Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Эмоциональное и субъективное

Вот пост, который меня зацепил, но в плохом смысле слова. И не только тем, что там в условном 1950 году существуют наркоматы.

Я воспринимаю написанное, как крайне неправильное. Если говорить грубо, то это неинтересный сюжет и это очень плохая стилизация. Ну как бы сказать...

Этот пост вырос из треда, в котором глупые люди спорили с неадекватной. Из этого вряд ли могло выйти что-то хорошее.

Вражеские шпионы в производственном романе - это очень плохая форма. По сути, этим tarkhil как раз и доказал, что он не способен представить себе увлекательный сюжет про профессиональные разборки - ему нужны немецкие агенты, следователи из советской тайной полиции, эхо войны и т.д. Короче, советский детектив он себе может представить. Ладно, при Сталине вредители могли фигурировать даже в сюжете про работу детского сада, но это как раз и была "очень плохая форма".

"Конфликт хорошего с хорошим", "борьба хорошего с лучшим" и т.д. - это так называемся "Теория бесконфликтности" (1, 2, 3, 4). В советское время её ругали всегда. При Сталине - как разоружение перед классовым противником, после Сталина - как пережиток "культа личности". По советским меркам, "бесконфликтность" - это плохо.

В "производственном" сюжете должен быть конфликт. И это "конфликт хорошего с лучшим" только в том смысле, что антагонисту нечего предъявить с точки зрения уголовного кодекса (иначе это был бы детектив или роман из жизни сотрудников правоохранительных органов).

В конечном счёте, лучшими представителями жанра (как мне кажется) были сюжеты про борьбу за власть на предприятии, что хоть в какой-то степени компенсировало отсутствие в СССР нормальных политических триллеров. Это жёсткая тема, а не игра в "дружбу-магию".

Наконец, это, наверное, дёргает меня больше всего. Производственный роман всегда был злободневным произведением. "Цемент" рассказывал о проблемах восстановления промышленности после Гражданской войны. "Большой конвейер" - о том, как американские специалисты помогли строить советские заводы. Поразивший меня фильм "Случай на шахте восемь" посвящён борьбе с культом личности и прочими сталинскими пережитками. Это были актуальные темы. Придумывать производственный роман про сталинское время - это также абсурдно, как в сталинское время писать производственный роман про вторую половину 19 века. А пытаться стилизовать его под проблематику конкретной эпохи - тем более неправильно. Какая актуальная тема существовала в 1950-1952 году? Борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед западом? Так и вижу - плохой врач, Яков Обрезхер, предательски передаёт американским коллегам гениальное открытие положительного русского врача Ивана Русакова...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments