Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Мехадизайн: Нет, Вирджиния, ОЧБРов не существует

(...)

Но критически настроенный человек мог бы сказать - слушай, о каком современном американском мехадизайне вообще идёт речь? То, что сейчас рисуют в США, это на девяносто процентов Battletech, с лицензией или без лицензии. (А что там есть ещё? Сознательно "японский" Heavy Gear?) А весь Battletech, как известно, вырос из моделек к первому Macross'у 1982 года. И даже тогда Macross был всего лишь одним из течений в безбрежном океане японского мехадизайна - что же говорить про сегодняшний день, 30 лет спустя? Получается, что "американский мехадизайн" - это явление географическое, но не культурное, а с концептуальной точки зрения современный американский мехадизайн и вовсе является не более чем частным и вырожденным случаем японского мехадизайна. (Как "русский мехадизайн", если он вообще есть, будет разновидностью американского. И это в лучшем случае; про всякое там "виабушное дерьмо" и копии копий я даже не говорю.)

[Всезнающая Википедия сообщает нам, что поначалу дизайнер Макросса хотел выдать главным героям робота с цыплячьими лапами, для реализма. Но продюссер сказал ему, "ты что, дурак?" Поэтому цыплячьи лапы ушли вражеским машинам. Что особенно смешно, учитывая, что герои летают на космических истребителях, которые трансформируются в гигантских гуманоидных роботов и воюют с гигантскими гуманоидами, которые пилотируют тесные машины с цыплячьими лапами. Как бы то ни было, чтобы понять истоки современного американского мехадизайна, достаточно посмотреть на "Валькирию" в режиме GERWALK (промежуточная форма между самолётом и роботом)), на вражеские машины - Reguld и Glaug, ну и конечно же, на земных "дестроидов" - 1, 2, 3, 4. А своими плечевыми базуками западные роботы обязаны Guncannon'у из "Гандама".]

Что можно на это ответить?

На самом деле, мы всё-таки можем говорить о западном мехадизайне, как об особом явлении, прежде всего потому, что от японского мехадизайна он отличается генетически. Но чтобы поговорить об этом, необходимо вернуться в самое начало и вспомнить, кем были дедушки и прадедушки японских ОЧБРов.

В пятидесятые, и, особенности, в шестидесятые годы японцы полюбили фильмы про гигантских монстров, которые ходят и всех топчут. Вернее, речь шла о людях в резиновых костюмах, которые крушили макеты домов и давили игрушечные машинки. Ключевыми словами тут будут tokusatsu ("съёмка со спецэффектами"), kaiju ("монстр") и suitmation (комбинированная съёмка с использованием людей в резиновых костюмах). Природа этих существ не играла особой роли. Годзилла был гигантским радиоактивным динозавром-мутантом, Гамера в своей первой ипостаси была доистоической черепахой, а Даймадзин из одноимённой трилогии - огромной волшебной человекообразной статуей. Японцам просто нравилось на них смотреть, по причинам как бы не религиозного характера. Это были настоящие боги, сошедшие с небес.

Усложнение сюжета потребовало ввести в действие гигантского человекообразного героя, который будет драться с человеком в резиновом костюме на фоне макетов городских домов. Именно так появился Ultraman, благородный инопланетный суперробот:



(Этот робот выглядит очень человечным.)

Но японцы быстро поняли, что такой робот не смотрится на экране, потому что он слишком похож на человека в костюме. Каковым, в сущности, и является. Тогда они стали лепить на костюмы роботов картонные коробки, чтобы придать актёрам более "механический" и фантастический вид. Получилось что-то такое:



(Это не робот, это человек в костюме робота.)

Очень скоро все суперроботы стали выглядеть так:



(Угу. Всё это люди в костюмах. Они просто кажутся огромными человекообразными боевыми роботами.)

Ключевые слова - Kyodai Hero, телевизионный жанр про приключения супергероев, которые вырастают до гигантских размеров, чтобы бороться с гигантскими монстрами; Super Sentai - бесконечный и дико влиятельный цикл телесериалов про разноцветных супергероев в масках, которые в конце каждой серии используют свои транспортные средства, чтобы состыковаться в гигантского робота и победить гигантского вражеского робота или монстра. Кончик одного из щупалец Super Sentai, который добрался до Америки, получил там известность под именем Power Rangers.

Естественно, этот жанр вскоре проник и в японскую анимацию. У первых классических мультфильмов про суперроботов был именно такой формат. Гигантские враги нападают, гигантский человекообразный суперробот их побеждает, все счастливы. И так каждую серию. Правильнее даже будет сказать, что мультфильмы и сериалы развивались параллельно, заимствуя друг у друга удачные решения.

Вы понимаете, к чему я веду? Японские анимешные роботы выглядят так, как они выглядят, потому что их прообраз - это человек в костюме. "Гандам" был прорывом, потому что он постарался показать мир, в котором огромных человекообразных боевых роботов используют на войне, как обычную военную технику, наравне с теми же танками или самолётами. Безусловно, это было гениальное и революционное решение, породившее жанр "реалистичных боевых роботов". Но "Гандам" не порвал со своими корнями, а его корни - это суперроботы и "гигантские герои" в костюмах.

В конце концов, нет особой разницы между пафосным, величественным, десятиметровым Гандамом:



И грязным, заклёпочным, пропахшим машинным маслом четырёхметровым ВОТОМСом:



В обоих случаях там внутри человек. Не маленький человек-пилот, а человек нормального роста. В костюме робота. Понятно, что способности мультяшных роботов быстро вышли как за рамки возможностей телесериалов, так и за рамки человеческой анатомии. Их конечности могли быть очень толстыми или невероятно тонкими, крепится к телам на невозможных шарнирах, они могли перемещаться с невероятной скоростью, прыгать, летать и трансформироваться на ходу. Но суть японских представлений о том, каким должен быть огромный человекообразный боевой робот, осталась неизменной.

Именно поэтому японцам сложно полюбить лапы "коленками назад" - человеческие ноги так не сгибаются. А необходимость куда-то убрать голову актёра в костюме требует наличия у робота нормальной головы. Ну и раз у актёра есть руки, можно выдать роботу какое-нибудь пушку, меч или щит. 

Корни западного мехадизайна совсем иные.



Stephane Halleux (с).

Здесь надо начинать с кукольной анимации, с работ Рэя Харрихаузена. Западный фантастический робот, по своей изначальной сути - это прежде всего реально существующая механическая моделька, собранная из подручных материалов, которую приводят в движение при помощи кукольной анимации или скрытых за кадром кукловодов. Именно поэтому тот же MORAV - это стопроцентный продукт западного мехадизайна, несмотря на свои ноги и руки с пальцами. У него тушка есть.

Например, в сценарии сиквела "Звёздных войн" ("Империя наносит ответный удар") была сцена, в которой гигантские имперские шагоходы атакуют базу повстанцев. Японцы в этом случае одели бы актёров в резиновые костюмы с картонными коробками и выдали бы им "гигантские" пластмассовые мечи и автоматы. Американцы пошли и сделали модельки:



Вспомним ту же американскую "Годзиллу", которая никому тогда не понравилась. Фанаты фильмов про гигантских монстров обозвали показанное существо Зиллой, потому что "Zilla is no God". Японский Годзира - это настоящий мужик, в буквальном смысле слова: потный мужик в резиновом костюме. А Зилла - нарисованная на компьютере и надутая до невероятных размеров курица-несушка. Бездушная тварь.

Но помимо сомнительных качеств самого фильма, сыграла свою роль и разница подходов. Самое ведь смешное в том, что в основе и американской, и первой японской версии был американский же фильм "Чудовище с глубины 20 000 саженей". И именно американская Годзилла связана с ним непосредственно - через кукольную анимацию Чудовища, за которую отвечал Рэй Харрихаузер, через его же спецэффекты в фильме "За миллион лет до нашей эры", и через аниматронику Спилберга в фильме "Юрский парк" (правда, костюмы там тоже использовались). Сложно полюбить динозавра, похожего на куклу динозавра, если ты уже привык к динозаврам, похожим на человека в резиновом костюме.

Получается, что по своей истинной природе тот же Гандам ближе к японским монстрам, Робокопу и C3PO (Дарту Вейдеру, Чубакке, Чужому, Хищнику), чем к ED-209 и AT-ST. Он - костюм, они - механизмы. С этим даже можно связать подсознательное стремление японского мехадизайнера спрятать те суставы и швы, которые могут выдать в его роботе спрятанного человека, и ту гордость, с которой западный мехадизайнер вытаскивает наружу своей модели все эти шарниры и поршни - смотрите, перед вами честная кукла! При этом, что один, что другой давно уже рисуют свои творения на компьютере :).

(продолжение следует?)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments