Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Начинаю разговор, который я сегодня уже не успею закончить

Из-за того, что я откатился по темам года на три-четыре назад - ну, надо же было всё-таки написать про восемь гусеничных полубогов, если Слава просил, правда? - меня снова начали волновать вещи, которые мы обсуждали тогда.

vasilisk_ однажды написал:

"Может возникнуть вопрос - а чем так уж принципиально отличается война истребителей и миноносцев от войны линкоров и линейных крейсеров с точки зрения сюжета? Отвечаю: один линкор против двух линкоров практически гарантированно будет утоплен. А вот один истребитель против даже десятка истребителей противника может и выиграть. Главное же отличие в том, что менталитет асов-пилотов принципиально иной..."


Это любимая мной тема - насчёт того, что многие высказывания скрывают за собой определённую модель в голове говорящего, которую можно попытаться реконструировать.

Давайте наложим это на механику "паровых самолётиков", о которой я недавно упоминал.

У всех самолётов в игре было шесть основных характеристик, четыре из которых сразу сообщались игроку (как значения по десятибалльной шкале), а остальные две могли упоминаться в описании.

Итак, у каждого самолёта была указана его огневая мощь, скорость, манёвренность и броня. Подразумевались, но не всегда указывались дальнобойность и сектор обстрела (в градусах).

Значение огневой мощи очевидно. Скорость означала расстояние, которое самолёт может пройти за один ход. Манёвренность - насколько сильно самолёт сможет изменить свой курс за один ход. Наименее манёвренные машины могли лишь слегка изменить свой курс, наиболее манёвренные - в буквально смысле слова развернуться на пятачке. Броня, как обычно, отвечала за количество повреждений, которое самолёт мог выдержать в бою.

Сектор обстрела описывал способность самолёта к манёвру огнём - возможность поражать цели, находящиеся в стороне от выбранного курса. Максимальный сектор обстрела равнялся 360 градусам - это означало, что самолёт может поразить любую цель, до которой ему позволяет дотянуться его дальнобойность, независимо от того, куда он в данный момент летит.

В рамках этой классификации были возможны самые разные боевые машины - от летающих крепостей до воздушных снайперов. Я мог бы привести конкретные примеры, но, по-моему, и так всё понятно.

Дальше я начал над всем этим богатством размышлять. Сразу стали очевидны смысловые оппозиции. 

Например, огневая мощь/броня, разница между "я всё уничтожу" и "я всё переживу".
Скорость/дальнобойность - "я до тебя добегу, я от тебя убегу" или "я до тебя дотянусь".
Наконец, манёвренность/сектор обстрела. Представьте себе два истребителя, которые ведут воздушный бой, пытаясь зайти друг другу в хвост. С одной стороны, эту схватку выиграет более манёвренный из них. С другой стороны, преимущество будет у того, у кого шире сектор обстрела, так как ему не обязательно точно подстраиваться к неприятельскому самолёту (например, если его сектор обстрела равен 180 градусам, он способен стрелять, даже повернувшись к противнику боком).


Первая ситуация - "линкор против двух линкоров". Очевидно, что все участники боя неповоротливые, не очень быстрые, зато с широкими секторами обстрела (большими возможностями по манёвру огнём) и довольно крепкие. Откуда это следует? Если бы "линкоры" в этом примере были хрупкими, всегда существовала бы вероятность размена один к одному, линкор на линкор, независимо от численного превосходства. Более того, в ряде случаев линкор-одиночка мог бы успеть быстро вынести одного из противников, а потом уже попытать шансы с оставшимися.

Но учитывая то, что я сказал, получается следующее. При равенстве характеристик, линкоры просто держат друг друга на мушке и обмениваются ударами. Именно это и имел в виду vasilisk_Поэтому один линкор почти всегда проиграет двум другим линкорам - говоря языком компьютерных игр, за то время, пока он снимет половину хитов у одного из противников, они снимут ему все.

Вторая ситуация - "ас на истребителе против нескольких истребителей противника (не асов)". Очевидно, что этот вариант полностью противоположен первому. Истребители манёвренные и быстрые, но с узким сектором обстрела. Именно поэтому ас может крутиться и раз за разом уходить с "линии огня". И они хрупкие - если бы истребители были бы крепкими, рано или поздно победила бы статистика, большее число боевых машин смогло бы добиться большего числа попаданий по одной единственной, сколько бы раз она не жалила их в ответ. Но так как истребители хрупкие, ас может пользоваться неизбежными ошибками своих противников, чтобы постепенно сокращать их число.

Вы согласны, что речь в тот раз шла именно об этом?
Tags: парадигмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments