Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Плоский мир

Эх. Что, про конспирологию неинтересно...?

А я вспоминаю, как я летом трепался с makarovslava и alyonka о "Сильмариллионе", который я тогда в очередной раз перечитал.

Обсуждали, в том числе, особенности Арды в её "плоский период", когда она представляла собой накрытый атмосферой диск. Меня эта тема радует :). Слава тут же сказал про особенности военного дела - повышается важность удержания господствующих высот, так как дальность обнаружения (например, неприятельской армии) и дальность передачи информации (допустим, при помощи сигнальных огней) ограничена только степенью прозрачности атмосферы. Ну рельефом, естественно, но не горизонтом.

Мне хотелось бы также сослаться на легендарный пост о небе Валинора:

"Итак, у нас есть источники света, которые располагаются внутри пределов атмосферы, практически на поверхности земли по сравнению с высотой атмосферы. (Это также очевидно, что Древа были не слишком высоки, если Пелори уже способны были полностью заслонить их свет. Кстати, все рассуждения будут верны и для Светильников, о которых сказано, что помещены они были "на высоких колоннах, таких высоких, какими были далеко не все горы в позднейшие дни" - следовательно, также внутри атмосферы). И мы считаем, что законы отражения и преломления света, равно как и состав атмосферы, те же, к которым привыкли сейчас мудрствующие по этому поводу эдайн. :)
Итак, мы стоим в Валиноре неподалеку от Древ. Видеть привычный нам голубой цвет неба мы, очевидно, не будем - ведь за пределами атмосферы нет источника света. Разумеется, слой воздуха, находящийся между нами и Древами, дает некоторое количество рассеивающихся голубых волн, но их так мало, что глаз вряд ли будет воспринимать их. (Не исключено, что зоркий эльфийский глаз способен был бы видеть легчайшую голубоватую дымку, при взгляде в направлении Древ). Если мы находимся далеко от Древ (но не заслонены горами), то их свет будет проходить через бОльшую толщу воздуха и мы будем видеть небо над головой черным, а вдали красновато-серым (похожая "подсветка" видна над городами, только в Валиноре у нас не будет смога и пыли, поэтому гамма будет "чище", не загрязнена желтыми и другими лучами, подобно смешанным на палитре разным краскам. Вот красивая картинка, где свет располагается даже слоями. :)

По мере приближения к источникам света красноватость будет быстро уменьшаться. Небо будет приобретать жемчужно-серый оттенок. Вернее даже сказать, чистого и высокого "неба", как мы видим сейчас, не будет. Над Валинором будет висеть как бы дымка. В некоторых фильмах о войне, где показывают использование мощных прожекторов, виден этот эффект".


На самом деле, именно так я себе это и представлял - небо в Валиноре в те времена не было голубым. Это было ночное небо, подсвеченное снизу мощными источниками света. Но заметьте - валары от гигантских столбов со Светильниками перешли к гигантским Древам на холме именно потому, что для них это был логичный способ освещения плоского мира. Главное, сделать так, чтобы источник света находился достаточно высоко.

Ещё один момент - наличие на восточных границах Валинора Пелоров, огромного горного хребта многокилометровой высоты. Так как мир плоский, то Пелоры непосредственно подсвечивались Светом Древ, так что если мы находимся в Валиноре, на востоке у нас будет подобная ярко-освещённая стенка. А если смотреть с западного побережья Белерианда, будет видно зарево над Пелорами.

"...Феанор велел поджечь корабли тэлери. Так в месте, называвшемся Лосгар, при входе в залив Дренгист, погибли прекраснейшие из судов, когда–либо бороздивших моря, — их поглотило яростное пламя. А Финголфин и его спутники увидали издалека на небе алое зарево, отблеск огня - и поняли, что преданы. Таковы были первые плоды Проклятия Нолдоров".

По нашей земной привычке мы делаем вывод, что расстояние было не таким уж большим, и Феанор жёг корабли прямо за горизонтом. Но там не было горизонта. Это как раз правильная деталь - подобный пожар был виден на противоположном берегу моря, несмотря на пасмурную погоду.

"Это хорошо знали нуменорцы, временами же, когда воздух был чист и прозрачен, а солнце стояло на востоке они различали далеко на западе снежно–белое сияние прибрежного города, его гавань и башню. Нуменорцы в те дни были небычайно зорки, но лишь самому острому взору открывался белый город... Мудрецы, однако, знали, что это не Валинор, Благословенный Край, а лишь Аваллонэ, гавань эльдаров на Эрессеа" - это, опять же, хорошо и правильно. Но Толкиен сам запутался в своём мире, когда добавил: "с вершины ли Менельтармы, с высокой ли мачты корабля". Причём здесь мачта? На море не было ничего, что во что мог бы упереться взгляд на пути от Нуменора к Эрессеа.

Итак, Солнце и Луна уже появились, но Арда всё ещё плоская. Это был мир без горизона - взгляд, брошенный с берега на запад, параллельно поверхности, упирался в сине-зелёное марево, в котором небо сливалась с морем. Возможно, в этом мареве можно было различить тоненькую серую линию Пелоров...  И ещё раз подчеркну - если мы не поднимаем взгляд, он у нас либо упирается в деталь ландшафта, которая находится выше нас - независимо от расстояния - либо в линию, где небо встречается с землёй, которая находится точно на уровне наших глаз. Но мы её не можем разглядеть из-за толщи атмосферы. В общем, в подобном мире мы бы нормально себя чувствовали, например, в лесу. Но стоило бы нам залезть на какой-нибудь холм, и нам показалось бы, что мы находимся на дне невероятно огромной чаши.

Опять же, на одном западном сайте рассматривались интересные эффекты, которые возникают с заходом и восходом солнца в плоском мире, когда лучи светила идут параллельно поверхности, то есть у самой поверхности, где атмосфера плотнее всего, через весь диск. Понятно, что в даже на западном побережье смертных земель эффект от заката слегка гасился Пелорами, а от восхода - всеми теми горами, которые были на востоке. Но, чисто теоретически, это должно было быть похоже на гигантский мираж (когда свет опускающегося к краю мира солнца начинал отражаться от нагретых верхних слоёв атмосферы). Конечно, если бы мы знали диаметр того солнца, которое вращалось вокруг Арды (ладьи Ариэн), было бы совсем хорошо :).

И ведь эльфы помнили такой мир. Например, Элронд. Галадриэль так вообще помнила Валинор и дни до Солнца и Луны, она ещё из того поколения. А Кирдан-Корабел помнил бесконечные звёздные ночи Белерианда... Забавно было бы расписать, что появление Солнца, конечно, стало знаком, что время старшей расы уходит - но вот "закругление" мира и удаление Валинора их просто добило. Мир стал неправильным, восходы и закаты стали неправильными. Людям этого не понять.

Или наоборот, представить себе разговор эльфа со смертным в Первую эпоху, когда человек жалуется на то, что мир кажется ему неправильным. Он не может точно объяснить, что не так, и что должно быть иначе, но... оно должно быть иначе.
Tags: jrrt
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments