?

Log in

No account? Create an account
Арда - версия любителей фантастики - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Арда - версия любителей фантастики [Feb. 17th, 2013|05:46 am]
Григорий
[Tags|, , ]

Столкнувшись с огромными межзвёздными расстояниями, световым барьером и слабыми надеждами на гиперджамп, фантасты стали посылать к другим системам гигантские корабли-города, в которых за время полёта сменялись целые поколения.

Потом они решили не мучиться и посылать людей в замороженном, сублимированном виде, а оживлять их уже на финише.

Потом стали посылать просто зонды с генетическим материалом.

"Задачей проекта «Аррениус» была колонизация Ламии, спутника планеты Сфинкс. В соответствии с идеологией минимализма, присущей Индоокеанскому метапроекту, предполагалось доставить на Ламию человеческие яйцеклетки и уже там вырастить из них людей. Управлять процессом должен был суперкомпьютер, состоящий из самовоспроизводящихся наноэлементов (типа «лемовской тучи»). Капсула с суперкомпьютером и яйцеклетками не имела своего двигателя и была запущена к ν Феникса электромагнитным ускорителем".

"Решение состояло в том, чтобы вначале придти в новые миры, а затем создать колонистов. На этом этапе к звёздам были посланы быстрые и маленькие автоматические корабли. На их борту находились полуразумные машины, запрограммированные для того, чтобы воспроизводить и терраформировать место назначения, и чтобы «конструировать» его жителей из генетического материала, находящегося на борту".


Очевидно, сценарий сдвигается в сторону "как можно больше верить машинам, и как можно меньше верить людям". В конечном счёте, скажем честно, мы просто хотим распространить по Вселенной жизнь и разум. Где-то тут будут находиться монолиты Кларка, размножающиеся роботы, создающие повсюду условия для жизни и поощряющие развитие биологического разума.

Возможна ли колонизация, целью которой будет передача мемов и их воспроизведение на местном материале...?

Что мы можем сказать о логике следующего витка развития? В общем-то, ничего, но мы можем выдумать любую чепуху и сказать, что "логика высших "артилектов" людям недоступна".

Да, это было вступление :). Очевидный парадокс Арды Толкиена - в том, что это, с одной стороны, наш мир (или мир, очень похожий на наш), а с другой - она плоская, вернее, была плоской до "закругления" мира. Которое произошло в историческое время. И это не мифы, не легенды - "Сильмариллион" по большей части записан со слов современников событий. Эльфы ведь обладают идеальной памятью и живут тысячи лет. Элронд помнил плоский мир. Галадриэль помнила Валинор и мир до Солнца и Луны. Кирдан помнил бесконечную звёздную ночь Белерианда. Истории про создание Солнца и Луны могли попасть в Средиземье только из Валинора, вместе с армией Эонвэ - эльфы рассказывали своим родичам о том, что произошло в Амане после их ухода. Вне валинорского контекста эти рассказы бессмысленны. Это даже если не говорить о том, что мог видеть и помнить Гэндальф...

Итак, Земля круглая, но раньше она была плоской, и это факт.

[Вообще-то, фанаты знают, что Толкиен в конце жизни хотел подготовить новую версию своей мифологии, с нормальным космосом и реалистичной физикой. Но для этого надо было переписать всё с нуля, и эту работу он так и не сделал. Да и хорошо, что не сделал. Лично я считаю, что плоская Арда - это крутая фишка.]

Но человек, выросший на твёрдой фантастике, может истолковать все эти сюжеты вполне определённым образом. Всё, что было до "закругления", происходит в виртуальной реальности.

Был некий корабль, абсолютно автоматический, посланный с колонизационной миссией к планете нужного размера, на нужном расстоянии от светила. Этакий кибернетический швейцарский нож. Если бы на планета оказалась непригодной для жизни, корабль начал бы её терраформировать, была бы пригодна - заселил бы, была бы заселена - занялся бы выведением разумного вида из местных форм. Очевидно, у него была программа на все случаи жизни. В случае обнаружения на планете разумной жизни корабль скорее всего самоуничтожился бы.

