Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Разгребая вкладки и обновляя внутренний словарь

"Большой психологический словарь":

СИМПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (англ. sympractical society) – общество, где преобладает соц. деятельность, осуществляемая на основе невербальных «регуляторов поведения», усваиваемых в ходе развития практических навыков (В. Н. Романов, 2003). Критерием различения теоретического общества и С. о. является способ трансляции знания, навыков, культуры: в С. о. информация передается симпрактически, т. е. посредством включения индивида в конкретную, наглядно-практическую деятельность; вербальные инструкции отсутствуют или носят вспомогательный характер; преобладает «ориентация на лицо» и затруднена рефлексия. При этом формируется динамическая смысловая система, которая получила название симпрактическое осмысление.

Концепция С. о. разработана в отечественной науке и опирается на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского. В кросскультурном исследовании А. Р. Лурия (1931–1932/1974) было показано влияние школьного обучения на когнитивное развитие. При отсутствии систематического школьного обучения восприятие, отвлечение и обобщение, самоидентификация и воображение, аналитические операции и др. познавательные процессы носят не вербально-логический, а наглядно-действенный, мнестический характер. Ученик Лурия эстонский психолог П. Тульвисте, проведший несколько кросскультурных исследований (1988), ввел в своих работах близкое понятие «традициональной культуры» (1978), в которой наглядно-действенные познавательные процессы доминируют над вербально-логическими. В работах историка-индолога В. Н. Романова (1991, 2003) была сделана попытка проверить гипотезу, согласно которой исторические корни отвлеченно-понятийного мышления (характеризуется возможностью осознания соотношений не только между предметами, представленными в понятиях, но и между самими понятиями) уходят тот период древности, когда происходило становление типологически новых, «теоретических» форм соц. деятельности». В контексте создания типологии исторического развития культуры В. Н. Романовым были проанализированы признаки и параметры, по которым м. б. выявлена «симпрактическая культура». Далее, в исследовании В. В. Глебкина (2002) был дан анализ возникновения «теоретического мышления» (см. Теоретическое осмысление) и предложена концепция «интеллектуального переворота в древнегреческой культуре», опирающаяся непосредственно на разработки В. Н. Романова и П. Тульвисте и имеющая целью дальнейшее уточнение типологии исторического развития культуры и общества. См. Лингвогенез. (И. В. Пономарев)


(Данное понятие упоминается тут и тут.)

Основное понятие концепции Романова — «потенциальный текст культуры», связывающий базисные для той или иной культуры понятия, которые предшествуют любому актуальному и конкретному своему воплощению в виде устного или письменного текста или же ритуала. Подобного рода устойчивые связи Романов называет «системой ожиданий» культуры, приводя в качестве примера связи понятий «человек» и «жертвоприношение» в ведийской традиции; «человек», «логос» и «полис» в древнегреческой культуре; «человек» и «инженер» в новоевропейской культуре; «интеллигенция», «народ» и «государство» в культуре русской. Указанные понятия, согласно Романову, с большой степенью вероятности ожидают друг друга и определяют конкретные мыслительные возможности, предоставляемые культурой индивиду. Конкретные реализации этих базисных установок культуры, по словам Романова, «проецируются в одну и ту же область потенциального текста культуры».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments