Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Наболевшее

Не в первый раз сталкиваюсь с ситуацией, что вещи, сделанные людьми на энтузиазме, превышают качеством те, которые люди делают за деньги и ради денег.

То есть, скажем так, в ряде случаев пираты, нелегально распространяющие контент, могут предлагать более качественные и удобные для потребителя услуги, чем те люди, которые это делает легально и за деньги. (Возьмём комиксы. Как вы думаете, какие комиксы удобнее читать - отсканированные и выложенные в сеть, или официально купленные в качестве электронных изданий? Опять же, известные всем случаи, когда пиратский переводы оказывались лучше официальных.)

Сам этот механизм исследовался разными людьми с разных сторон.

Ну вот, из того, что я недавно читал:

"Bowles has recently studied the way that people are motivated by selfishness and the desire to maximize their own income, as compared to altruism and the desire to do a good job and be well regarded by others. Real-world experiments show that, contrary to traditional economic theories, market incentives destroy cooperation and are less efficient than voluntary, altruistic behavior "in most cases."

People act not only for material interests but also "to constitute themselves as dignified, autonomous, and moral individuals," he wrote.

Behavioral experiments suggest that "economic incentives may be counterproductive when they signal that selfishness is an appropriate response" and "undermine the moral values that lead people to act altruistically."

For example, "In Haifa, at six day care centers, a fine was imposed on parents who were late picking up their children at the end of the day. Parents responded to the fine by doubling the fraction of time they arrived late. When after 12 weeks the fine was revoked, their enhanced tardiness persisted unabated." This illustrates a "negative synergy" between economic incentives and moral behavior. "The fine seems to have undermined the parents' sense of ethical obligation to avoid inconveniencing the teachers and led them to think of lateness as just another commodity they could purchase."

Behavioral experiments of public goods game show that "substantial fractions of most populations adhere to moral rules, willingly give to others, and punish those who offend standards of appropriate behavior, even at a cost to themselves and with no expectation of material reward."

(...)

In most cases, "Incentives undermine ethical motives." "Incentives may frame a decision problem and thereby suggest self-interest as appropriate behavior." Simply using market terminology offers justifications for actions that would otherwise be unjustifiable."

"Боулс недавно проводил исследования того, как людей мотивирует эгоизм и желание максимально увеличить собственную прибыль, по сравнению с альтруизмом и желанием хорошо исполнить свою работу и заслужить уважение окружающих. Эксперименты в естественных условиях показали, что, вопреки традиционным экономическим теориям, рыночные стимулы губительны для сотрудничества между людьми, и, "в большинстве случаев", менее эффективны, чем добровольное, альтруистическое поведение.

Как писал Боулс, люди совершают поступки не только ради материальной заинтересованности, но и чтобы "определить себя, как достойную, независимую, моральную личность".

Эксперименты над человеческим поведением заставляют предположить, что "экономические стимулы могут оказаться контрпродуктивными в тех случаях, когда они делают приемлемыми эгоистическое поведение", и "подрывают моральные ценности, которые заставляли людей совершать альтруистичные поступки".

Например, "В шести детских садах Хайфы был введён штраф для родителей, которые слишком поздно забирали своих детей в конце дня. В результате, родители стали опаздывать в два раза чаще. Когда спустя 12 недель штраф отменили, родители всё равно продолжали приходить поздно". Это иллюстрирует "негативную синергию" между экономическими стимулами и моральным поведением. "Похоже, что штраф избавил родителей от этических обязательств забирать детей вовремя, чтобы не доставлять неудобств воспитателям, а вместо этого приучил их считать опоздание простым товаром, который можно приобрести за деньги".

Эксперименты над человеческим поведением в играх с наличием общественных ресурсов показали, что "значительная часть населения следует нравственным законам, охотно делится с другими и наказывает тех, кто нарушает общепринятые правила поведения, даже если это требует от них затрат и не приводит к какому-либо материальному вознаграждению".

(...)

В большинстве случаев, "[экономические] стимулы подрывает этическую мотивацию". "Наличие стимулов может повлиять на восприятие проблемы того или иного выбора, и в результате свести достойное поведение к следованию собственным интересам". Одно только использование рыночной терминологии уже позволяет оправдывать действия, которые в любой другой ситуации были бы неприемлемыми".


В общем, возвращаемся к тому, с чего начали.

"Как работа, которую (вероятно) делают за деньги, может оказаться хуже любительской? arishai уместно предположила, что деньги небольшие, а, следовательно, мотивируют хуже, чем чистый энтузиазм и любовь к индийско-тамильскому кинематографу".


То есть, пират... нет, скажем так, энтузиаст, в конце концов, действует, исходя из лучших сторон своей натуры. Им двигает любовь и стремление поделиться с людьми своей радостью. Свои творения он меряет по себе - какое качество он бы хотел получить. Это не всегда много, но это уже что-то.

Продавцы лицензионной продукции не такие. Во-первых, они тут за деньги, то есть, так или иначе, подсознательно им хочется тебя обмануть. (Исторически торговля возникла, как форма общения с другими племенами, то есть с чужаками и потенциальными противниками.) Во-вторых, те, кто непосредственно готовит продукт к продаже, не сталкиваются с потребителем непосредственно - между ними и потребителем находится толстый слой менеджмента. Они не людям хотят понравится, а менеджерам.

Понятно, что среди мировых проблем эта - относительно небольшая. Но и её стоит учитывать.

P.S. Я понимаю, что современная экономика не может держаться на энтузиастах, а большой бизнес - это большой корабль, у него есть недоступные простым смертным ресурсы. С другой стороны, на моей памяти, за последние десять-пятнадцать лет именно конкуренция с пиратами привела к повышению качества лицензионных услуг. (В то время как "борьба с пиратством" приводила как раз к падению качества.)
Tags: психоистория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments