Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Нет, нет, просто нет - или природа войны

1. Мне нужно написать некую смутно-представляемую группу постингов. Как обычно.

Один из постингов, который я планировал, должен был начинаться со слов "нехорошо так говорить, но...". Дальше я написал бы, что почти любой "идейный" комментарий gcugreyarea я могу использовать в качестве иллюстрации понятия "как не надо" или "почему всё на самом деле устроенно совсем иначе". (И нет, это как раз не обещанный пост с упоминанием gcugreyarea, тот должен был быть про космические корабли, как обычно.)

Но само подобное заявление, конечно, звучало бы дико лицемерно. Разве я когда-нибудь возражал против его комментов вида "очень круто, Гест", или там "вкуснотищща, Гест"?

И я всё равно уже это говорил: Если подумать, то нет. Нет. Это вообще мой самый частый и исчерпывающий ответ на реплики gcugreyarea. Нет. Нет. Просто нет.

Конечно, я бы там мог дать задний ход, сказать что-нибудь вроде того, что разница в наших подходах проистекает от того, что мы опираемся на разные источники... моё мнение рождается из чтения книг и игры в старые компьютерные игры, а его опыт проистекает из чтения плохих книг и участия в сетевых ролёвках, кажется... а суть всё равно сводилась бы к тому, что вот поэтому моё мнение лучше.

Короче, суть в том, что его комментов, с которыми я не согласен, набралось уже на отельную рубрику. Уже год назад. И по каждому можно эссе писать. Каждый, методом от противного, может сообщить нам что-то важное о природе бытия и месте человека в нём.

Так что, вот. Если я когда-нибудь решу этим заняться, это будет вступлением.

2. Например.

Я как-то написал пост по мотивам его поста. Где сказал, что схватка бомбардировщиков, несущих противокорабельные ракеты (торпеды, бомбы) с кораблями ПВО - это пафосно и сюжетно, при том с обеих сторон в равной степени. Да, по условиям задачи это означало взаимный вынос.

Он мне отвечает:

"Значит, схатку лансера и бомбера надо оценивать в +1. Ну да, они при этом гибнут. Но это война! Точно так же дредноуты гибнут в боях с дредноутами, а истребители - в боях с истребителями".


"В +1 её оценит разве что цивилизация зомби из твоей НПЗР-классификации.
Проблема ведь не в том, что они гибнут. Проблема в том, что они гибнут безальтернативно. Это не война, а мясорубка. Л0 против Л0.
В схватке дредноутов против дредноутов рулит техническое превосходство и количество. В схватке истребителей против истребителей рулит мастерство. В схватке бомберов с лансерами не рулит ничего - это чистое жертвоприношение. "ниндзя никогда не дерётся с ниндзя лицом к лицу, в этом нет ни чести, ни искусства, лишь тупая удача" (с)"


Я этот коммент друзьям показывал, серьёзно. Это оно.

То есть, некроцивилизации - они, конечно, да, и в нашей реальности к подобному пути как раз сталинский СССР тяготел... (Хотя в нашем мире, естественно, нет других технологий, кроме технологий.)

Но. Надо учитывать возможность того, что у нас тупо больше бомбардировщиков. Или, что цикл подготовки бомбардировщика и экипажа к нему короче аналогичного для корабля ПВО. И то, и другое сделало бы размен оправданным. В конце концов, на войне редко сталкиваются равные стороны.

Если бы СССР в 1941 году смог бы навязать Германии размен 1:1 - мясорубку, жертвоприношение, как угодно - солдата на солдата, танк на танк, самолёт на самолёт - война закончилась бы гораздо раньше и с меньшими потерями для нас. Это был бы общепризнанный шедевр советского военного искусства. 

makarovslava тут же вспомнил эпизод из своей игровой практики. Стратегическая игра по сети с посредником. Альтернативный мир на уровне наших 1930-1940ых. Война в архипелаге. К нему на фронт из тыла постоянно перегоняли больше торпедоносцев, чем он мог разместить на имеющихся аэродромах. Весь расчёт был на то, что они будут стачиваться о вражеский флот и освобождать место для пополнений. И они стачивались - но и вражеские корабли стачивались о них. Слава выиграл ту кампанию.

Наконец, это и позволяет проиллюстрировать саму идею войны!

Допустим, у нас два танка. У противника танк и солдат. Мы размениваем танк на танк. У нас остаётся танк, у него солдат, мы автоматически выигрываем. И казалось бы, потери равны, так что радоваться нечему. Но. Мы-то этот танк отдали за победу. А он своим танком заплатил за поражение. Потому что война - это всегда попытка купить двадцатку.

Да, очевидно, что лучше выиграть с малыми потерями, чем с большими. И лучше проиграть с малыми потерями, чем с большими! Весь вопрос в том, когда именно одно переходит в другое, при каких условиях дешёвое поражение становится выгоднее дорогой победы?

С другой стороны, это позволяет продемонстрировать разницу между английским (немецким) восприятием этих вопросов и советским подходом к войне.

В первом варианте важно сразу выйти вперёд "по очкам" и затем постоянно увеличивать разрыв: "они запомнили, что крупного выигрыша можно было добиться только в условиях, когда именно они - а не русские - формировали поле боя и сохраняли инициативу. К тому же, они наверняка считали, что любой другой результат, помимо крупного выигрыша, не позволял успешно решить проблему, с которой им пришлось столкнуться".

Во втором варианте достаточно навязать противнику размен. Это неизбежно приведёт к победе более решительной стороны - той, которая поставит на кон больше ресурсов. Да, зомби всегда воюют так, но так воюют не только зомби.
Tags: бог войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment