Ну вот есть у нас игра про две планеты, которые ведут войну, пытаясь выпилить друг друга. Условная Земля и условный терраформированный Марс. Одна из этих планет в результате гибнет. Может ли случится так, что вторая тоже погибнет, когда до неё долетит уже выпущенный залп? Ракеты ведь из космоса никуда не денутся. Имеет ли смысл это отыгрывать, или игра кончается через мгновение после победы? (Хорошенькая будет победа...)
Я зацепился за следующий коммент:
"Не отражена реальность астероидов между Землей и Марсом - тысячи их. Движутся от Земли к Марсу и обратно - выбирай нужные. Заправка не нужна - долетел до циклера - закопался и ты "в домике" раздолбать циклер сложнее а защитить легче чем свободнолетящий...
Ставим на циклер радиаторы и пуляем по противнику парусными боеголовками разгоняя их лазерами с циклера - внешний подвод энергии до определённого расстояния выгоднее набортного двигателя.
А уравнивать скорости надо будет только для простейшей капсулы с репликатором. Корабль строим прямо на месте".
Это прямо как новый тип геймплея - зачистка системы от неприятельских автоматических фабрик и кораблей-роботов, в условиях сильно покоцанной планеты (мы же не всухую выиграли? "радиаторов на планету не поставишь") и, возможно, урезанного послевоенного финансирования.
Тут проснулся мой внутренний селенит. Помните, я написал про них два поста - "Космический детектив" и "Горе побеждённым"? Мне осталось написать про них ещё один постинг... вернее, два. Не считая этот. Короче, из-за этого у меня в голове завелись селениты. И они тоже любят общаться.
И вот на этом месте мой внутренний селенит мне сказал, что у них есть похожая игра.
Ну не обязательно точно такая же игра. Может быть, это было что-то вроде дуэльного Tower Defence, когда ты можешь тратить ресурсы на оборонительные башни, атакующие башни и на генераторы монстров. Или вроде ещё одной нереализованной мечты makarovslava, игры-фермы с обслуживанием военного аэродрома и организацией налётов на соседей.
А может, речь действительно шла об игре в перестрелку двух соседних обитаемых планет. С репликаторами, автоматическими флотами и лазерными пушками на астероидах. Кто этих селенитов поймёт?
Но правила были таковы, что после уничтожения одной из двух планет (баз, авиаферм), её игрок переходил в команду победителя. И дальше они в четыре руки отбивали последнюю атаку, которую успел организовать проигравший перед своей "смертью". Уничтожая все репликаторы, которые он успел развернуть и т.д.
(Ресурсы при этом делятся между игроками; если во время войны они получали 10 кг в секунду, то теперь, когда они сидят на одной планете, каждый получает по 5. Или, ещё радикальнее, победитель получает 3 кг в секунду, а проигравший - 2 кг. Что происходит с оставшимися юнитами, я не знаю. Скорее всего, они просто выполняют последнюю полученную команду. Или там будет более сложная система, с делением кораблей на "обитаемые" (более дорогие) и "автоматические". Где "обитаемые" остаются в распоряжении проигравшего даже после его перехода на сторону победителя, а "автоматические" продолжают вести теперь уже бессмысленную войну. Ладно, речь не об этом.)
Да, понятно, что проигравший в ходе этого своеобразного эндшпиля может гадить победителю и саботировать его борьбу с последними залпами и автоматическими системами. Но это неправильное, неспортивное поведение. И потом, если использовать спортивную систему очков, результаты турнирных игр оцениваются так:
Нулевая ничья, никто не сумел пробить оборону противника за определённый отрезок времени - каждому по очку.
Победа - победителю три очка, проигравшему очко.
Обе планеты уничтожены в результате обмена залпами. Обоим по ноль очков.
Как видите, проигравшему в целом выгодно помогать победителю отбивать долетающие ракеты и давить остаточное сопротивление. Очко лучше, чем ноль очков.
Селенит объяснил мне, что подобная концовка игры выполняет функцию психологической разгрузки. Игра кончается не апофеозом, когда один игрок "убивает" второго, а их совместным трудом на общее благо. Так как большинство партнёров по играм являются представителями одного улья, это правильная практика.
И потом, если один игрок заметно сильнее другого, игра носит обучающий характер. Второй игрок просто сидит рядом и смотрит, как работает мастер. Сначала мастер крушит его оборону, затем с лёгкостью добивает жалкие остатки его сил. Или наоборот, отходит в сторону и даёт слабому игроку возможность самостоятельно отбиться. В любом случае, второй игрок может попытаться помешать мастеру в начале, может попытаться ему помочь в конце, но он мало на что влияет. Зато он видит, как нужно играть, и сам учится. И получает бесплатное очко - просто за счёт того, что мастер согласился сесть с ним за стол.
А если оба мастера, то ситуация другая. Может даже случиться так, что случайно победит слабейший - в тот момент, когда убийственный удар второго игрока уже почти достиг цели. Но тем больше чести для второго игрока, если он сумел почти выиграть, а затем, "развернув доску", помочь отбить собственный удар. Особенно, если победитель без его помощи никак бы не справился.
И тем больше позора, если оба мастера "сумеют" вынести друг друга. Надо же понимать, что если твоя собственная жизнь висит на волоске, нельзя начинать атаку, которую ты сам потом не сможешь остановить!
- Это и в жизни так, - сказал селенит. - Ведь если существовало две обитаемые планеты, а теперь, в результате войны, осталась одна, её выживание становится абсолютной ценностью для всех участников конфликта!
- Ну как-то это странно, - ответил я. - Всё-таки, помогать тем, кто только что уничтожил твою родину...
- Родину это не вернёт в любом случае. И потом, кто знает? Может быть, все их самцы и самки остались дома и погибли? Пусть не все, но... что, если у них не хватает сексуально-полноценных особей для поддержания своей численности? Для чего им жить? Если их родной улей уничтожен, у них нет другого дома, оставшийся улей их общий дом. - Селенит задумался. - Представим, что была война. Плохая война. Которая длится поколениями. И кто-то стал создавать ульи для войны. Живущие только войной. Слепо ненавидящие всех чужаков. И проникнутые этой ненавистью. У всех в улье одна общая программа, безумцы-программисты продолжают штамповать новых солдат. Они сами, как роботы. Я не хочу сказать, что мы так делаем, и не в эти просвещённые времена. Но разве в таком случае обязанностью всех выживших не станет борьба с подобным ульем, с целью уничтожить заражённых особей? Независимо о того, кто его создал, кто первый начал, и чем кончилась война?
- Хм. - сказал я. - Я понимаю, о чём речь, но всё-равно как-то странно. Получается, что опытный мастер должен заметить, что ему нанесена смертельная рана, и прекратить бой, пока он случайно не убил соперника, потому что иначе они умрут оба, без всякой пользы? "И Эльсинор достанется Фортинбрасу". Гамлету бы не понравилась эта логика! Но у вас же есть солдаты, особи, выращенные для войны? Живущие по принципу, сам погибай, а противника на тот свет забирай?
- Да. Но мы не видим в этом того, что видите вы. Солдаты ведут себя так, потому что им была введена такая программы - химическая обработка, которой они подверглись на стадии формирования, вызывала определённые изменения в их организме, в их мозге. Но солдаты не правят ульем, не пишут поэмы, мы выращиваем их не для этого. Это не ценность. Чем выше особь, тем больше она думает о будущем.
P.S. Мне кажется, это придаёт особый оттенок посту про "Горе побеждённым". Получается, что в том мире человечество умудрилось проиграть слабакам, которые верят, что при возникновении угрозы взаимного уничтожения надо сливать партию. Такая у них культура. А теперь они считают, что если люди благородные существа, они должны честно сотрудничать с селенитами. Ведь после поражения Земли и Земной Империи Галактическое Селенитство стало нашей общей родиной и единственной передовой державой известного космоса. А если люди действительно такие сволочи и не умеют проигрывать по-хорошему, то чего о них вообще говорить, где-то так.