Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Мехадизайн: Роботы, какими мы их знаем и любим

Проблема. Я хотел задать простой вопрос про роботов, которые боевые шагоходы.

Но получилось, что надо поговорить о западном мехадизайне, как таковом.

Но говорить о западном мехадизайне бессмысленно, если сначала не определить "восточный", т.е. японский.

А это... /*вздох*/

Из сети:

"К мехе я отношусь довольно прохладно, но я попытался сделать такую пародоксальную вещь как "реалистичная меха". Вышел некий симбиоз меха с его массивностью и мехи с человекоподобным видом и приемлемой подвижностью".

(В данном случае, человек хотел сказать, что западные боевые роботы (мехи) ему нравятся, а японские боевые роботы (меха) ему как-то не очень. Вот он и попробовал изобразить "гибрид меха и мехи". Получилась всё равно меха, правда :-D.)

Ладно. Одна картинка стоит тысячи слов :). А я их заготовил несколько. Чтобы понять, что такое японский анимационный мехадизайн, надо начать с того, что он представлял собой в районе семидесятых годов двадцатого века:



(Да, это волшебный великан в доспехах.)

"Реалистичной" мехой тогда считалось нечто подобное:



Видите, гусеницы вместо ног и пушки вместо рук! Это будто снимок военной техники завтрашнего дня! (Да, я испытываю определённую слабость к "Гантанку". Ничего не могу с собой поделать.)

К восьмидесятым годам японцы доросли до следующего этапа (сложные, изысканные доспехи):



В принципе, этого уже достаточно для понимания. Мы так не можем. Но японцы на этом не остановились и следующие тридцать лет продолжали оттачивать своё любимое искусство.

Если зайти с другого конца, то западный мехадизайн стоит на трёх китах - C3PO, T-800 и RoboCop. А точнее, AT-AT и AT-ST из "Звёздных войн"; культовый ED-209 из "Робокопа" и злобный киборг RoboCop-2 из одноимённого фильма; и Hunter-Killer Tank из "Терминатора" (видеоролик с трёхмерной моделью).

А за пределами кинематографа у нас есть Battletech (он же MechWarrior в своей компьютерной ипостаси), который дал нам "Атласа", "Локуста" и бессмертного "МэдКэта/Тимбервульфа".

[О да, как же я мог о нём забыть, "ARS-V1 Ares Superheavy Tripod OmniMech", тот самый, он вернулся!]

Ладно, честно признавайтесь, вы всё это ради картинок читаете? Тогда, в качестве примера современного западного мехадизайна, можете глянуть концепты к несостоявшейся игре M3CH (думаю, её погубило в том числе неудачное название, которое смущало поисковики - люди, искавшие игры про меху, или даже знавшие о ней, но запомнившие её, как MECH, не могли её найти) - концепты, лёгкие, средние, тяжёлые роботы. (Думаю, без концептов к HAWKEN/"Няшкену" вы обойдётесь.)

И раз уж речь зашла о картинках... Главные пророки западного мехадизайна на deviantart'e. BrotherOstavia - мне не особо нравится его стиль, но он пользуется авторитетом. flyingdebris - о да, он хорош. Shimmering-Sword - ну, его все знают, это практически нынешний стандарт коммерческого качества, у него обложки для очередных материалов по вселенной Battletech заказывают. ProgV - он вообще китаец, так что восточные нотки у него тоже проскальзывают. Но он превратил старую машину своего отца вот в это, так что все остальные любители рисовать роботов и собирать их из Lego просто обязаны на него молиться.

Подведём промежуточный итог. Итак, что такое японская "меха", и что представляют собой западные "мехи"?

Японцы любят:

- Антропоморфных роботов, роботов с человеческими руками-ногами и головой на подобающем ей месте;
- "Огнестрельное" или "холодное" оружие с человеческими пропорциями, но соответствующего масштаба, которое робот сжимает в своих манипуляторах. (Честно скажу - вот это самая глупая идея, на уровне "роботу нужна человеческая форма, чтобы сознание пилота могло слиться с его кибернетическим телом и помочь роботу поддерживать равновесие".)
- Щиты в средневековом духе, которые роботы носят и используют аналогичным образом;
- Вытянутые "в струнку" ноги (словами это сложно объяснить; ну вот как тут).

Если ограничиться одной фразой, то японский мехадизайн - это абсолютное торжество эстетики. Красивому роботу простят нелогичность и непрактичность. Про нереалистичность я молчу, мы о роботах говорим, всё-таки.

Американцы любят:

- Неантропоморфных роботов - шагающие танки, нелетающие вертолёты;
- Цыплячьи лапы коленками назад, и с растопыренными "пальцами" (как вариант, ноги могут заканчиваться сложными "копытами");
- Роботов без головы;
- Пушки (ракеты) вместо рук, или "руки", оканчивающиеся пушками (ракетами).
- Ракетные пусковые установки, как таковые;
- Оружие на "плечах" машины, то есть "базуки" и те же ракеты;
- Закос под "суровый военный реализм" вместо фэнтези.

Одним словом, настоящий американский мехадизайн можно описать ёмким американским словечком fugly. С американской точки зрения, если что-то выглядит особенно уродливым и собранным из отдельных, плохо подогнанных деталей, это реализм. Робот - это не волшебный великан, робот - это отрыжка военно-промышленного комплекса.

Понятно, что говорить о чётких параметрах тут бессмысленно.

Во-первых, стопроцентные американцы могут рисовать роботов в "японском стиле". Причём, под "японским стилем" обычно понимаются роботы, какими они были в том самом мультфильме, который человек смотрел в детстве. Дальше всё зависит о возраста, то есть от того, в какие годы этот человек был наиболее впечатлителен, и какие мультфильмы он тогда смотрел.

Во-вторых, по сравнению с японскими мехадизайнерами, американцы - это любители. А японцы, соответственно, профессионалы. И как настоящие профи, они могут работать в самых разных стилях и жанрах, в зависимости от поставленной задачи. Поэтому японцев интересует западный мехадизайн, как отдельное и интересное направление. Вот, например, работа Heavy Firepower японца Izzo Yoshi (1, 2), очень известного в узких кругах мастера Lego-мехадизайна, сознательная стилизация под "голливудские научно-фантастические концепты". Тут мы видим именно то, о чём я говорил - fugly, безголовость, ракетные пусковые установки; машина будто собрана из отдельных кусков. Но из-за того, что Izzo всё-таки японец, под всем этим нагромождением деталей всё равно читается человекообразный робот, взявший в одну руку щит, а в другую - автомат.

Если говорить о профессиональных работах, то вот боевая техника из аркадной видеоигры Wartran Troopers - совершенно "американские" роботы, созданные опытными японскими мехадизайнерами. Да что там говорить, если уродцев из игры "Steel Battalion Heavy Armor" тоже рисовали японцы?

[Cуществуют такие известнейшие японские игры, как серия Armored Core, где можно собирать собственного робота из доступных деталей - от рыцаря в доспехах и с лазерной катаной, до "цыплёнка" с ракетами на плечах, или полноценного танка (я говорил, что я люблю "Гантанк"?) с гусеницами вместо ног и орудиями вместо рук. Робот в Armored Core может выглядеть так, например. Всё, что хотите - робот на воздушной подушке? Паучьи лапы на колёсиках? Плазменные резаки для рукопашного боя вместо рук? Там это есть. А есть ещё серия Front Mission, где тоже можно было выбирать руки и ноги по вкусу. И была игра Chromehounds, где сборка собственных роботов принимала откровенно нездоровые формы...]

Итак, японцы интересуются американскими находками в области мехадизайна и даже видят в них определённую правду и прогрессивность. Безусловно, японцы щедро используют визуальные образы современной боевой техники. Более того, как я понимаю, истинным японским стилем в настоящий момент будет как раз fusion, щедро смешивающий влияния Востока и Запада. Кибернетические рыцари не сдают и не могут сдать своих позиций в японской массовой культуре, но теперь в большинстве случаев речь будет идти о сознательной ретро-стилизации под идеалы предыдущей эпохи.

Вот "вертикальные танки" из культовой игры Steel Battalion (1, 2), это начало двухтысячных. Над дизайном "вертикальных танков" работал Дзюдзи Окуба; этот дизайн, в свою очередь, повлиял на концепты к M3CH, на которые я ссылался выше. VT как раз представляют собой смешение японского и американского подходов, с пушками вместо рук и так далее. Конечно, прежде всего это японские роботы, созданные под лозунгом "стиль всё, разум ничто", - у них впечатляющая эстетика и до истерики смешные ТТХ. Ну там высота 20 метров, ширина 16 метров, скорость 80 км/час, калибр основного орудия - 300мм, боезапас - 60 снарядов, вспомогательно оружие - скорострельная 120-миллиметровая автоматическая пушка с магазином на 200 снарядов (*).

(продолжение следует...)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments