАЛАКТИОН (в сторону). Ах, от этих речей заживают раны моего израненного самолюбия… Но нет. Он сейчас назовет меня тупицей… Оставьте меня! Я занят и не имею желания с вами беседовать.

ФЕДЯ. Я понимаю, мы вам помешали. Нам жаль, что мы оторвали от дел знаменитого и уважаемого дракота.

ГАЛАКТИОН (в сторону). Он чрезвычайно любезен. Он так почтителен со мной! (Феде). Послушайте, я не знаю, где находится ключ.

ДРОН. Как это? Ты же ключник!

ФЕДЯ. Нет ли тут ошибки?

ГАЛАКТИОН. Увы! Я только назван ключником. Но я - никто. Маг хранит ключ у себя. Он его мне не доверяет. Не доверяет!

ФЕДЯ. Это оскорбительно для вашего достоинства.

ГАЛАКТИОН. Наконец-то я понят. И как глубоко понят!

ФЕДЯ. Так пойдемте с нами искать ключ.

ГАЛАКТИОН. Я не могу отсюда выйти.

ФЕДЯ. Почему?

ГАЛАКТИОН. Вход заперт волшебной чертой, которую не может переступить дракот.

ФЕДЯ. Там ее нет! Мы ее разрезали лучом.

ДРОН. Пойдем, Галактион. Ты, оказывается, хорошо говоришь. Может быть, ты мне скажешь, каким я был раньше…

ГАЛАКТИОН. Нет. Я не помню. Маг столько раз тебя переделывал! А за приглашение - спасибо. Я догоню вас. Я только допишу послание потомству!

(...)

ГАЛАКТИОН (заглядывает). Маг повержен? А ключа вы еще не нашли?

ФЕДЯ. Нет. Мы не знаем, как его разыскать.

ГАЛАКТИОН. Рад помочь. Из пещеры я первым делом отправился в мой родовой замок. Необходимо было привести себя в порядок. И там я обнаружил древнюю дракотскую книгу, где сказано, что магические ключи надо искать по звуку. У них особый звон, которые не улавливает простое ухо.


Простите меня за длинную цитату (она последняя), но я просто обожаю этот кусок. Галактион - это интеллигенция.

Так что пьеса "Звездоход Федя" вполне укладывается в симпатичную мне антиавторитарную традицию советского искусства. Маг Мрак - это власть. Дрон - покорный всякой власти народ, который власть регулярно "переделывает" по собственному вкусу. Галактион - зависимая от власти интеллигенция, которую лишили права на самовыражение. Но она всё равно пишет - "в стол", для потомков. Власть презирает интеллигенцию за её беспомощность и бесполезность ("тупица!"), а та, в свою очередь, готова с потрохами сдать ненавистное начальство со всеми его секретами первым же попавшимся агентам-интервентам. За рюмку похвалы. Вернее, "за уважение к собственной личности".

Образ Мрака допускает и трактовку в духе психоанализа. В каком-то смысле, он является отражением Папы - у Папы есть Пёс и Кот, а у Мрака есть Дрон и Дракот. Это придаёт поединку Мрака и Феди отчётливый фрейдистский оттенок. Подобно Дарту Вейдеру, Маг Мрак - это тёмная отцовская фигура, которую сын должен победить, чтобы стать настоящим мужчиной.

А, ну и конечно, кончается всё хорошо. Звёздный луч переносит Федю, Аю, Галактиона и Дрона на Землю. (Как и в мультфильме, из-за козней Мрака звездоход остался без своего космического корабля.) Федя выполняет своё предназначение и отдаёт Папе волшебную воду. Папа возвращает себе молодость и здоровье, в чём и состояла его главная цель. Все счастливы. Дрон счастлив частично, потому что никто не может вернуть ему настоящий облик или вспомнить, кем он был изначально (мы-то знаем, что Дрон всегда хотел быть цветком, но в пьесе ему такого варианта не предлагают).

Последнее. Я недавно говорил об ошибках, о том, с чем я не согласен у тех или иных авторов с точки зрения символики.

Мне не нравится эпизод, в котором Ая отдаёт Мраку свой луч перед фехтовальным поединком с Федей. В чём его смысл?

Девочки - глупые, а потому верят бандитам на слово и только мешают героям?

Или Ая, как олицетворение космической стихии, объективно помогает Мраку, в то время как Федя сражает его лучом-шпагой, подарком отца, символом человеческого разума?

Или она знает, что Федя не сможет напасть на безоружного, поэтому она специально вооружает Мрака своим лучом - ей нравится, когда мужчины дерутся у неё на глазах, потому что она представляет, что они это делают из-за неё?

Разве не лучше было бы, если бы сцена выглядела так - Мрак каким-то образом отбирает у Феди луч-шпагу, произведение земных технологий; и Ая отдаёт ему свой луч, который во время их первой встречи был ещё слишком слабым и тусклым, но теперь, после пройденного пути, горит огнём тысячи звёзд? Таким образом, Ая поддержала бы Федю, а Федя достиг бы синтеза между Инь и Ян, поэзией и наукой, чувствами и разумом. Я так считаю :).

Эпилог
linkReply

Comments:
[User Picture]From: gritzhald
2012-10-25 06:29 am (UTC)

Женщины склонны к договорам, к симбиозу. (По крайней мере, так принято считать. Я не бог весть какой эмпат, поэтому отчасти вынужден принимать некоторую легуинщину просто на веру.) Одна из классических жизнеспособных стратегий, одержавшая верх на одном из экспериментальных соревнований компьютерных программ за ресурсы, - стратегия предложения сотрудничества, расторжения его в случае нечестности партнёра, компенсации понесённого ущерба, но при этом - готовности принять сотрудничество вновь, если партнёр его предложит. И снова расторгнуть, если снова предаст...

Нельзя, особенно в самый первый раз, точно знать, окажется ли сотрудничество прочным, если даже не попытаться пойти на него.

Что ж, Ая попыталась.

Сталин, кстати, тоже, как и изрядная часть правителей стран Европы. Но это уже не совсем по теме.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2012-10-25 06:48 am (UTC)
Я про символику луч-меч.

Своего луча у Мрака нет (потому что он Мрак). Соответственно, луч он может получить либо от Феди (техногенный), либо от Аи (стихийный). Весь вопрос в том, что лучше с точки зрения сюжета.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2012-10-25 09:09 am (UTC)
Хмм.
Ну, суть Папы и Феди очевидна.
Маг Тайна - это, очевидно же, пассивное неизвестное. Ну, там, карта Луны, устройство атома, воздухоплавание - это все вещи, человеку не угрожающие.
Все опасное, активное неизвестное - это маг Мрак. От дикого зверья до мрака человеческих душ, мешающего построить коммунизм. И всякие умопомрачения рассудка, ведующие к техногенным катастрофам.
Ая - стихия. Отношение человека к стихии в коммунистическом мифе - "Человек сказал Днепру...". Стихия - это то, что человеку не то чтобы враждебно исходно, но "Нет,- ответила вода,-
Ни за что и никогда!". То есть, для использования силы стихии, силу стихии надо сначала победить. И силу стихии, при попытке человека взять больше, чем ему дается по умолчанию, как раз использует Мрак.
Так что все верно. Клан звезд не злонамерен (добронамеренной по умолчанию является Ая, а ее мать была против путешествия дочери, хотя могла бы дочку и подбросить, по идее), но Мрак применяет силу стихии против человека. Причем, что интересно, оружие Мрак получает благодаря тому, что человек пытается получить силу стихии (Федя пытается достать ключ, и Мрак получает луч от Аи - человек пытается получить электричество с АЭС и открываются возможности аварии). После победы над Мраком, вооруженным силой стихии, стихия оказывается покорена человеку (и используется как транспорт).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2012-10-25 09:20 am (UTC)
Ну где-то так, да.

Но мне всё равно не нравится.

А вот замечание, что "луч обменивают на ключ" в буквальном смысле слова - очень интересное, и, кажется, точное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2012-10-25 09:33 am (UTC)
Тогда получается примерно так: Папа - ученый, Федя - инженер, звездный луч - сила стихии, ключ - прирученная этой силы форма (ну, как электричество из воды), вода жизни - итоговая цель (как свет, тепло и плуг).
(Reply) (Parent) (Thread)