?
Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О наказании злонравия и награде за послушание [Nov. 23rd, 2013|08:17 pm]
Григорий
А сегодня я с вами хотел бы поговорить о чём-нибудь старом, нравоучительном и душеполезном, времён блаженной памяти Императора Николая I-го.

Вот милая книжечка Анны Зонтаг "Повести и сказки для детей" (1832):





В сегодняшней сказке речь пойдёт о том, какую пользу приносит берёза народному хозяйству, делясь с людьми ложками, розгами и берёзовым соком. И о том, какую важную роль играют розги в воспитании вредных маленьких девочек...



А розги то были не простые, а волшебные!



Заметьте - когда мать пытается помешать избиению своего ребёнка, ей самой достаётся. Глубокая мудрость! Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам и молодицам урок. Да, если что, маленькому дьяволёнку было лет пять, не меньше.



Бетула кричит, мать не вмешивается, в общем, всё как обычно. Но главное - результат:



Ладно, ближе к делу, то есть, к Князю. Который владел всеми этими местами, как было заведено у Князей.



Ну дальше вы всё и так знаете. Хэппи-энд:



И эпилог:



Если оставить в стороне мистику, то получается, что при помощи розги родители смогли вырастить из своей чумазой дочурки настоящую принцессу, что в дальнейшем позволило им резко повысить свой социально-экономический статус.

У современного человека, как мне кажется, подобные аутентичные тексты могут вызвать только один вопрос - в те времена все люди были сумасшедшими, то есть эволюция человечества ещё не привела к появлению психически здоровых людей в современном смысле слова; или такие люди уже существовали, просто представляли собой ничтожное меньшинство?

Но подумайте о том, каким ужасом будут казаться людям будущего те вещи, которые мы сейчас считаем совершенно нормальными.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: gimli_m
2013-11-23 06:19 pm (UTC)
Пример не очень чистый. Это же не народная сказка, а авторская, да ещё и для "детей первого и второго возрастов". То есть сразу промаркированная для воспитательного конвеера. У нас сейчас тоже очень много детских писателей, которые со здравым смыслом знакомы смутно.

А так ничего особенно безумного не вижу. Сейчас многие дети втрого и далее возрастов (скажем, от 35 лет) тоже так думают. Например:
- хороший человек отличается от плохого по какому-то легко видному признаку
- если этот признак поставить под контроль, можно сделать (точнее, наделать, в нужном количестве) хорошего человека
- контроль - это дело совершенно простое, и главное, морально непротиворечивое
- получившийся в результате хороший человек будет хорошим совершенно во всём, к нему даже травмаи будут приходить вовремя.

Ну и отдельно:
- если кто-то главнее вас по статусу, и начинает причинять вам боль и неудобство, правильное поведение такое: посмотреть, не может ли кто-то более главный вам помочь, для вида посопротивляться немножко, и потом смириться с новым положением дел. И даже его одобрить.
- и, конечно, детей можно бить и унижать, дело житейское.

Что в этом несовременного?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-11-23 06:52 pm (UTC)
Так речь как раз о том, что авторская, и именно что наставительная.

"Ну и отдельно:
- если кто-то главнее вас по статусу, и начинает причинять вам боль и неудобство, правильное поведение такое: посмотреть, не может ли кто-то более главный вам помочь, для вида посопротивляться немножко, и потом смириться с новым положением дел. И даже его одобрить.
- и, конечно, детей можно бить и унижать, дело житейское.

Что в этом несовременного?"

А про это как раз был недавний спор в журнале Витуса Вагнера... http://vitus-wagner.livejournal.com/924079.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasilisk_
2013-11-23 07:19 pm (UTC)
А там спор? Мне как-то увиделась классическая схватка двух ёкодзун (потом подтянулись прочие участники специальной олимпиады) на предмет у кого длиннее правильнее педагогический подход...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-11-23 08:02 pm (UTC)
Но там, безусловно, обсуждался вопрос причинения неудобств старшим по званию в педагогических целях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasilisk_
2013-11-23 08:04 pm (UTC)
Я понял несколько иначе - там речь шла о критериях. То есть где заканчивается педагогический приём и начинается унижение. Причём всё это применительно к современным 16-летним подросткам, которых при всём желании сложно назвать беззащитными против чисто физического превосходства в силе, что имеет место быть у мелких детей, поэтому и разговор весь шёл про психологические приёмы и манипуляции.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-11-23 08:24 pm (UTC)
Я о том, что там в комментах именно то, о чём написал Гимли_М, это был ответ на его реплику - если описать любой степени жесткач, обязательно найдутся люди "второго и далее возрастов (скажем, от 35 лет)", которые начнут его оправдывать, как нечто совершенно нормальное и общепринятое.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2013-11-23 08:12 pm (UTC)
Я на эту тему могу вспомнить только наблюдение Джареда Даймонда, о том что в племенах скотоводов детей наказывают всегда, в племенах охотников и собирателей - почти никогда. А у земледельцев по-разному, зависит от того, какую культуру выращивают взрослые, и что при этом должны делать дети.

А поскольку современное общество - это фиг знает что, земледельцы с амбициями охотников и политическим устройством скотоводов, мы так и не определились с мерами дисциплины.

По ссылке про "нетрадиционный центр изучения языка" обсуждается другой вопрос. Как только человек позиционирует себя как дзен-мастера, сторонника именно нетрадиционных и шокирующих методик, с ним уже все ясно.
Гораздо интереснее, когда такое происходит обыденно, когда никто не шокирован.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-11-23 08:21 pm (UTC)
Там вся соль в комментах. Как раз "шокированные" в абсолютном меньшинстве.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2013-11-23 08:25 pm (UTC)
Это все напускное, участникам просто приятно быть жестокими.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2013-11-23 06:24 pm (UTC)
А вообще у меня в коллекции есть корейский вариант сказки про золушку, которая не выходит замуж за принца. Она вместо этого оказывает ему какую-то важную услугу, а потом возвращается в деревню мыть и убирать. Злые сёстры имеют неприятный разговор с начальством, и обещают её больше не обижать.

И ещё есть китайский вариант сказки про золотую рыбку\джинна, в котором главный герой использует заработанные услуги от волшебных существ не для подвигов, а чтобы спрятаться, пока других грабят и убивают. После чего некоторое время занимается мародёрством, и потом живет долго и счастливо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lubelia
2013-11-23 07:35 pm (UTC)
Ах, а я так ждала продолжения о том, что в итоге розги достались ее мужу, и как он их юзал, когда жена вдруг становилась нелюбезной:))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2013-11-23 08:01 pm (UTC)
...эээ, или наоборот. В тексте напрямую сказано, что Князь был большой лакомка. А сие грех, и требует исправления.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2013-11-23 08:04 pm (UTC)
Не, в рамках сюжета, это как раз его позитивная черта, потому что именно на этот крючок наша "Золушка"-Бетула его подцепила.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lubelia
2013-11-23 08:05 pm (UTC)
Ну в общем, залог счастливой семейной жизни:)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2013-11-23 08:15 pm (UTC)
... при том легко исполняемом условии, что один из супругов - князь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mitrichu
2013-11-27 08:09 pm (UTC)
Каждой эпохе соответствует свой тип поведения. И судить другую эпоху используя наш нынешний тип глупо.
Вы отлично проиллюстрировали тезис о том, что нельзя полностью понять даже близкие во времени времена, а уж всякие времена древние понять нельзя абсолютно.
Так что попаданцев бы вылавливали уже через 15 минут после начала общения с местным людом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zoa_mel_gustar
2013-12-06 08:15 pm (UTC)
Подрочил, спасибо!


А вообще вы драматизируете, мягко говоря. Вывод, сделанный из сказки, вовсе не звучит безумно (независимо от того, как мы смотрим на телесные наказания; мы можем быть не согласны с автором в этом вопросе, но не все, с нами несогласные, по одному этому уже безумцы; логика же этого подхода вполне понятна).
(Reply) (Thread)