Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

So Long Sucker: игра в капитализм

"Риск" - классическая настольная американская игра для нескольких игроков. Детство, проведённое за "Риском" и "Монополией", превратило американцев в бездушных капиталистических ублюдков :).

Чего стоят сами названия...

Вы скажете, что это случайное совпадение, но меня почему-то не удивляет, что СССР породил и теорию Поршнева, и игру Мафия.

Да. В основе "Мафии" лежало следующее ощущение - кто-то нас обманывает, кто-то манипулирует нами в своих целях, но мы не знаем, кто это.

А сегодня я хотел бы рассказать об одной очень американской и очень суггесторской игре. Игре в кидалово. Эту игру придумал безумный гений Джон Нэш (помните фильм "Игры разума"/"Beautiful Mind"?) со своими товарищами. Целью было создать максимально брутальную и предельно простую игровую механику для иллюстрации групповой динамики в многосторонних конфликтах. Каждому игроку выдавался равный начальный капитал. Задачей игрока было разорить всех остальных участников игры, для чего требовалось создавать коалиции и заключать соглашения, а затем, в нужный момент, нарушать их и бить в спину своим партнёрам.

Это была игра, которая сначала цепляла людей за крючки, доставшиеся нам от наших предков - жажду накопления, жажду лидерства - а затем заставляла вести себя подобно той обезьяне, с которой другие обезьяны не разговаривают.

Игра называлась просто - So Long Sucker (что можно вольно перевести, как "Отдыхай, лошара!"). На самом деле, первым вариантом названия было более честное, но непечатное Fuck Your Buddy ("Наеби кореша").

Правила тоже были просты. В игре участвуют четыре человека. Каждому игроку выдаётся по семь фишек. Фишки разных игроков должны отличаться друг от друга, например, цветом. (Можно использовать игральные карты, тогда каждому игроку будет соответствовать своя масть.) Все фишки находятся на столе, то есть все видят, сколько у кого осталось.

Первый игрок определяется случайным образом. Он ходит, ставя свою фишку на стол. Затем он должен выбрать следующего игрока - любого из оставшихся. Тот тоже должен выложить одну из своих фишек на стол - либо поверх фишки первого игрока (в его стопку), либо отдельно (начав новую стопку). Затем второй игрок тоже передаёт ход одному из участников, на своё усмотрение.

Но нельзя передавать ход игроку, чьи фишки находятся в стопке, на которую только что сыграли. Если в этой стопке уже находятся фишки всех четырёх игроков, ход получает тот, чья фишка находится глубже всего - иначе говоря, была положена раньше остальных.

Если на стопку два раза подряд легла фишка одного цвета, эта стопка считается захваченной и переходит к игроку, чьи фишки использовались для захвата (обратите внимание - независимо от того, кто их положил). Игрок, захвативший стопку, обязан сбросить одну фишку из имевшихся в стопке - и забрать остальные. (Если на столе лежала одинокая красная фишка, и "красный" игрок положил на неё вторую красную фишку, он забирает одну красную фишку, а вторую сбрасывает.) Сброшенные фишки считаются "убитыми" и выбывают из игры.

После захвата стопки, ход переходит к тому, кто получил захваченные фишки.

Захваченные фишки чужого цвета являются "пленными". Игрок имеет право играть ими, а также может в любой момент сбросить их ("убить") или передать другому игроку, независимо от того, чей сейчас ход. Сбрасывать или передавать фишки своего цвета в рамках действий с "пленными" нельзя.

Если ход переходит к игроку, у которого больше не осталось фишек, и который, таким образом, не может сделать ход, этот игрок выбывает из игры. Если только его не выручат другие игроки, у которых есть "пленные" фишки - как я уже сказал, их можно передать в любой момент. Когда один из игроков выбывает из игры, ход возвращается к тому, кто передал ход выбывшему. Если стопка захватывается фишками игрока, который уже выбыл, вся стопка считается "убитой".

Последний оставшийся за столом игрок побеждает, даже если у него самого закончились фишки.

Все переговоры происходят за столом. Игроки имеют право заключать любые союзы и делать друг другу любые предложения. В этой постоянной торговле и состоит суть игры. Естественно, любые договорённости в любой момент могут быть нарушены. Чтобы победить, игрок должен сначала заставить других игроков помочь себе - то есть убедить их в том, что если они помогут ему, он поможет им - а затем обмануть их доверие.

----------------------

Приведу один пример, чтобы было понятнее. Допустим, все игроки решили построить Вавилонскую башню, и начали выкладывать все свои фишки в одну единственную стопку. По жребию, первым ходил красный игрок. Он положил на стол красную фишку и выбрал синего игрока. Синий положил синюю фишку на красную и выбрал жёлтого игрока. Жёлтый игрок положил жёлтую фишку на синюю и выбрал зелёного игрока (он не может выбрать никого другого - фишки остальных трёх цветов уже есть в активной стопке). Зелёный, положив зелёную фишку на жёлтую, передаёт ход красному (потому что красная фишка в стопке лежит глубже остальных).

И так они и будут ходить до упора: красный - синий - жёлтый - зелёный. Пока они выкладывают свои фишки в одну стопку, порядок ходов не может поменяться. После седьмого круга произойдёт следующее. Ход опять вернётся к красному. Но у красного больше нет фишек, значит, он проиграет. От него ход перейдёт обратно к зелёному (так как он ходил перед красным). Но у зелёного тоже нет фишек! Он выбывает из игры, ход уходит к жёлтому (который передал ход зелёному), жёлтый тоже выбывает. От жёлтого ход возвращается к синему, который и выигрывает, потому что он остался последним - хотя фишек у него тоже нет.

Итак, если игроки не играют, а автоматически делают ходы на одну общую стопку, игра сводится к следующему. Жребий выбирает первого игрока. Первый игрок выбирает победителя. Всё.

А теперь представим, в рамках этой умозрительной партии, что где-то после пятого круга эта ситуация перестала нравится жёлтому и зелёному (до них дошло, как до жирафа :)). На столе уже стоит гигантская стопка из двадцати фишек, у каждого игрока осталось по две фишки. Красный ставит свою фишку на зелёную. Синий ставит свою фишку на красную. Жёлтый ставит свою фишку на синюю. Тут зелёный ставит свою зелёную фишку рядом, образуя новую стопку - и со словами "жёлтый, банкуй!" - передаёт ход обратно жёлтому. А он имеет на это право, так как в его новой стопке жёлтого цвета ещё не было. И жёлтый ставит свою последнюю жёлтую фишку на предыдущую жёлтую фишку в большой стопке. И забирает всю стопку, все 24 фишки (вернее, 23 - одну он по правилам сбрасывает). Теперь у красного одна фишка, у синего одна фишка, у зелёного одна фишка, на столе лежит одинокая зелёная фишка, а у жёлтого 23 фишки. По совести, жёлтый теперь должен щедро поделиться фишками с зелёным, без которого у него бы ничего не вышло. Но зачем ему это делать? Он уже миллионер и победитель, а перед ним - жалкие нищеброды, которые одной ногой в могиле. "Отдыхай, лошара!"

Естественно, в реальной игре резня и кидалово начинается гораздо раньше.

P.S. Один человек в сети спросил, что делать, если первые два игрока сознательного захотят "убить" игру. Для этого им достаточно каждым следующим ходом начинать новую стопку и передавать ход друг другу, выключив оставшихся двух игроков из игры. После четырнадцати ходов фишки у них кончатся - второй игрок опять передаст ход первому, первый автоматически проиграет, а ход вернётся к второму - который тоже проиграет, а ход должен будет перейти к первому (ведь второй получил ход от первого!). А первый уже проиграл. И что дальше?

Строго говоря, правила на этот вопрос не отвечают. Но, скажем так, обычно желание забрать себе чужие фишки и победить оказывается сильнее, и стопки начинают расти...
Tags: мир без Героя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments