"И как тогда вы воспринимали людей вокруг, если не как врагов?
Как основной объект изучения. Это страна, которую ты должен знать, это люди, которых ты хочешь понять, для того чтобы помочь руководству своей страны принимать правильные решения.
То есть разведчик — это что-то вроде ученого под прикрытием?
Да, очень часто ставятся вопросы познания, вопросы понимания. Я бы сказал даже так: для того чтобы победить, надо понять, для того чтобы понять, надо полюбить".
На английском языке это было сформулировано не позже, чем в конце сороковых, и даже в более сильной форме.
Но в советской культуре всё это выглядело совершенно иначе. Моральный кодекс строителя коммунизма требует от человека "нетерпимости к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов". А враги коммунизма - это те, на кого покажет начальство. "Презренные изменники, подлые убийцы, шпионы, провокаторы пойманы с поличным. Весь наш народ единодушно требует: смерть врагам, осмелившимся поднять руку на народ и его лучших людей! Подводники заверяют партию, правительство и родного товарища Сталина, что изо всех сил будут крепить боевую мощь Военно-Морского Флота, будут беспощадно истреблять подлых врагов народа".
Ненависть свята. Штирлиц ненавидел людей, с которыми работал (а он в Германию попал задолго до 1941 года). Вайс-Белов из "Щита и меча" их ненавидел. Майор Скорин из "Операции "Викинг" (по ней сняли "Вариант "Омега"") тоже ненавидел, но без особой страсти.
Представьте, что я загадал вам шараду. Разведчика внедряют в чужое общество. Как и положено профессионалу, сначала он всех ненавидит. Как врагов. Но потом он понимает, что многие из тех, с кем он работает, сами не одобряют политику режима и сомневаются в официальной идеологии. Они выполняют приказы, они сами отдают приказы, но нельзя сказать, что они представляют собой какую-либо однородную массу. Какие чувства разведчик будет к ним испытывать?
Вы бы не угадали, я уверен. Потому что вы не советские люди.
Речь шла об Исаеве-Штирлице, каким он показан в "Семнадцати мгновениях весны". И да, вы не угадали. Потому что вы не советские люди! Эта культура для вас - для нас - чужда и непонятна.
Представьте себе, что альтернативный Семёнов начал бы писать романы о советском разведчике Штирлице ещё в сталинское время, в те самые годы. С соответствующей идеологической накачкой. Он ведь обязательно бы упомянул о связях немецкой разведки и фашистского троцкистско-зиновьевского блока! Представляете - Штирлицу бы приходилось встречать этих людей, смотреть, как они тайно приезжают в Германию торговать советской Родиной, как они пресмыкаются перед своими новыми хозяевами... Как бы он корчился от праведной ненависти!
А потом альтернативный Штирлиц заперся бы в своём доме, и, поймав по радио советскую волну с репортажами о процессе над вредителями и врагами народа, шептал бы, сжимая кулаки, вместе со всем многомиллионным советским народом: "Раздавить змеиное троцкистское гнездо! Раздавить подлейших из подлых на земном шаре!"
Согласитесь, Штирлицу повезло, что его придумали позже, в более травоядные времена.
Итак. Промежуточный вывод. Маниакальная ненависть советских разведчиков в книгах советских писателей не имела отношения к их предполагаемому профессионализму. Она была необходима авторам, чтобы продемонстрировать лояльность персонажей к советской системе - более того, чтобы продемонстрировать собственную лояльность. Герой вышел покурить, а заодно подумал: "Как же я ненавижу всех этих фашистов, военных преступников, поджигателей войны, предателей, шпионов, белоэмигрантов, литературных власовцев, тунеядцев и любителей развратных американских песен и плясок!"
Соответственно, так как у Стругацких в будущем победили идеалы интеллигенции (как их представляли себе сами Стругацкие), ненависть Руматы нужна для того, чтобы продемонстрировать его верность этим ценностям. Наполнение другое, но логика пока всё та же, советская.
Как тут не вспомнить классическую циатату из "Туманности Андромеды":
"Миико презрительно пожала плечами.
— По одной надписи можно определить, что пещера «Убежище культуры» относится к концу ЭРМ, в последние годы существования старой формы общества. Так характерна для них неразумная уверенность в вечном и неизменном существовании своей западной цивилизации, своего языка, обычаев, морали и величия так называемого белого человека. Я ненавижу эту цивилизацию!"
Ненавидеть хорошо! (Но только, если речь идёт об официальных врагах, которых разрешено ненавидеть. Типа фашистов-троцкистов. Или западной цивилизации.)
А вот с точки зрения самой западной цивилизации, все эти персонажи давным-давно сделали выбор в пользу Тёмной стороны Силы.