Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

"Снова о драконе и витязе" - развитие личности и социума

(Так, извините, у меня возникла непредвиденная пауза, всю вину беру на себя.)

Вступление.



Всё это не снимает вопроса о том, какая логика стоит за показанными сценами и их последовательностью...

Так как я - это я, то я стал перебирать известные мне системы, пытаясь найти ту, чьи закономерности совпадали бы с показанным. В мультфильме предлагается шесть вариантов развития событий - семь, если считать правильный и истинный. Идеальный вариант показан в самом начале, но именно он является целью - "счастлив тот, кто походит на настоящего витязя" (то есть, на Святого Георгия). Это заставляет задуматься о том, что остальные варианты являются ступенями на пути к совершенству, тем более, что к этому выводу нас подталкивает характерное чередование эпизодов - герой принимает предложение дракона в первом, третьем и пятом случае, но проявляет агрессию во втором, четвёртом и шестом.

Итак, нужна концепция, связанная с развитием, с максимальным уровнем, и чередованием ступеней по принципу чёт-нечет, по возможности отечественная. И такая концепция мне известна :). Это теория уровней абстрактного интеллекта (ТУАИ) от Я. Фельдмана!

Да, я уже писал о ТУАИ: 1, 2, 3, примеры.

(Если очень по-простому, то в ТУАИ заявлено восемь рабочих уровней - условно говоря, раб, крестьянин, воин, жрец (он же чиновник), торговец, учёный, гений, святой. Каждый уровень подчиняется следующему, подавляет предыдущий и проигрывает любому более низкому. Остальное смотрите по ссылкам.)

В нашем случае, мультфильм рассматривает уровни со второго по восьмой, где восьмой - это уровень святого, "настоящего витязя". Высший уровень заявлен в начале, остальные идут по порядку.

Таким образом, проблематику мультфильма можно понять так. С одной стороны, поле борьбы с Драконом находится внутри каждого человека. Дракон - это наши внутренние демоны, те страсти, которые мы должны преодолеть и подчинить для того, чтобы развиваться. Особенности взаимодействия с собственным Драконом зависят от уровня данного человека. Одновременно, Дракон представляет собой внешнюю власть и её стратегию. (Дракон, в данном случае, самая очевидная метафора власти. Власть начинается именно с этого - вы будете меня кормить, а я позволю вам жить на этом месте.) Отношения человека с властью определяют социальную структуру общества. Люди развиваются - общество усложняется.

Будучи Властью (как в словосочетании "советская власть"), Дракон лучше всего чувствует себя на уровнях 3-4, но может изображать любой другой, вплоть до шестого.

Дальше просто смотрим мультфильм.

Сила дракона
Дракон бросил витязю мешочек с золотом, и витязь забрал его и уехал.

Второй уровень, уровень крестьянина. Представим себе феодала (3-й уровень), который контролирует окрестные деревеньки с крестьянами (2-й уровень). Крестьяне могут восстать против местной власти, если она покажется им особенно несправедливой, но власть всегда может прекратить восстание, согласившись на какие-нибудь локальные уступки. Их всё-равно потом можно будет отыграть назад. Итак, крестьянин никогда не сможет победить власть, какая бы сила не была не его стороне, потому что власть всегда сможет откупиться от крестьянина.

"...когда после семи лет мора и засух четыреста тысяч живых скелетов вилами и оглоблями перебили дворян и осадили герцога Убанского в его резиденции; и герцог, слабый ум которого обострился от невыносимого ужаса, объявил подданным прощение, впятеро снизил цены на хмельные напитки и пообещал вольности; и Арата, видя, что все кончено, умолял, требовал, заклинал не поддаваться на обман, был взят атаманами, полагавшими, что от добра добра не ищут, избит железными палками и брошен умирать в выгребную яму..."


Обратите внимание, что Арата ошибся, попробовав "уйти вверх", иначе говоря, начав уговаривать своих бойцов. Логические аргументы разбиваются о моральное мышление второго уровня; второму уровню, по определению, проигрывают все уровни после третьего.

Сметливый витязь
Витязь вступил в схватку с драконом и убил его, затем сел на его место у родника. Девушку привели витязю.

Третий уровень, уровень воина (аристократа, офицера). Витязь заходит с третьего уровня, дракон отвечает третьим. Конкуренция на третьем уровне приводит к победе одного из них. Сильный может победить власть - но тогда он просто станет новой властью. Ничего, в сущности, не изменится. Победитель дракона становится новым драконом.

Сметливый дракон
Дракон и витязь договорились, и им привели двух девушек.

Четвёртый уровень, уровень священника-чиновника-агитатора. Четвёртый уровень по Фельдману связан с управлением параллельными процессами, и здесь мы видим яркую иллюстрацию к этому понятию. Дракон и витязь доросли до четвёртого уровня, поэтому дракон предложил витязю достойное место в своей системе, и они осуществили слияние своих ранее независимых структур. Как видите, на этом уровне власти доступны более сложные стратегии - что для подданных оборачивается усилением эксплуатации.

Глупый витязь
Дракон надел на хвост фальшивую голову. Витязь отрубил её и уехал, а дракон лишь притворился мёртвым.

Пятый уровень, уровень торговца-предпринимателя-владельца собственного бизнеса. Именно эта сцена дала мне важную подсказку к последовательности в целом - на пятом уровне зарождаются предпосылки к демократии в современном смысле слова. Дракон заводит себе фальшивую голову, чтобы её можно было рубить - и её регулярно рубят, раз в несколько лет.

Именно это не смогли понять советские дикари, когда в рамках своего культа карго попытались скопировать процедуру демократических выборов. В СССР последовательно подавлялся пятый уровень, поэтому главная идея прошла мимо них, а выборы превратились в простую демонстрацию лояльности правящему Дракону. Но ведь суть именно в том, что витязь должен раз за разом одерживать ритуальную победу, а Дракон должен ложиться к его ногам и говорить: "Ты победил меня, народ! Ты опять оказался сильнее!" Для этого Дракону необходимо иметь по-меньшей мере две головы, чтобы одну из них можно было периодически снимать и менять на запасную, не причиняя вреда организму в целом.

Витязь юбколюб
Дракон пустил витязя в свой гарем, где витязь и остался.

Шестой уровень, уровень теоретиков и учёных. Здесь дракон с самого начала берёт в руки лютню, чтобы показать, что он такой же, как витязь - ценитель искусств и творческая личность. Дракон предлагает простую сделку - он кормит и содержит витязя, а витязь занимается своим любимым делом. В конце концов, какая ему разница, кто в данный момент у власти?

Этот витязь - интересный персонаж, и я хотел бы иметь талант, позволяющий расписать его в красках. Но увы. Просто представьте, что стоит за этим выбором, который превращает его в одну из наложниц дракона (но всё по любви!), как он относится к представителям предыдущего уровня, чью наивность он ясно видит, и к прекраснодушным представителям следующего, которые собираются отобрать у него кормильца и защитника.

Наивный витязь
Витязь сразился с драконом и убил его. Но выбежавшие из гарема женщины побили витязя и стали оплакивать дракона.

Седьмой уровень, уровень гениев и прочих друзей парадоксов. На этом уровне витязь уже может победить Дракона - по-настоящему победить его, не став драконом в процессе. В результате чего такой витязь скорее всего погибнет от рук возмущённых слуг Дракона, у которых он только что отобрал средства и смысл существования. Естественно, это будет не витязь из предыдущего примера, потому что шестой уровень не может ничего сделать с седьмым, но представители более низких (нечётных?) уровней. По мысли Фельдмана, "миф низких уровней в основном строится вокруг героической победы (сильного над умным), а миф верхних рассказывает о трагическом поражении (в результате столкновения сложного с примитивным)". Ты можешь освободить людей - но они будут тебя ненавидеть.

Таким образом, борьба с собственными демонами на седьмом уровне может привести к окончательной победе - ценой саморазрушения личности.

И только восьмой уровень способен выполнить задачу в полном объёме. "Счастлив тот, кто походит на настоящего витязя".
Tags: Я_Фельдман, сказка
Subscribe

  • "Как издавали фантастику в СССР", Андрей Караваев

    Летом сего года известный авторитет Владимирский по кличке Вася-критик пустил маляву по зонам и местам пребывания любителей фантастики. Что, дескать,…

  • Обрывочное рассуждение

    Отрывок из ненаписанной/недописанной реакции на [позорную, сталинисткую] пьесу Евгения Шварца "Приключения Гогенштауфена". (Важная вещь в рамках…

  • Сценарий по "Понедельнику"

    Борис Стругацкий, "Комментарии к пройденному": " Первый вариант сценария по «Понедельнику» был написан очень давно, и писался он для студии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment