Возьмём мои идеи. Помните у меня был текст про геополитику и классовую борьбу (1, 2)? Отличный был пост!
То, что там написано, я считаю правдой. Ну, cum grano salis, конечно, но как модель, для указанного уровня абстракции - это правильная, умная и полезная схема. ИМХО.
Теперь применим к ней Нулевое правило конспирологии: если мы считаем какие-то правила, принципы и закономерности действительно существующими, конспирология должна их отменять и выворачивать наизнанку.
На чём основывалось моё понимание геополитики и классовой борьбы? В трёхстороннем конфликте самый вероятный исход - объединение двух сил против третьей.
Значит, для понимания _реальной_ ситуации (в конспирологическом смысле) надо рассматривать только ситуации союза третьей силы с двумя остальными, которые враждуют между собой. Для простоты назовём эти стороны согласно их реальному уровню - Первый, Второй и Третий.
Если Первый и Второй конфликтуют между собой, значит, они вышли в финал и решают, кто из них займёт первое место и получит золотую медаль. Ситуация, когда у Третьего хорошие отношение и с тем, и с другим, проще всего описать в терминах "зритель". Пусть они дерутся, а мы будем болеть за красивую игру :).
Если между собой конфликтуют Первый и Третий, разрыв между ними оказывается слишком велик, а Второй попадает между ними. Такую ситуацию я назвал "посредник". Потому что Первый, очевидно, главный (на то он и Первый), но общего языка с Третьим у него нет, а Второй вхож и к тому, и к другому.
Наконец, если конфликтуют Второй и Третий, а Первый над ним, но и те, и другие готовы иметь с ним дело - то это уже вариант "судьи". Потому что судья не участвует в конфликте - он его разруливает. Или просто фиксирует результат, который обязаны признавать обе стороны.
Для конспирологии важно следующее. Если в "геополитике" разные варианты сосуществуют, то здесь они вложены друг в друга, как матрёшка. И обозначают не саму ситуацию, а уровни понимания.
Например. Европа, тридцатые годы.
В СССР думают так - капиталисты будут снова драться за передел своей капиталистической системы, а мы будем смотреть и радоваться!
"Конфликт идет не столько между Италией и Абиссинией, сколько между Италией и Францией, с одной стороны, и Англией, с другой. Старой антанты нет уже больше. Вместо нее складываются две антанты: антанта Италии и Франции, с одной стороны, и антанта Англии и Германии, с другой. Чем сильнее будет драка между ними, тем лучше для СССР. Мы можем продавать хлеб и тем и другим, чтобы они могли драться".
В Германии думают так: Англия ведь понимает, что её основные интересы - в колониях, и что без нас она Европу не удержит? Настоящий конфликт сейчас идёт между Коминтерном и старой Антантой. Только мы нужны и тем, и другим, а потому сможем выгодно продавать своё посредничество. СССР необходима наша техническая помощь, и потому он пойдёт на компромиссы, Англии и Франции необходимо, чтобы кто-то нейтрализовал влияние красных, а значит, они согласятся на наше усиление и перевооружение.
И только настоящие хозяева мира думали так: будущая европейская война в первую очередь будет войной между Германией и СССР. Эта война решит судьбу второго места и серебряных медалей - потому что золотые мы разыгрывать не собираемся!
Или представьте себе Холодную войну. Мао думает: "Я умная обезьяна, я сижу на холме и смотрю, как в долине дерутся тигры". В советском Политбюро думают: "Третьему миру мы нужны, чтобы поддерживать его антиколониальную борьбу с лагерем империализма... А империалистам мы нужны, потому что без нас они миром править всё равно не смогут - их же все ненавидят..." А люди, стоящие за США, в это время решают, кто поднимется из третьего мира, а кто в него опустится, и кто на следующем витке будет вторым - по-прежнему Советская Россия или, например, Китай?
Итак, если ты видишь драку двух людей, не спеши радоваться: в большинстве случаев, если ты не арбитр, то ты, во-первых, главный участник, а во-вторых - лох.
Можно предложить для этого масонскую аллегорию. Символ масонства - трёхэтажное здание, трёхчленная структура из друзей, товарищей ("сотрудников") и братьев. Или из мастеров, подмастерий и учеников. Все прочие градусы - это так, мишура. Так вот, с точки зрения учеников (лохов) основное содержание масонской жизни - это подковёрная борьба усилившихся подмастерий с засидевшимися "старичками"-мастерами. Борьба за первое место, за доступ к настоящим паролям. Подмастерья при этом считают, что всё вертится вокруг них - идеи мастеров для учеников неприемлемы, мастера не могли бы править сами, вся их власть держится на подмастерьях - и на том доверии, которое к подмастерьям испытывают ученики.
И только мастера знают, что реальный конфликт тут идёт между учениками и подмастерьями, между третьим и вторым этажом. В этой непонятной для самих участников схватке облажавшихся подмастерий регулярно сливают, а выделившихся учеников поднимают на уровень выше. И всё. "В конверте был полный пароль 96-го уровня, полный ритуал 96-го уровня и секрет 96-го уровня. Секрет 96-го уровня гласил: "Сей градус дается достопочтенному и благородному мужу в знак того, что ни он, ни сын его и ни внук его никогда не получат 97-й градус"" (Галковский (с)).
Или то же самое, но в стилистике фэнтези.
Профаны-смертные наблюдают за надмировой борьбой сил Света и Тьмы.
Силы Тьмы работают посредниками при Светлых для связей со смертными. Это картина мира Воланда - конфликт между Светом (Иешуа и Ко) и реальным миром неустраним. Если Большой Босс вот так просто придёт к людям, его сразу убьют. А на своей территории Большой Босс сводит счёты с душами смертных - ибо они "недостойны". Воланду приходится пахать за всех - доводить до смертных решения вышестоящих инстанций, доводить до начальства настроения внизу.
И только силы Света знают, что настоящая война идёт между демонами и смертными. А Свет просто занимается арбитражем. Демонов, которые поумнели и стали задумываться - списывают об смертных. И на их место назначают демонами самых умных и талантливых из людей.
Естественно, подобная схема не обязана использовать на всех уровнях одни и те же элементы.
Опять же, разложим американскую избирательную систему с конспирологической точки зрения.
Публика, на своём уровне, видит драку между двумя партиями, республиканцами и демократами.
Политический класс, куда входят представители и демократов, и республиканцев, выступает посредником между крупным бизнесом и населением. Потому что само по себе население с классом господ не договорится. А от "своих" политиков оно подобные инициативы более-менее принимает.
Наконец, истинные правители Америки (и не только Америки) наблюдают за конфликтом между элитой (куда входят и политики, и крупные дельцы) и народом. Если старая элита проигрывает, правители спокойно скармливают её народу - и помогают самой активной части народа встать на её место.