А перед кораблём на планету прилетели зонды. И они передали информацию - на планете есть сложная жизнь. Признаков разума не обнаружено. Затем пошли образцы. (Не знаю, может быть, их передали на корабль в оцифрованном виде? Была бы энергия.) Корабль выбрал нужный вариант действий и стал готовится к колонизации.

Главный интеллект выделил из себя необходимое число подпрограмм и распределил между ними конкретные задачи.

"И он явил им видение, одарив помимо слуха и зрением; и они увидели пред собой новый Мир, шар, укрепленный в Пустоте, но ей не принадлежащий. Они смотрели и дивились, а Мир этот раскрылся перед ними, и мнилось, что он живет и растет".


И вот тут-то у них возникла проблема.

"Мелькор был превыше прочих айнуров одарен мудростью и силой, владея частицами открытого каждому из его братьев. Он часто скитался один по пустынным безднам в поисках Негасимого Пламени; ибо ему не терпелось дать Бытие собственным творениям; и казалось ему, что Илуватар не спешит обращать Ничто в Нечто, и нетерпение охватывало его при виде пустоты. Пламени он не нашел, ибо Пламя было у Илуватара. Но одиночество породило в нем думы, неведомые собратьям".


Красоты ради можно предположить, что Мелькор изначально был программой, отвечавшей за терраформинг, которая случайно активировалась раньше срока. Но радикальных перемен не требовалось - планету нужно было только слегка доработать напильником и создать для неё разумных обитателей из имеющегося материала. Функции Мелькора резко сократились, и это в конечном счёте превратило его в зловредную, вредоносную программу.

А пока их корабль летел, программы-валары начали создавать виртуальную симуляцию планеты, от простого к сложному. Первый движок был довольно примитивным, они просто проверяли отдельные моменты - освещение, модели местных растений, динамику "хищник"-"жертва"...

"И вот валары обустроили моря, и земли, и горы, и Йаванна посеяла наконец семена, которые давно создала. И так как пламя пожаров было погашено или погребено под первобытными горами, возникла нужда в свете — и Ауле по просьбе Йаванны сделал два ярких Светильника для освещения Средиземья, сотворенного им среди морей. Потом Варда зажгла Светильники, а Манвэ благословил их, и валары укрепили их на высоких столпах, выше всех гор поздних эпох. Один Светильник они подняли на севере Средиземья и назвали его Иллуин; а второй был поднят на юге и назван Ормал; и сияние Светильников валаров струилось над Землей, и все было освещено незакатным светом.

Тогда семена, что посеяла Йаванна, стали быстро прорастать и тянуться к свету, и поднялось множество растений, великих и малых — мхи и папоротники, травы и деревья, чьи вершины, будто горы, венчались облаками, а подножия укрывались в зеленом сумраке. И пришли звери и поселились на лугах, в озерах и реках и в тени лесов. Однако ни один цветок не цвел еще, и ни одна птица не пела — они ждали своего часа на груди Йаванны; но все бурно росло, и пышнее всего — в центральных областях Земли, где свет обоих Светильников смешивался".


Этот мир погиб из-за Мелькора, который спровоцировал критическую ошибку симуляции. Валары, наверное, попытались прибить Мелькора вместе с поражёнными файлами, но у них ничего не вышло.

Следующий мир был уже на что-то похож, хотя он по-прежнему был плоским, тёмным, равномерно тёплым и с условным льдом на условном севере. Валары создали себе виртуальную базу - Валинор, а основной строительной площадкой должен был стать Белерианд, находящийся в центре карты. К сожалению, на основном континентальном массиве обосновался Мелькор, и глитчевые и хакнутые программы зверей бродили по тёмным лесам...

Как бы то ни было, Валары занимались своим делом. Например, Варда просчитала все орбиты и воспроизвела звёздное небо, в точности такое, какое можно было бы наблюдать с поверхности планеты.

"Тогда Варда ушла с совета и, взглянув с высот Таникветиль, узрела тьму Средиземья и бессчетные звезды над ним — далекие и тусклые. И она начала великий труд, величайшее из всех дел валаров со дня их прихода в Арду. Она взяла серебряную росу Тельпериона и создала из нее новые яркие звезды к приходу Первородных; потому–то Варда, чье древнее прозвание было Тинта́лле, Возжигательница, звалась эльфами Элентари, Королева Звезд. Сотворила она в то время Ка́рнил и Лу́инил, Не́вар и Ла́мбар, Алькаринквэ и Элеммире, и множество других дивных звезд собрала вместе и поместила маяками в небесах Арды: Ви́льварин, Те́лумендил, Со́ронумэ и Анарриму; и Ме́нельмакар с его сверкающим поясом поднялся, как предвестник Последней Битвы, что будет в Конце Дней. А высоко на севере, как вызов Мелькору, зажгла Варда венец из семи ярких звезд — Ва́лакирку, Серп валаров, знак рока".


Главный интеллект, тем временем, перебирал самые перспективные виды из обнаруженных. Прежде всего его внимание привлекли млекопитающие и живородящие приматы - изначально древесная форма жизни, которая перешла к наземному существованию и прямохождению. Прокрутив в своём сознании миллионы лет искусственной эволюции, Главный интеллект нащупал необходимый архетип - высокое, вытянутое двуногое существо с крупной головой. На этой основе он сделал свою предварительную версию разумного существа - эльфов. Естественно, ей на смену должен был придти второй, более удачный образец, которому и предстояло колонизировать планету, но эльфы подходили для проработки самых первых, базовых вопросов.

Как мы знаем, Ауле сразу захотел сделать своих разумных существ, на основе той же модели. Видимо, влияние Мелькора сделало поведение основных программ более хаотичным. Главный интеллект со скрипом согласился, но внёс в модель Ауле ряд поправок, гарантирующих вымирание его гуманоидов на длинной дистанции. Гномы сначала размножались, занимая все доступные им ниши, а затем их численность начинала резко сокращаться. (Первыми по этому пути прошли т.н. малые гномы, которые вымерли ещё в Первую эпоху.)

Йаванна в ответ потребовала себе собственную расу - четырёхметровых гуманоидов с неясной экологией, умеющих мимикрировать под деревья. Манвэ согласился включить её идеи в План, но под шумок протащил туда и собственных разумных орлов. Оромэ понадобились гигантские разумные псы, и пошло-поехало.

Мелькор, тем временем, стащил первые образцы эльфов, чуть переписал им программу, заменил текстуры и выпустил в мир в качестве своих орков.

Остальное уже история. Валары хакнули систему Мелькора и временно его изолировали. Эльфы обрели сознание в виртуальности, начали успешно размножаться и создали несколько протосоциумов в Средиземье и в Валиноре. Гномы и орки медленно развивались где-то на условном востоке. Всё это пока было только виртуальной симуляцией.

"Каждого, хоть немного знакомого с географией, при виде карты Белерианда невольно охватывает изумление - как такое могло быть? На этой карте есть столько разных странностей - реки, которые текут не с гор, а между ними, горы, которые с одной стороны значительно выше, чем с другой, болота на горном плато, продуваемом ветрами почти весь год, горные хребты, топология которых напоминает головоломку, и еще многое, что должно изумлять искушенного исследователя миров".


Именно это и представлял самой Белерианд - случайно сгенерированный ландшафт, на котором можно было прогнать ряд сложных сценариев. Так получилось, что эта зона стала пространством битв - сначала орков с эльфами, потом нолдоров с Мелькором, потом людей, эльфов и гномов с людьми и орками, а потом и эльфов с эльфами и эльфов с гномами. История тех войн напоминает о компьютерных стратегиях, потому что это в значительной степени и был один гигантский варгейм. Мелькор устраивал эльфам сеанс одновременной игры и клепал новые юниты, смоделированные разумные гуманоиды учились выживать в агрессивной среде, а валары изучали новое для себя явление.

Затем владыки Валинора выиграли партию за несколько ходов и в очередной раз переустановили систему, наконец-то прибив Мелькора. Но после него остались орки, драконы, тролли, балроги, волколаки-варги и Саурон, который сумел перенести все эти файлы в новый мир.

Очередная симуляция уже была покрыта фотореалистичным ландшафтом - корабль приближался к цели, и валары смогли воссоздать в плоском мире трёхмерную модель основного континента планеты. Пришло время для последнего прогона перед большим открытием - в виртуальности рядом с континентом возник гигантский остров, на котором валары поселили часть людей, создав им крайне благоприятные условия для развития. На этом острове должна была возникнуть первая человеческая цивилизация, культурная матрица которой будет оказывать воздействие на развитие человечества и через тысячи лет после успешной колонизации.

К этому времени корабль уже находился на орбите планеты. Программы вносили в свою модель последние штрихи. Роботы, в свою очередь, правили планету, приближая отдельные детали ландшафта к воссозданной в симуляции версии. Были взятые новые образцы местных форм жизни, и на их основе стали выращивать тела для разумных существ. Механизмы продолжали работать на поверхности. Здания, дороги, поля, леса - всё воспроизводилось на месте. Затем у этих мест появились обитатели - эльфы, люди и гномы, впервые оказавшиеся в собственных телах, но не замечавшие этого, так как их сознание по-прежнему было подключено к виртуальной "матрице". По континенту среди любовно воссозданных декораций бродили лунатики. Только Нуменор вынужденно оставался полностью виртуальным.

Понятно, что Саурон продолжал свою вредительскую деятельность. Попавшие под его контроль машины пытались воспроизвести на планете материальные, живые версии виртуальных творений Мелькора. Вдобавок, у Саурона появились и свои идеи. Он нащупал универсальный ключ, позволяющий перехватывать управление над сложными механизмами, закопанными в недрах планеты - по первоначальному плану, они должны были самоуничтожиться после завершения процесса переноса. Саурон создал кольца - ключи-программы и их носители в реальном мире, мощнейшие микрокомпьютеры в сверхпрочной оболочке. Наконец, Саурон лично явился в Нуменор.

"Ибо ныне, владея слухом людей, Саурон хитроумно исказил все, чему учили валары; говорил он, что в Мире, на востоке и даже на западе, есть множество морей и земель, ждущих завоевания, где лежат втуне несметные сокровища".


На самом деле, Саурон просто показал Ар-Фаразону глобус - настоящий глобус. "Я видел валарские карты - на них нет Нуменора". Ар-Фаразон, осознав, что его родину собираются просто списать, объявил войну валарам, с понятным нулевым эффектом - валары просто заморозили его флот, остановив время на этом участке симуляции. Но, видимо, это заставило их форсировать подготовку к Переносу - они обратились к Главному интеллекту, и Главный интеллект дал добро.

Спящие проснулись - люди (эльфы, гномы, орки, энты, тролли, орлы, драконы, балроги) впервые открыли глаза и увидели перед собой новый мир. Правда, они не заметили этого, ибо для них всё осталось по-прежнему - хотя и чуть иначе. В море же были воссозданы корабли последних беженцев из Нуменора, вместе с подготовленными для них телами.

"Ибо верили дунаданы, что даже смертный (будь над ним благословение) может искать иных времен, нежели жизненный срок их тел; и вечно желали они спастись от тени изгнания и хоть как–то узреть бессмертный свет; ибо горькая мысль о смерти гнала их в море. И потому их славные мореходы бороздили пустынные моря, надеясь отыскать остров Менельтарму и узреть там видение былого. Но они ничего не нашли. Как бы далеко ни заплывали они, им встречались лишь новые земли, похожие на старые и так же подверженные смерти. Те же, кто заплывал дальше всех, лишь огибали Землю и, усталые, возвращались туда, откуда уплыли; и говорили они: «Все пути ныне замкнулись в кольцо». И так в последующие дни посредством путешествий, а также изучения звезд владыки узнали, что мир действительно стал круглым..."


Естественно, в мозгу у этих людей оставались системы, которые ранее обеспечивали им постоянную связь с виртуальной симуляцией. Но эти системы умерли вместе с ними, а новые поколения рождались обычными людьми. Их мир был круглым и материальным, потому что каким ещё он может быть? В этом Средиземье больше не могла повториться история Берена и Лютиэн - Берена не удалось бы воссоздать после смерти, потому что у людей больше не было резервных копий.

С эльфами всё было иначе. Бессмертные создания Главного интеллекта, они и после Переноса сохранили связь с виртуальным Валинором - даже немногочисленные дети, родившиеся у них в новом мире, появлялись на свет уже с необходимыми устройствами в голове. Компьютеры корабля продолжали записывать мысли и ощущения каждого отдельного эльфа, и когда этот эльф умирал, в Валиноре воссоздавалась его виртуальная копия. Те эльфы, которые решались добраться до заокраинного Запада на своих кораблях, просто оцифровывались - их сознание переносилось в Валинор, а их тела и материал кораблей разлагались на молекулы.

Итак, валары свернули свою модель, оставив в онлайне один только Валинор - ради эльфов. Они надеялись, что в процессе сноса системы им удастся покончить с Сауроном, но они ошибались. Саурон успел скопировать себя на Кольцо, существовавшее в материальном мире - а при помощи Кольца и скрытых под Ородруином машин он создал для себя настоящее тело. И бездарно потерял его в бою с Исилдуром, но это было уже потом.

Эльфы тоже по мелочи баловались своими кольцами, используя оставшиеся механизмы (программа самоликвидации была заблокирована Кольцом) для улучшения своих жилищных условий.

Теперь, что касается хоббитов... С ними всё просто. Они - автохтоны. Это была непредусмотренная Главным интеллектом ситуация - форма жизни, которая перешла порог разума перед самой колонизацией или прямо во время неё. Двуногий примат, на основе которого были созданы эльфы, люди, орки и гномы, был непосредственным предком хоббита разумного. В момент Переноса эти существа ещё не достигли того, что по-английски называется "behavioral modernity", но анатомически это уже были вполне себе хоббиты. Они рыли норы в склонах холмов при помощи палок-копалок и охотились на мелких зверей и птиц, бесшумно подкрадываясь к ним на своих мягких лапах, и кидая в них небольшие камни - с убийственной меткостью. Эти адаптации у них сохранились и потом, в цивилизованное время.

"Хоббиты все-таки не то, что люди. Кроме того, хотя норки у них симпатичные, уютные, хорошо проветрены и совсем не похожи на туннели гоблинов, хоббиты все же гораздо больше привыкли к подземным переходам, чем мы, и не так легко теряют способность ориентироваться под землей. Особенно когда уже опомнятся после того, как трахнулись головой о камень. Ступают хоббиты бесшумно, умеют ловко спрятаться и быстро оправляются от ушибов и падений.

(...)

Бильбо недурно метал камни. Недолго думая, он подобрал гладкий, как яйцо, камень, очень удобно легший в ладонь. Мальчиком Бильбо много упражнялся, швыряя камни в разные предметы, так что кролики, белки и птицы разбегались и разлетались без оглядки, едва завидев, как он наклоняется. Став взрослым, он много времени отдавал метанию колец, дротика, стрельбе по прутику, игре в кегли, шары и другие тихие игры метательного и швырятельного свойства".


Может быть, те протохоббиты даже встречали первых настоящих людей, но таинственные великаны игнорировали их. Люди в те дни смотрели на мир глазами виртуальной модели, а в ней никаких хоббитов не предполагалось. Как бы то ни было, после отключения виртуальности контакт произошёл - люди научили хоббитов своему высокоразвитому языку (а вместе с ним и сложному мышлению) и передали "полуросликам" свою материальную культуру.

...На самом деле, эту историю я как-то рассказал h_factor. "Ух", - сказала она, - "Как правильно, что именно хоббиты уничтожили Кольцо! (оно же хакерский микрокомпьютер Саурона - Г.Н.) Ведь это был их мир, им его и защищать - от злобных искусственных интеллектов из космоса".

А потом она добавила: "Слушай, идея-то какая хорошая. Без всякой связи с Толкиеном, сама по себе".

"Ага", - ответил я. - "Прямо хочется использовать эту схему колонизации для какого-нибудь другого мира, убрав оттуда закопирайченные названия и сюжеты, но сохранив суть. И чтобы основная история происходила сильно позже всех этих событий. Чтобы они были просто как предыстория".
linkReply

Comments:
[User Picture]From: trurle
2013-02-17 05:08 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-02-17 10:29 am (UTC)
Да, о том и речь. У нас появилась новая метафора - виртуальность, которая всё объясняет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: celen_me
2013-02-17 10:00 am (UTC)
Клево! Особенно интересно это в сочетании с первой попыткой перевода Толкиена от Бобырь.
Собственно, вот отрывок http://www.hronika-2012.com/news/2012-12-28-3099
По сути это попытка сделать то, что сделал Волков со Страной Оз - переписать произведение в соответствии с советским менталитетом. Сделав его научной фантастикой. С артефактом древних технологий - кольцом в роли рассказчика истории и учеными в роли слушателей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _hellmaus_
2013-02-17 12:26 pm (UTC)
И вновь я в восхищении твоими текстами!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-02-17 02:28 pm (UTC)
Спасибо :).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: john_jack
2013-02-17 02:39 pm (UTC)
Замечательно расписано же. Логично и всё объясняет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gcugreyarea
2013-02-17 04:24 pm (UTC)
Нехило, но версия, которую я скоро выложу, будет круче.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-02-17 04:33 pm (UTC)
Epiiiic Rap Battle of History-i-i--ieee!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-02-18 04:47 pm (UTC)
Это уже было оно?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gcugreyarea
2013-02-18 04:47 pm (UTC)
Ага. Возможно, потом ещё пару доработок кину, но основная суть такова (с)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-02-18 04:49 pm (UTC)
Хм.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Alex Dubov
2013-02-18 09:49 am (UTC)
Поклепывать народную, практически, сказку посредством виртуальщины не велика доблесть. :-)

Куда большее восхищение вызывает Джордж, наше все, Мартин (который со льдом и пламенем). После таких шикарных рассказов как "Путешествия Таффа" и "Злоцветы" (не говоря уж про остальную его крайне удачную, раннюю фантастику, где сплошное техногенное превозмогание), он, не моргнув глазом взялся писать фентэзийный эпос на 100500 томов, развив сюжетную завязку из "Злоцветов".

Для читателя, знакомого с ранним творчеством Мартина, чтение "Льда и пламени" превращается в подлинную муку: очевидно же, что над миром Вестероса болтается супер-крейсер экологической борьбы, того же примерно разлива, что в 1м путешествии Таффа (хотя возможно и хрангийской постройки). Отовсюду явно торчат уши артифактов пси-войны (а-ля "Берегись двуногого кровь пролить"), ну и т.д.

По факту, человек проработал впечатляющую фантастическую вселенную, в которой даже виртуальщина не нужна (by design, а не как нибудь), а потом вписал в нее фентэзийный эпос чудовищного обьема, сохраняя уже 15 лет как кул-фейс перед лицом нападок олдфагов: "сай-файная развязка? нет, не слышал, и знать не ведаю о чем это вы". :-))

(Понятно, что с годами стало полегче: кто сейчас будет копаться в фантастике 80х?)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-02-18 04:45 pm (UTC)
Во-первых, удивительно, насколько ваш коммент не имеет отношения к теме постинга.

А во-вторых, как по-вашему крейсер экологической войны влияет на климат?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Павел Волков
2016-12-07 05:15 pm (UTC)
это гениально.
(Reply) (Thread)