Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Пищевая цепочка

В фильме "12 друзей Оушена" ("Оушен" номер два) меня заинтересовало следующее. Да, это спойлеры, но фильм вышел в 2004 году, так что...

Во-первых, с сиквелом вышло так. Режиссёр хотел снять фильм в Европе, чтобы скататься в Рим - он впервые побывал там на премьере "Одиннадцати друзей Оушена", и ему очень понравилось. Создатели фильма решили, что проще не мучиться с обычной проблемой сиквелов, а просто купить для фильма хороший чужой сценарий, из уже написанных, и переделать его в историю про Дэнни Оушена и его друзей. Главное, чтобы там было про воров и Европу (требование режиссёра!), а остальное не проблема. Такой сценарий был найден, его купили, переделали и сняли по нему фильм.

То есть, это изначально была совсем другая история, в другой стилистике и про других персонажей. Но какая разница?

Во-вторых, так или иначе, но этот фильм выворачивает наизнанку все законы жанра. То, что предлагается зрителю в качестве сюжета (банда ловких мошенников готовит новое гениальное ограбление, как в первом и третьем фильме), сюжетом не является. Таким образом, фильм мог бы стать гениальной деконструкцией жанра. Но не стал ей, и вообще не очень-то получился, на мой вкус. Но внимание моё он привлёк.

Итак... В предыдущей серии Дэнни Оушен (Джордж Клуни), его друг и правая рука Расти (Брэд Питт), умник Линус (Мэтт Даймон) и вся их команда украли у нехорошего владельца казино Тэрри Бенедикта (Энди Гарсия) 160 миллионов долларов.

В начале второй серии Бенедикт ставит всех героев на бабки и обещает им мучительную смерть. Команда едет на гастроли в Европу, отрабатывать.

Там Расти встречает свою старую подружку, которая заодно является инспектором Интерпола (Кэтрин Зета-Джонс). У неё своих личных проблем полно - её отец был преступником, потом умер или бросил семью, и т.д. Так что, с точки зрения Фрейда, выбранный ей жизненный путь - и её тяга к Расти - многое о ней говорит.

Новое дело команды сразу рассыпается - их опережает таинственный супервор Ночной Лис. Долго ли, коротко, но они выясняют, что именно Ночной Лис подставил банду Оушена, поимённо выдав их Бенедикту.

Герои встречаются с Ночным Лисом, он же барон Франсуа Тулур (Венсан Кассель). Тулур вызывает Оушена на дуэль с целью раз и навсегда выяснить, кто из них самый лучший вор. Цель - украсть бесценное яйцо Фаберже, которое на днях привезут в римский музей. Проигравший платит Бенедикту.

Арбитр - ЛеМарк, наставник Тулура. ЛеМарк - старый европейский вор мирового масштаба, пользующийся огромным авторитетом. Он давно уже не работает по специальности и безвылазно живёт на своём острове. Тем не менее, в воровском мире нет ничего, что ускользнуло бы от внимания ЛеМарка. О его искусстве ходят легенды. Если использовать термины моего мира, его почитают, как живое воплощение бога воров. Как я уже сказал, Тулур - протеже ЛеМарка.

Почему Фаберже? Потому что это единственное, что сам ЛеМарк не сумел украсть. Кража яйца должна была стать красивым завершением его воровской карьеры, но не сложилось. Почему Оушен? Потому что к ЛеМарку на остров приезжали люди, которые рассказали ему о том, как Оушен с друзьями нагрели Бенедикта. (ЛеМарку всё рассказывают, на то он и ЛеМарк.) ЛеМарк восхитился Оушеном и сказал, что тот лучший. Прямо при Тулуре! Тулур озверел и нарушил кодекс воров, выдав Бенедикту исполнителей. Чтобы выманить Дэнни в Европу - и раз и навсегда доказать ЛеМарку, кто здесь на самом деле лучший.

По-своему, антагонисты подобраны очень хорошо.

Команда Оушена - это типичные американцы. Они кидалы. Их сила - в их количестве, технике и ресурсах. Любая защита неизбежно устаревает, поэтому для взлома они каждый раз просто покупают оборудование следующего поколения. И потом, люди готовы столкнуться с одним мошенником, с двумя... но не с десятью. Когда человек видит полицию, ФБР, машины скорой помощи, ему сложно поверить, что все вокруг - специально нанятые актёры.

Франсуа Тулур символизирует всё, что американцы ненавидят в Европе. Он улыбчивый подлец и лицемер. Он аристократ с изящными манерами. Он строит из себя вора-джентльмена, второго Арсена Люпена. Он делает ставку на своё совершенное искусство, на свою ловкость, гибкость, владение телом и бесстрашие. Для него ограбление - это поединок с охранными системами, демонстрация превосходства человека над машиной.

Естественно, американский зритель ждёт, что "наши парни" качественно нагнут наглого французского ублюдка, и в этом плане, его ожидания оправдываются. Но странным образом. Сначала герои готовят сложную аферу по замену яйца Фаберже на идеальную голограмму, пока в музее будет шумиха по случаю внезапного приезда знаменитой американской актрисы Джулии Робертс, которую будет изображать жена Дэнни Оушена, Тэсс (которую, ха-ха, играет Джулия Робертс). Но все их планы рушатся, как карточный домик, и большая часть команды, не без вмешательства подружки Расти, попадает в руки Интерпола.

Потом выясняется, что Тулур спёр яйцо сразу же, как только оно появилось в Риме, и подменил его копией.

Вот классическая сцена, когда Тулур объясняет, как он проник в музей в ночь перед открытием. "Без верёвки, без специального оборудования?" - "Конечно. А вы что, так не умеете?" - "А как же вы преодолели коридор с лазерами?" - "Ага..!"



Команду Оушена экстрадируют в США, но потом выясняется, что это всё одна огромная разводка, и приехавшие за ними агенты ФБР - тоже подставные. Крайней оказывается подружка Расти, то есть она ещё и виновата перед своим начальством. Пытаясь разобраться в ситуации, она следует за единственной ниточкой, которая у неё осталась - за самим Расти. И, вслед за ним, приезжает на маленький остров в Средиземном море. Где её встречает ЛеМарк. Её отец.

Дело в том, что много лет назад его жена потребовала, чтобы он бросил своё ремесло. Он согласился, и даже вернул яйцо Фаберже, которое только что украл. Но жена всё равно его бросила и дочку забрала, а дочке сказала, что папа был плохим человеком и умер.

И, на самом-то деле, это Оушен выиграл дуэль. Потому что яйцо, которое украл Тулур, уже было подделкой. А настоящее - у Оушена. И Тулур теперь должен отдать все свои деньги Бенедикту, чтобы возместить ущерб, нанесённый Оушеном, пари есть пари.

Выясняется, что и дуэли никакой не было. Вернее, она была... но частично. В этом поединке двух воров Оушен сделал единственный верный ход, первый и последний. Сразу же по приезду в Европу Дэнни с Расти бросились к ЛеМарку со словами: "Ты величайший среди нас. Скажи, чем мы провинились перед тобой, о король воров, и как нам искупить свою вину? Мы готовы сделать всё, что ты от нас потребуешь". Да, этих слов в фильме не прозвучало, но смысл был именно такой. Потому что Оушен действительно сразу же поехал к ЛеМарку. Кто ещё мог их так "засветить"?

А ЛеМарк им сказал - вы должны украсть яйцо Фаберже, которое повезут в Рим. Вся эта шумная процессия с бронеавтомобилями - липа, отвлекающий манёвр. На самом деле, яйцо повезёт курьер, поездом, не привлекая внимание. Я вам скажу место и время. Ваше дело - заменить яйцо вот этой копией. На это у вас, я надеюсь, мозгов и таланта хватит.

И они это сделали. Американцы провернули дело с изяществом прирождённых "чистильщиков" сумок в электричках. Дальше в Рим поехала уже копия.

То есть, ЛеМарк давно хотел вернуть себе яйцо, которое он тогда украл. И он хотел попробовать наладить отношения со своей дочерью, которую он не видел много лет. Для этого-то ему и нужен был Расти, в которого была влюблена его дочь. Соответственно, он ставит для Тулура сцену, в которой ему рассказывают об Оушене и его команде, а он ими громко восхищается. Тулур психует и нарушает воровской кодекс, рассказывая Бенедикту о том, кто его обчистил. Оушен, Расти и ребята приезжают в Европу, Тулур-Ночной Лис начинает им вредить, шум привлекает Интерпол, дочка ЛеМарка выходит на Расти. ЛеМарк намекает Тулуру, что только самый крутой вор сможет украсть яйцо. Тулур предлагает Оушену дуэль. Но на самом деле, яйцо собирается украсть сам ЛеМарк - он знает про трюк с поездом (он же ЛеМарк!), ему просто нужна команда более-менее способных исполнителей. Не уровня Тулура, который действительно супервор, а просто компетентных. Всё остальное - разводка для собственной дочери и собственного ученика, обычная дымовая завеса.

По итогам - отец вновь встречается с дочерью, дочь вновь встречается с Расти, ЛеМарк получает яйцо, Тулур получает урок и платит за него. Бенедикт получает деньги. Европейское полицейское начальство чешет коллективный лоб и думает: "Что это было?"

Вот поэтому ЛеМарка и считают самым крутым вором в мире.
Tags: боги, мир без Героя, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments