Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Огонь и манёвр

(...)

На самом деле, стоит выложить ещё одну картинку.

В текстах, которые я переводил, всё время встречалось устойчивое словосочетание fire and movement / fire and maneuver, как некая вершина западного тактического искусства. Я, честно говоря, не знаю, как это понятие звучит по-русски (то есть, по-военному), и существует ли оно вообще в нашем военном деле, как отдельная категория. Я старался переводить его по контексту:

"Русские части обычно не пытаются сочетать наступление и огонь на подавление на уровнях ниже ротного (по крайней мере, не в танковом сражении)..."

"Мистер Карбер: "...Когда атаковала танковая рота, [русские] танки строго следовали геометрическим построениям, образуя жёсткий боевой порядок, или шли броском от одной удобной позиции к другой, поддерживая друг друга огнём?"

"...Второй способ [прорыва обороны] состоит в перебежках от позиции к позиции, с использованием естественных укрытий для защиты и маскировки - когда боевые единицы поочерёдно передвигаются и поддерживают друг друга огнём. Сложнее определить ту степень, в которой русские используют эту тактику. Но она является основой тактических приёмов, которые используют западные армии. Кое-какие недавние публикации в советских военных изданиях свидетельствуют о том, что русские развиваются в этом направлении - что они могут начать делать упор на огневую поддержку с последовательно занимаемых позиций
".

Ссылки на англоязычную Википедию - fire and movement, overwatch, bounding overwatch.

Вот на этой картине американский художник попытался изобразить важнейших момент в эволюции американской тактики:



San Juan Hill, Santiago de Cuba, 1 July 1898. An important yet little known incident in American arms occurred during the assault on San Juan Hill in the War with Spain. The going was tough up the hill, since the Spaniards were well entrenched. Lieutenant John H. Parker was in command of the Gatling Gun Detachment composed of men from four different infantry regiments. Parker believed that his guns, which normally played only a defensive role in battle, could be of decisive importance in the attack by giving fire superiority to the infantry just when most needed. Receiving permission to advance the guns, Parker brought his detachment abreast of the Infantry, in fact ahead of some elements of it, and opened fire. This, the United States Army's first use of close support machine guns in the attack, was decisive in the capture of San Juan Hill. Lieutenant Parker's initiative developed an important principle of fire and maneuver -- the use of close support machine guns in the attack.

"Холм Сан-Хуан, Сантьяго-де-Куба, 1 июля 1898 года. Важный, хотя и малоизвестный эпизод в истории американского оружия случился во время штурма холма Сан-Хуан в ходе испано-американской войны. Обстановка на холме была крайне тяжёлой, так как испанцы успели окопаться. Лейтенант Джон Х. Паркер командовал подразделением орудий Гатлинга, составленным из солдат, принадлежавших к четырём разным пехотным полкам. Паркер считал, что его орудия, которые в ходе сражения обычно выполняли чисто оборонительные функции, могли бы сыграть решающую роль во время атаки, обеспечив пехоте превосходство в плотности огня в тот самый момент, когда оно ей было больше всего необходимо. Получив разрешение на перемещение орудий вперёд, Паркер разместил своё подразделение в передних рядах наступающей пехоты - даже выдвинувшись вперёд относительно отдельных её частей - и открыл огонь. Таким образом, первое применение пулемётов для непосредственной поддержки наступления в американской армии оказалось решающим фактором в захвате холма Сан-Хуан. Инициатива лейтенанта Паркера способствовала разработке важного принципа огня и манёвра - использования пулемётов для непосредственной поддержки в ходе атаки".

Впрочем, это всё ещё любимая идея Керсновского: "гренадеры и мушкетеры рвут на штыках, а стреляют пулеметчики". (Отметьте, что у идущих в атаку американских солдат не примкнуты штыки. Либо это ошибка художника, либо уже в 1898 году американцы были полным отстоем по русским меркам!) Основная же идея fire and movement заключается в том, что в одном и том же отряде часть бойцов (или боевых машин) прорывается вперёд, пока другие прикрывают их огнём, а потом они сразу же меняются местами. Подобной слаженности действий не так-то просто добиться, её необходимо долго и тщательно отрабатывать. На Западе традиционно считалось, что русские делают это плохо - или все русские разом поднимаются и бегут в атаку с криком "Ура!", не обращая внимания на потери, или все только лежат и стреляют. Ну или дружно бегут и на ходу стреляют в молоко.

Идеальная картина fire and movement показана в английском фильме "Bravo Two Zero", про первую войну с Ираком. Да, у этого фильма не было голливудского бюджета, и да, как и любое кино, это сказка - но фильм снят по мотивам реальных событий и поставлен по книге их непосредственного участника (которого играет Шон Бин). В целом, это ровно то, что я сказал - демонстрация принципа движения в сочетании с огнём на подавление в условиях идеально-гладкой пустыни и идеально-тупого противника. Ролик длинный, и его, конечно, можно не смотреть, я просто постарался захватить оба смысловых куска - fire and movement в атаке и fire and movement в отступлении.



(Оцените аутентичный гнусавый перевод и VHS-качество. Именно так я смотрел этот фильм в первый раз, именно так его и надо смотреть.)
Tags: перевод
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments