Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Возвращение Кристофера Робина

В этом смысле, архетип Спока - Хранитель (слишком логичный, чтобы рисковать), а архетип Кирка - Тактик (слишком крутой, чтобы думать... о последствиях).

Надо сказать, что современная версия "Звёздного пути", со всеми этими бластерами, летающими автомобилями и военной формой в стиле сороковых годов 20 века, имеет к Будущему ровно такое же отношение, какое стимпанк имеет к футурологии. Само по себе желание "перезапустить" вселенную, вместо того, чтобы продолжать её, достаточно красноречиво.

Забавно взглянуть на нынешнюю дилогию глазами современного любителя фантастики. Начнём с того, что разные планеты там населяют всё те же homo sapiens. Вулканцы, ромулане, клингоны, земляне принадлежат к одному биологическому виду, в самом, подчёркиваю, биологическом смысле слова - у них здоровое потомство рождается. Этот вид, очевидно, происходит с Земли. Хотя бы потому, что именно на Земле сохранилось наибольшее разнообразие видовых характеристик - по меркам Стартрека, европейцы, азиаты и африканцы должны были бы жить на разных планетах, а не на одной. (Типичный мостик "Энтерпрайза" - белый землянин, жёлтый землянин, чёрный землянин, ушастый инопланетянин, лысый инопланетянин и т.д.) На Земле найдены останки ископаемых предков людей, на Земле живут ближайшие неразумные родственники гоминидов, да и вся геологическая история планеты свидетельствует о том, что мы отсюда. Вообще, если говорить о богатстве биосферы, то по сравнению с Землёй другие обитаемые планеты - пустыни. Часто в буквальном смысле слова.

Ещё когда я смотрел первый фильм новой версии "Звёздного пути", я подумал о варианте, в котором люди, не выдержав своего одиночества в космосе, искусственно поделились на несколько "разумных рас". Желающие бы нашлись, я думаю.

Новый фильм ещё ярче высвечивает абсолютную искусственность происходящего. В текущих условиях это можно объяснить только щедрыми дозами конспирологии и "пост-сингулярности". Впрочем, конспирология Стартреку не чужда...

***

Так. Надо, пожалуй, пояснить ситуацию для тех, кто не в курсе.

Всё началось в 1967 году, в первом сезоне сериала "Звёздный путь", с серии "Star Seed". 23 век, команда исследовательского корабля Федерации Объединённых Планет "Энтерпрайз" находит в космосе древний досветовой корабль "с атомным двигателем" и грузом замороженных людей на борту. В дальнейшем выясняется следующее.

В 90ые годы двадцатого века на Земле начались "Евгенические войны". В целом ряде стран к власти пришли искусственно выведенные "сверхлюди", формальной целью которых было установление мира во всём мире, для чего требовалось завоевать этот самый мир. Естественно, коалиция стран, где власть осталась в руках у обычных людей, объявила новым тиранам войну, а вдобавок улучшенные люди начали бороться друг с другом, потому что "выдающиеся способности порождают выдающиеся амбиции". Величайшим из тогдашних тиранов был Хан Нуньен Сингх, чья империя простиралась от Дальнего до Ближнего Востока. При этом, Хан вошёл в историю как "просвещённый деспот", гениальный правитель и полководец, чья власть держалась не столько на насилии, сколько на его личной харизме и магнетизме.

"Поймите, мистер Спок", - скажет потом капитан Кирк, - "То, что мы им восхищаемся, не означает, что мы одобряем его действия".

Хан стал последним из тиранов, с его империей было покончено только в 1996 году. После поражения Хан и десятки его сторонников из числа "сверхлюдей" бесследно исчезли - как выяснилось, они захватили один из новейших межзвёздных кораблей, погрузили себя в криогенный сон и ушли в глубины космоса. Все записи были уничтожены, в общем, как обычно.

Размороженный Хан по старой привычке попробовал захватить "Энтерпрайз", но у него ничего не вышло. Капитан Кирк принял решение высадить Хана и его сторонников на необитаемый остров необитаемую планету, дав им шанс начать всё с нуля.

В 1982 году на экраны вышел полнометражный фильм "Звёздный путь: Гнев Хана". Прошло 15 лет. Как выяснилось, через полгода после отлёта "Энтерпрайза" на планете изгнанников произошла чудовищная катастрофа, сделавшая её практически непригодной для жизни. Сверхлюди сумели кое-как выжить только благодаря собственной нечеловеческой выносливости и гениальной изобретальности своего вождя. Но Хан за эти долгие годы "перегорел" и слегка тронулся рассудком. Когда у изгнанников появился шанс захватить корабль Федерации и сбежать с планеты, Хан решил любой ценой найти Кирка и отомстить ему - в результате чего бывший властелин "четверти человечества" бездарно погубил и себя, и своих людей. Честно говоря, если бы этот фильм был мюзиклом, в нём было бы больше смысла.

Как бы то ни было, фанаты молятся на этот фильм, а Хан стал культовой фигурой.

Поэтому в новом фильме "Star Trek: Into Darkness" зрителям решили показать очередную, обновлённую версию Хана. (В прошлый раз индо-пакистанского сверхчеловека играл мексиканец Рикардо Монтальбан, теперь эта роль досталась англичанину Бенедикту Камбербэтчу.) На сей раз его нашёл в космосе нехороший адмирал Маркус. Маркус собирался развязать войну между Федерацией Объединённых Планет и Клингонской Империей, поэтому он разморозил Хана, чтобы использовать его знания в сфере военных технологий конца двадцатого века для создания боевых звездолётов. Хан спроектировал для Маркуса первый космический дредноут - огромный чёрный корабль с адекватной защитой, в котором фотонные торпеды загружались в торпедные аппараты автоматически, а не вручную, а всем корабельным вооружением можно было управлять с одного-единственного пульта на мостике (что, в свою очередь, позволяло свести экипаж к минимуму). Вот что значит сверхчеловеческий гений.

Да, сюжета в фильме нет, но происходит там примерно следующее - Хан устраивает теракт и телепортируется с Земли на Кронос, столичную планету клингонов. (Ха! Сценаристы меня посрамили. Я писал: можно перебрасывать объект с планеты на планету на расстоянии в несколько световых лет... можно спокойно перебросить объект с планеты на корабль, идущий с варп-скоростью. Правда, слава богу, это "Звёздный путь", так что если они снимут очередную серию, выяснится, что о мегаизобретении забыли на следующий день. Не забыли - мегателепорт работает.) Затем за Ханом посылают звездолёт. Чтобы его уничтожить. Или арестовать. Или спровоцировать войну с клингонами.

Нет, ну вы понимаете? Какая война с клингонами? Какие космические дредноуты? У землян есть устройство размером со спасательный жилет, которое позволяет телепортировать относительно крупные объекты прямиком на планету клингонов. Вот и всё.

Да, это добавляет происходящему ощущение нереальности. Как и в той сцене, когда Кирк заявляет Хану, что невозможно перехватить корабль, идущий с варп-скоростью, а Хан отвечает, что нет, вполне возможно - и оказывается прав. Для Кирка ведь это не просто факт - это один из законов физики, ну или того, что им заменяет физику. Но если отойти чуть в сторону, то эти законы перестают действовать. А если отойти ещё дальше, можно мгновенно перенестись с поверхности одной планеты на поверхность другой (я не устану это повторять!). 

***

Впрочем, конспирология Стартреку не чужда...

Итак, в 1967 году создатели сериала утверждали, что спустя четверть века созданные при помощи генной инженерии супермены развяжут новую глобальную войну. Опять же, Хану в 1996 году было уже далеко не двадцать лет. Таким образом, зрителю конца шестидесятых предлагали задуматься о том, что где-то там, в секретных лабораториях, уже родились первые поколения будущих самозваных владык человечества.

Потом. Вселенная Стартрека всегда была привязана к реальной истории. Но время шло, девяностые начались и кончились, и дата 1992-1996 стала вызывать определённые вопросы. Неужели мы пережили Евгенические войны и даже не заметили их? В фанатской среде появилась версия, что историки 22 века могли называть "Евгеническими войнами" тайную войну между сверхлюдьми, что сверхлюди могли незаметно влиять на политику ведущих стран, и азиатская империя Хана Нуньена Сингха тоже могла быть теневой структурой. А что, если после развала Советского Союза в мире действительно бушевала необъявленная война между анонимными гениями и остальным человечеством, которая только изредка вспыхивала пламенем реальных конфликтов в Африке, на Балканах, в Чечне и бывших советских республиках? Да что там говорить о фанатских версиях - об этом уже официальные книги написаны.

Возвращаюсь к тому, с чего я начал. Во второй половине двадцатого века человечество вплотную подошло к границе технологической сингулярности, а местами и перешагнуло её. Успехи в области вычислительной техники, атомной энергетики, генной инженерии позволили, например, к началу девяностых годов создать первые межзвёздные корабли. Были произведены первые успешные опыты с нуль-транспортировкой макрообъектов. Но силы, которые к тому времени управляли человечеством (чем бы они ни были), решили, что людям всё не это нужно. Что толку от голых камней, когда люди мечтают встретить под разноцветными солнцами разноцветных гуманоидов? Какой смысл объединять безжизненные и пустые планеты сетью мгновенной телепортации, когда люди воображают себе армады серебристых кораблей, которые в глубинах космоса будут величественно обстреливать друга друга ракетами и смертоносными лучами? Прогнозы показывали, что биотехнологии, сверхмощные компьютеры, миниатюрные источники энергии и нанороботы вообще покончат с человечеством в той форме, в какой оно существовало всю свою предыдущую историю. И кто тогда будет грезить о звёздах?

Нет, эти неизвестные силы решили дать людям именно такой мир, о котором люди мечтали - мир, в котором люди смогут остаться людьми. (Будем считать, что научная фантастика двадцатого века использовалась именно для этого - чтобы как можно точнее вычислить реальные предпочтения людей, как таковых.) Они терраформировали подходящие планеты и заселили их искусственной фауной. С разумом вышла заминка - разум на биологической основе оказалось не так-то просто воспроизвести. Пришлось просто скопировать людей, добавив им те или иные косметические особенности, типа клингонского гребня на черепе. Впрочем, люди ведь именно этого и хотели, не так ли? Для новых рас потребовалось создать искусственную историю и искусственные языки, но это, в конечном счёте, было не самой сложной задачей.

Отсюда принцип невмешательства - первая директива Звёздного Флота. Стоит только свернуть с наезженных звёздных трасс, как сразу столкнёшься с очередной земноподобной планеткой, на которой живут очередные человекоподобные существа на той или иной стадии развития. Эксперимент продолжается.

Да, именно демиурги выдумали определённые правила для перемещений и боёв в космосе, и постепенно поделились соответствующей техникой с землянами и другими расами. Правда, это потребовало от людей будущего примерно такого же уровня невежества, которое авторы последних фильмов предполагали в своих зрителях, и которое успешно демонстрируют их герои ("Давайте используем реактор холодного синтеза, чтобы синтезировать холод и заморозить всё вокруг" - "Отличная идея, капитан!").

Представив себе этих демиургов, я спросил их - но зачем?! Зачем вам всё это было нужно? А они в ответ сказали только одно - "для историй". Видимо, по их мнению, человечеству не стоило так скоро взрослеть - слишком многое ещё осталось не пережитым, слишком много историй было не рассказано, слишком много песен не спето. В конце концов, люди заслужили право на настоящую космическую войну с красивыми разноцветными лучами и пузырями силовых полей. Пусть детство продлится ещё несколько веков.

Думаю, вариант с виртуальной матрицей они тоже рассматривали, но при наличии технологий 21 века, то есть мгновенной сверхсветовой связи и телепортации, дешевле оказалось строить модель в масштабе 1:1, в режиме близком к реальному времени. 

В рамках этой концепции, Хан и его собратья - не более чем прототипы, демонстраторы технологий. Наработки по "людям 2.0" в дальнейшем использовались при создании внеземных рас. Вулканцы получили интеллект Хана, ромулане - его властность, а клингоны - агрессивность. (Или, в терминах другого сеттинга, у вулканцев появилось слишком много неоантропов, у ромулан слишком много суггесторов, а у клингонцев - слишком много суперанималов. Люди традиционно обошлись избытком диффузников.) 

И это объясняет сверхспособности Хана в новом фильме. Он порождение другой эпохи. Он ещё застал самое начало спектакля - да, он был одним из актёров, но в его дни актёры участвовали в обсуждении сценария и обладали правом на импровизацию. Он помнит, где кончаются декорации и начинается реальность. И именно поэтому в конце фильма его снова отправляют в холодильник.

P.S. Да, я знаю, что в Магистрали у vasilisk_'а описанное вообще каждый день происходит.
Tags: конспирология, космоопера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments